Класс 6.
Предмет: русский язык.
Тип урока: освоения новых знаний.
Методическая цель урока: применение опорного конспекта, проблемных заданий, приемов самоконтроля и самооценки в целях освоения большого объема сложного учебного материала.
Цели урока: создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся в целях формирования у них понятия о числительном как самостоятельной части речи, умения различать количественные и порядковые числительные, знания морфологических признаков числительных и их синтаксической роли.
Планируемые результаты:
- личностные - развитие коммуникативных качеств при организации парной работы, развитие самостоятельности и ответственности в ходе работы с картинным диктантом, осознание собственных достижений при изучении материала по теме «Имя числительное», воспитание информационной культуры, любви к русскому языку.
- метапредметные - умение выделять главное в большом объеме информации, составлять опорные конспекты; владение смысловым чтением; умение участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать в паре, создавать устные и письменные высказывания; умение делать выводы и строить логическую цепь рассуждения.
- предметные - обучающиеся смогут дать определение числительному, научатся различать количественные и порядковые числительные, познакомятся с морфологическими признаками числительного и их синтаксической ролью.
Методический инструментарий урока: проблемный и исследовательский методы обучения; приемы самоконтроля и самооценки; элементы технологий: обучение в сотрудничестве, ИКТ.
Материальное обеспечение урока: интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал.
Организационно-деятельностный блок
№ этапа, время
|
Мотивация к учебной деятельности. 2 мин. |
|||||||||||
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
|||||||||
Настроить обучающихся на урок, создать благоприятную обстановку в классе. |
Приветствует обучающихся. |
Приветствуют учителя. |
Умение контролировать свою готовность к уроку. Принятие своей роли обучающегося, соблюдение определенных правил поведения. |
|||||||||
Актуализация знаний и пробное учебное действие. 3 мин. |
||||||||||||
Сформулировать совместно с обучающимися тему и цели урока. |
Предлагает обучающимся ответить на вопросы, не используя чисел и предположить тему урока.
|
Пытаются ответить на вопросы преподавателя, формулируют тему и цели урока.
Узнать: 1.Что такое имя числительное 2.Как оно изменяется 3.Каким членом предложения является 4.На какие две группы делятся числительные. |
Самостоятельно формулируют цели урока, участвуют в диалоге, высказывают точку зрения слушают мнения других. | |||||||||
|
Предлагает вниманию обучающихся опорный конспект урока, предлагает заполнить первую строку (Приложение 1).
|
Записывают тему урока в тетрадь. |
|
|||||||||
Изучение нового материала |
||||||||||||
Дать понятие о числительном как самостоятельной части речи, показать общее значение числительных.
(5 мин.) |
1. Предлагает обучающимся поработать в парах и собрать пословицы, назвать имена числительные в собранных пословицах и задать к ним вопрос. Сделать вывод: На какие вопросы отвечают числительные? Что обозначают? (Приложение 2) |
Выполняют предложенные задания, заполняют опорный конспект урока, делают выводы.
Проводят самооценку выполненной работы и ставят баллы. |
Умение слушать и слышать другого человека, продуктивно взаимодействовать в паре, умение делать выводы и строить логическую цепь рассуждения. | |||||||||
2. Предлагает распределить слова в два столбика.
Пять, три, шестой, двадцать, второй, тридцать, одиннадцать, двенадцать, седьмой, восьмой. |
Обучающиеся распределяют слова в 2 столбика, исправляют ошибки, анализируют записанные слова, делают выводы, оценивают свою работу на данном этапе. | |||||||||||
Научиться различать количественные и порядковые числительные.
(5 мин.) |
3. Дети на уроке проявляют активность, заинтересованность в получении результата своей деятельности.
