Пояснительная записка
Элективный курс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» предназначен для обучающихся 9 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Программа курса разработана с учётом знаний и умений обучающихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.
В 9 классе на изучение русского языка отводится 3 часа, поэтому для успешной сдачи экзамена данный элективный курс будет востребован выпускниками. Он способствует психологической адаптации обучающихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в выпускной работе, подготавливает ребят к выполнению тестовой части, написанию сжатого изложения. Данный курс учитывает условия проведения ОГЭ, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется внимание на трудных случаях. Большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения.
Цель курса: осуществление поэтапной системной подготовки к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку.
Задачи:
- обобщить знания о языке как системе (знания по орфографии, морфологии, лексике, словообразованию, синтаксису);
- развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
- формировать устойчивые навыки нормативной речи;
- развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
- совершенствовать речевую деятельность обучающихся.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
На занятиях курса используются:
- лекции учителя с различными видами заданий;
- составление обобщающих таблиц и опорных схем;
- самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- самостоятельный отбор материала;
- работа в группах;
- работа с пакетами КИМов;
- написание изложений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: тема текста, основное содержание прослушанного текста, микротема, приёмы сжатия (компрессии) текста;
- лексические явления в языке;
- грамматические явления в языке.
Обучающиеся должны уметь:
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа,
- определять тему текста, основную мысль,
- извлекать информацию из различных источников,
- свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой,
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение),
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения,
- свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста,
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы русского литературного языка,
- соблюдать в практике основные правила орфографии и пунктуации,
- осуществлять речевой самоконтроль,
- оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Программа элективного курса состоит из двух основных разделов:
- Сжатое изложение.
- Задания Части 2 (задания 2-14 с кратким ответом)
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
Содержание программы
1. Введение. Значение курса, его задачи (3 часа).
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (12 часов).
Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: исключение, обобщение, упрощение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
3. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (16 часов)
Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение. Анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы». Анализ средств выразительности. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Лексический анализ. Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и в сложноподчиненном предложении. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные предложения с разными видами связи.
4. Заключение. Итоговый контроль (3 часа)
Диагностическая работа. Анализ ошибок
Тематическое планирование
№
|
Разделы |
Кол-во часов |
Формы контроля |
1 |
Введение. Значение курса, его задачи |
3 |
|
2 |
Текст. Сжатое изложение |
12 |
Текущий контроль-написание изложения |
3 |
Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий |
16 |
Текущий контрольно-тренировочные упражнения |
4 |
Заключение. Итоговый контроль |
3 |
Итоговая практическая работа |
Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку
№ |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Дата
|
Виды деятельности учащихся |
||
Введение. Значение курса, его задачи(3ч.) |
||||||
1 |
1 |
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий |
|
|
аналитическое чтение и изучение содержания КИМов |
|
2 |
1 |
Знакомство с демонстрационным вариантом |
|
|
изучение содержания КИМов |
|
3 |
1 |
Критерии оценивания части 1, 2 |
|
|
работа с таблицей |
|
Текст. Сжатое изложение (12ч) |
||||||
4 |
1 |
Работа над частью 1 (изложение)
|
|
|
работа с текстом
|
|
5 |
1 |
Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию |
|
|
работа с текстом
|
|
6 |
1 |
Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Прием исключение |
|
|
составление опорного конспекта,работа с текстом |
|
7 |
1 |
Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма исключение |
|
|
переработка информации текста |
|
8 |
1 |
Сжатое изложение. Прием сжатия текста обобщение |
|
|
составление опорного конспекта,работа с текстом |
|
9 |
9 |
Сжатое изложение. Отработка приёма обобщение |
|
|
переработка информации текста |
|
10 |
1 |
Сжатое изложение. Прием сжатия текста упрощение |
|
|
составление опорного конспекта,работа с текстом |
|
11 |
1 |
Сжатое изложение. Отработка приема упрощение |
|
|
Переработка информации текста |
|
12 |
1 |
Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения |
|
|
написание сжатого изложения с учётом компрессии и комментариев учителя |
|
13 |
1 |
Грамматические нормы (морфологические, синтаксические). Лексические нормы. Пунктуация в простом и сложном предложении. Орфография |
|
|
составление опорного конспекта |
|
14 |
1 |
Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками |
|
|
практикум по написанию и анализу сжатого изложения |
|
15 |
1 |
Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками |
|
|
практикум по написанию и анализу сжатого изложения |
|
Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (16 часов) |
||||||
16 |
1 |
Часть 2. Понимание смысла текста (задание 2) |
|
|
анализ текста |
|
17 |
1 |
Выразительные средства лексики и фразеологии (задание 3) |
|
|
нахождение и толкование языковых средств |
|
18 |
1 |
Основные орфографические правила написания приставок (задание 4) |
|
|
составление опорного конспекта |
|
19 |
1 |
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) (задание 5) |
|
|
составление таблицы |
|
20 |
1 |
Правописание -Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени (задание 5) |
|
|
составление алгоритмов |
|
21 |
1 |
Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по значению и происхождению (задание 6) |
|
|
составление конспекта, работа с текстом |
|
22 |
1 |
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях (задание 7) |
|
|
работа в группах, составление схем |
|
23 |
1 |
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых (задание 8) |
|
|
работа с тестом |
|
24 |
1 |
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых (задание 8) |
|
|
работа с тестом |
|
25 |
1 |
Простое осложненное предложение (Задание 9) |
|
|
составление схем, переработка предложений |
|
26 |
1 |
Простое осложненное предложение (Задание 9) |
|
|
составление схем, переработка предложений |
|
27 |
1 |
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (Задание 10) |
|
|
опорный конспект, практикум |
|
28 |
1 |
Синтаксический анализ сложного предложения (задание 11) |
|
|
составление схем предложений |
|
29 |
1 |
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП (задание 12) |
|
|
составление таблицы, разбор предложений |
|
30 |
1 |
Синтаксический анализ сложного предложения (задание 13) |
|
|
составление схем предложений |
|
31 |
1 |
Сложные предложения с разными видами связи (задание 14) |
|
|
составление схем предложений |
|
32 |
1 |
Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2) |
|
|
Заполнение бланков, написание сжатого изложения, решение заданий с кратким ответом |
|
33 |
1 |
Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2) |
|
|
|
|
34 |
1 |
Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2) |
|
|
|