Пояснительная записка
Программа спецкурса «Комплексная подготовка к ЕГЭ составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования по русскому языку и предназначена для обучающихся 10-11 классов.
В настоящее время актуальным становится сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических знаний для успешного формирования практических речевых умений. Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки учащихся к данной форме контроля.
Результаты выполнения экзаменационной работы дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большого внимания в процессе обучения в старших классах.
Цель данного спецкурса - эффективная подготовка обучающихся к успешной сдаче Единого Государственного Экзамена по русскому языку; формирование орфографической и пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста; практическое использование лингвистических знаний и умений, важных не только для подготовки к экзаменам, но и для дальнейшей деятельности выпускников, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Задачи: систематизация важнейших сведений по основным разделам курса русского языка, углубление лингвистических знаний; обращение к заданиям, вызывающим значительные затруднения у учащихся; формирование умения опознавать, анализировать и классифицировать языковые факты, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
Спецкурс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах. Рассчитан на 36 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе.
Обучающиеся должны
иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
уметь
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
- оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
- применять приёмы сжатия текста;
- анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств;
- создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров;
- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
- создавать письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство русского языка;
- владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа;
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Методы и формы обучения: лекция учителя, беседа, практикум, консультация.
Планируемые результаты:
Личностными результатами являются:
- осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами являются:
- владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
- способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами являются:
- применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, норм современного русского литературного языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.
- адекватное понимание содержания письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации.
- владение всеми видами речевой деятельности,.
- осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее), с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной задачи.
- владение умениями информационной переработки прочитанных текстов и представление их в виде тезисов, собственного текста.
Содержание спецкурса
1.Структура ЕГЭ. Кодификатор и спецификация.
2. Орфоэпия.
Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.
3. Лексика и фразеология.
Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.
4. Словообразование.
Основные способы словообразования частей речи.
5. Морфология.
Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.
6. Грамматические нормы.
Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).
7. Орфография.
Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.
8. Пунктуация.
Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.
9. Синтаксис.
Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения.
10. Синтаксические нормы русского языка.
Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.
11. Работа с текстом.
Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие "ключевого" слова.
12. Анализ языковых средств выразительности.
Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.
13. Подготовка к написанию сочинения (часть С).
Знакомство с критериями оценки части С. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактические ошибки.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
10 класс |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Орфоэпия |
2 |
3 |
Морфемика и словообразование |
3 |
4 |
Лексика |
4 |
5 |
Морфология |
13 |
6 |
Орфография |
13 |
|
Итого: |
36 |
11 класс |
||
7 |
Синтаксис и пунктуация |
16 |
8 |
Работа с текстом части С |
14 |
9 |
Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ |
4 |
|
Итого: |
34 |
Общее количество часов: |
70 |
Календарно-тематическое планирование
10 класс (36 часов)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Типология заданий ЕГЭ |
1 |
|
2-3 |
Современные орфоэпические нормы |
2 |
|
4 |
Основные способы словообразования частей речи |
1 |
|
5 |
Урок-практикум по теме «Основные способы словообразования частей речи» |
1 |
|
6 |
Трудные случаи словообразовательного разбора |
1 |
|
7 |
Лексические нормы современного русского языка |
1 |
|
8 |
Употребление синонимов и антонимов |
1 |
|
9 |
Употребление паронимов и омонимов |
1 |
|
10 |
Употребление фразеологизмов, заимствованных слов, архаизмов |
1 |
|
11 |
Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных |
1 |
|
12 |
Правописание сложных имён существительных |
1 |
|
13 |
Образование форм различных степеней сравнения прилагательных |
1 |
|
14 |
Употребление числительных. Склонение сложных количественных числительных |
1 |
|
15 |
Правописание наречий |
1 |
|
16 |
Правописание и употребление предлогов |
1 |
|
17 |
Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление |
1 |
|
18 |
Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи |
1 |
|
19 |
Образование форм повелительного наклонения глаголов |
1 |
|
20 |
Образование форм деепричастий |
1 |
|
21 |
Употребление некоторых форм глаголов, причастий и деепричастий |
1 |
|
22 |
Образование форм местоимений |
1 |
|
23 |
Употребление местоимений |
1 |
|
24 |
Принципы русской орфографии |
1 |
|
25 |
Типы орфограмм и принципы проверки |
1 |
|
26 |
Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов |
1 |
|
27 |
Чередующиеся гласные в корне слова |
1 |
|
28 |
Правописание гласных в приставках |
1 |
|
29 |
Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий |
1 |
|
30 |
Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов |
1 |
|
31 |
Согласные в корнях, приставках, суффиксах |
1 |
|
32 |
Правописание н и нн в прилагательных и причастиях |
1 |
|
33 |
Употребление ь и ъ |
1 |
|
34 |
Слитное, раздельное, дефисное написание слов |
1 |
|
35 |
Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию |
1 |
|
36 |
Диагностическая работа за курс 10 класса |
1 |
|
11 класс (34 часа)
№
|
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы |
1 |
|
2 |
Словосочетание. Виды синтаксической связи |
1 |
|
3 |
Простое предложение. Члены предложение |
1 |
|
4 |
Согласование в числе сказуемого с подлежащим |
1 |
|
5 |
Знаки препинания между однородными членами. Согласование в предложениях с однородными членами |
1 |
|
6 |
Знаки препинания при обособлении определений и приложений |
1 |
|
7 |
Другие случаи обособления второстепенных членов |
1 |
|
8 |
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями |
1 |
|
9 |
Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения |
1 |
|
10 |
Классификация сложных предложений |
1 |
|
11 |
Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи |
1 |
|
12 |
Знаки препинания в сложносочинённом предложении |
1 |
|
13 |
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении |
1 |
|
14 |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
1 |
|
15 |
Сложное предложение с разными видами связи |
1 |
|
16 |
Практическое занятие. Задания А4, А5, А26. |
1 |
|
17 |
Как писать сочинение-рассуждение. Требования к выполнению части С |
1 |
|
18 |
Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих |
1 |
|
19 |
Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте |
1 |
|
20 |
Анализ языковых средств выразительности |
1 |
|
21 |
Урок-практикум по теме «Языковые средства выразительности» |
1 |
|
22 |
Знакомство с критериями оценки части С.
|
1 |
|
23 |
Определение темы и проблематики текста. Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы |
1 |
|
24 |
Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте |
1 |
|
25 |
Осмысление авторской позиции текста |
1 |
|
26 |
Приёмы логического мышления. Аргумент.
|
1 |
|
27 |
Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки |
1 |
|
28 |
Виды речевых ошибок. Виды грамматических ошибок |
1 |
|
29 |
Урок-практикум по теме «Виды грамматических ошибок» |
1 |
|
30 |
Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ |
1 |
|
31-33 |
Выполнение пробного ЕГЭ |
2 |
|
34 |
Анализ работы. Подведение итогов |
1 |
|