В результате ученики приобрели необходимые на данном этапе усвоения материала знания и умения. Произошло целеполагание дальнейшей деятельности. Цель урока достигнута, задачи реализованы. (Презентация). |
Умение структурировать информацию, создавать устные высказывания на заданные темы. | ||||||||||
4. Задает вопросы:
- На какой вопрос отвечают данные слова? Что обозначают? - Как могут называться слова, которые обозначают количество? А те, которые обозначают порядок предметов при счете? 5. Предлагает обучающимся сделать промежуточный вывод и записать эту информацию в конспект. 6. Организует самооценку на данном этапе урока и предлагает оценить себя. 7. Предлагает снова внимательно посмотреть на тему урока, ответить на вопросы и выполнить задание: - Какие до этого вы проходили части речи, в состав которых входит слово «имя»? - Как вы думаете, что может быть общего между этими частями речи? (Возможно, они одинаково изменяются) - Давайте попытаемся выяснить, как изменяются числительные. - Просклоняйте числительные шесть и шестой |
Выполняют предложенные задания оценивают свою работу на данном этапе урока. |
Умение структурировать информацию, владение смысловым чтением, умение создавать устные высказывания на грамматическую тему. |
||||||||||
Выяснить, как изменяются имена числительные.
(5 мин.) |
8. Предлагает сделать вывод. (Имена числительные изменяются по падежам.)
9. Организует беседу: - Как еще могут изменяться числительные? - Изменяются ли количественные числительные по числам и родам? А порядковые? - Оцените свою работу на данном этапе урока. |
Оценивают свою работу на данном этапе. | ||||||||||
Физминутка
(1 мин.) |
10. Проводит физминутку.
Раз - подняться, потянуться,
|
|||||||||||
11. Проводит «Картинный диктант». (Презентация)
Предлагает обучающимся поработать в парах. На рисунке зашифрованы предложения, в состав которых входят числительные. Это всем известные фразы (пословицы, поговорки, афоризмы). Нужно отгадать предложения и записать их в тетрадь. (Презентация) |
Расшифровывают картинные ребусы, записывают разгаданные предложения в тетрадь. | |||||||||||
Выяснить, какими членами предложения могут быть имена числительные.
(7 мин.) |
12. Анализируя записанные предложения, предлагает выяснить, каким членом предложения может быть имя числительное. Для того чтобы правильно выполнить это задание, предлагает открыть учебник и внимательно прочитать материал на стр. 4, затем подчеркнуть имена числительные как члены предложения. | Работают с текстом учебника, делают выводы. | Умение анализировать информацию, умение делать выводы | |||||||||
13. Предлагает сделать общий вывод, а затем оценить свою работу на данном этапе урока Предлагает озвучить полную информацию о числительных. |
Рассказывают об имени числительном как самостоятельной части речи. |
|
||||||||||
Первичное закрепление материала. (5 мин.) |
||||||||||||
Проверить, насколько хорошо обучающиеся усвоили материал урока. |
Предлагает обучающимся поработать с текстом: вставить пропущенные числительные, подходящие по смыслу, подчеркнуть числительные как члены предложения, указать порядковое числительное или количественное, указать морфологические признаки, подчеркнуть как член предложения (Приложение 3). |
Выполняют предложенные задания. |
Оформляют свои мысли в устной и письменной речи, высказывают свою точку зрения, аргументируют её, |
|||||||||
Обобщение материала. (5 мин.) |
||||||||||||
Обобщить изученный материал. |
Предлагает обучающимся поработать с сигнальными карточками: если
|
Выполняют предложенные задания. |
Анализируют информацию, высказываю свою точку зрения и аргументируют её. |
|||||||||
Рефлексия. (2 мин.) |
||||||||||||
Выяснить, с какими сложностями столкнулись обучающиеся в процессе урока. |
Обращает внимание обучающихся на цели, поставленные в начале урока и предлагает рассказать о возникших в ходе урока трудностях. (Презентация)
|
Анализируют свою работу. Выставляют себе оценку. |
Самооценка, рефлексия собственной деятельности. |
|||||||||
Задание на самоподготовку, инструктаж по его выполнению. (1 мин.) |
||||||||||||
Подготовиться к выполнению задания на самоподготовку. |
Объясняет выполнение задания на самоподготовку.
|
Записывают задание на самоподготовку. |
Осознание важности учения, важности данного задания. |