Программа элективного курса для обучающихся 9-го класса "Готовимся к ОГЭ по русскому языку"

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Пояснительная записка

Элективный курс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» предназначен для обучающихся 9 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Программа курса разработана с учётом знаний и умений обучающихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.

В 9 классе на изучение русского языка отводится 3 часа, поэтому для успешной сдачи экзамена данный элективный курс будет востребован выпускниками. Он способствует психологической адаптации обучающихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в выпускной работе, подготавливает ребят к выполнению тестовой части, написанию сжатого изложения. Данный курс учитывает условия проведения ОГЭ, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется внимание на трудных случаях. Большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения.

Цель курса: осуществление поэтапной системной подготовки к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку.

Задачи:

  • обобщить знания о языке как системе (знания по орфографии, морфологии, лексике, словообразованию, синтаксису);
  • развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
  • формировать устойчивые навыки нормативной речи;
  • развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
  • совершенствовать речевую деятельность обучающихся.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

На занятиях курса используются:

  • лекции учителя с различными видами заданий;
  • составление обобщающих таблиц и опорных схем;
  • самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • самостоятельный отбор материала;
  • работа в группах;
  • работа с пакетами КИМов;
  • написание изложений.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: тема текста, основное содержание прослушанного текста, микротема, приёмы сжатия (компрессии) текста;
  • лексические явления в языке;
  • грамматические явления в языке.

Обучающиеся должны уметь:

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа,
  • определять тему текста, основную мысль,
  • извлекать информацию из различных источников,
  • свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой,
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение),
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения,
  • свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста,
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы русского литературного языка,
  • соблюдать в практике основные правила орфографии и пунктуации,
  • осуществлять речевой самоконтроль,
  • оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Программа элективного курса состоит из двух основных разделов:

  1. Сжатое изложение.
  2. Задания Части 2 (задания 2-14 с кратким ответом)

Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.

Содержание программы

1. Введение. Значение курса, его задачи (3 часа).

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение (12 часов).

Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: исключение, обобщение, упрощение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

3. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (16 часов)

Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение. Анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы». Анализ средств выразительности. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Лексический анализ. Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и в сложноподчиненном предложении. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные предложения с разными видами связи.

4. Заключение. Итоговый контроль (3 часа)

Диагностическая работа. Анализ ошибок

Тематическое планирование

Разделы

Кол-во часов

Формы контроля

1

Введение. Значение курса, его задачи

3

2

Текст. Сжатое изложение

12

Текущий контроль-написание изложения

3

Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий

16

Текущий контрольно-тренировочные упражнения

4

Заключение. Итоговый контроль

3

Итоговая практическая работа

Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку


Кол-во часов

Тема занятия

Дата
план./ факт.

Виды деятельности учащихся

Введение. Значение курса, его задачи(3ч.)

1

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий

аналитическое чтение и изучение содержания КИМов

2

1

Знакомство с демонстрационным вариантом

изучение содержания КИМов

3

1

Критерии оценивания части 1, 2

работа с таблицей

Текст. Сжатое изложение (12ч)

4

1

Работа над частью 1 (изложение)
Типы и стили речи. Текст и его строение. Речеведческий анализ текста.Тема и композиция текста. Основная мысль исходного текста

работа с текстом
слушание и осмысление прочитанного текста

5

1

Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию

работа с текстом
выделение микро- и макротемы
составление алгоритмов

6

1

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Прием исключение

составление опорного конспекта,работа с текстом

7

1

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма исключение

переработка информации текста

8

1

Сжатое изложение. Прием сжатия текста обобщение

составление опорного конспекта,работа с текстом

9

9

Сжатое изложение. Отработка приёма обобщение

переработка информации текста

10

1

Сжатое изложение. Прием сжатия текста упрощение

составление опорного конспекта,работа с текстом

11

1

Сжатое изложение. Отработка приема упрощение

Переработка информации текста

12

1

Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения

написание сжатого изложения с учётом компрессии и комментариев учителя

13

1

Грамматические нормы (морфологические, синтаксические). Лексические нормы. Пунктуация в простом и сложном предложении. Орфография

составление опорного конспекта

14

1

Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками

практикум по написанию и анализу сжатого изложения

15

1

Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками

практикум по написанию и анализу сжатого изложения

Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (16 часов)

16

1

Часть 2. Понимание смысла текста (задание 2)

анализ текста

17

1

Выразительные средства лексики и фразеологии (задание 3)

нахождение и толкование языковых средств

18

1

Основные орфографические правила написания приставок (задание 4)

составление опорного конспекта

19

1

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) (задание 5)

составление таблицы

20

1

Правописание -Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени (задание 5)

составление алгоритмов

21

1

Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по значению и происхождению (задание 6)

составление конспекта, работа с текстом

22

1

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях (задание 7)

работа в группах, составление схем

23

1

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых (задание 8)

работа с тестом

24

1

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых (задание 8)

работа с тестом

25

1

Простое осложненное предложение (Задание 9)

составление схем, переработка предложений

26

1

Простое осложненное предложение (Задание 9)

составление схем, переработка предложений

27

1

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (Задание 10)

опорный конспект, практикум

28

1

Синтаксический анализ сложного предложения (задание 11)

составление схем предложений

29

1

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП (задание 12)

составление таблицы, разбор предложений

30

1

Синтаксический анализ сложного предложения (задание 13)

составление схем предложений

31

1

Сложные предложения с разными видами связи (задание 14)

составление схем предложений

32

1

Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2)

Заполнение бланков, написание сжатого изложения, решение заданий с кратким ответом

33

1

Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2)

34

1

Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2)