Глагол как часть речи

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: глагол, Глагол как часть речи


Учебный предмет: русский язык.

Класс: 5.

УМК: учебник «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: углубить знания учащихся о глаголе, отработать умение правильно писать личные окончания глагола, совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Задачи:

  • обучающие: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;
  • развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков обучающихся в связи с использованием глагола в речи;
  • воспитательные: воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения, чувство прекрасного через изучение глагола.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивационно-ориентировочный

Цель: создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Читает стихотворение Н.А.Некрасова «Зелёный Шум», выделяя голосом глаголы.
Организует погружение в проблему, задаёт вопросы по осмыслению

Слушают учителя, пытаются решить задачу известным способом, находят в стихотворении часть речи, которую можно считать символом обновления природы.
Выразительно читают стихотворение. Работают с первым кругом вопросов и заданий: находят глагол с обобщающим значением и сравнительный оборот.
Работают со вторым кругом вопросов и заданий, анализируют двойной глагол, находят все глаголы в тексте.

(К) - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(Р) - целеполагание
(Л) - самоопределение

Операционно-исполнительский.

Цель: актуализация учебного содержания, необходимого для изучения нового материала

Знакомит учеников с новой информацией в форме компьютерной презентации.

Формулируют тему и цель урока.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Создают морфологический портрет глагола. Записывают информацию.

(Р) - выполнение пробного учебного действия
(Р) - целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)
(П) - осознанное и произвольное построение речевого высказывания
(П) - самостоятельное выделение познавательной цели
(К) - передача информации, постановка вопросов

Организует практическую работу по картине А.Рылова «Зелёный шум» (предлагает озвучить картину глаголами, чтобы передать жизнь, изображённую на полотне и посмотреть, как «работает» глагол). Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия (подбирают к существительным яркие, экспрессивные глаголы). Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексивно-оценочный
Цель: оценить результаты собственной деятельности

Организует контрольно-оценивающую деятельность.
Организует подведение итогов урока.
Объясняет домашнее задание: анализ синтаксиса миниатюры.
Поздравляет учеников-тружеников с новой темой - «Глагол».

Систематизируют полученную информацию о глаголе как части речи.
Актуализируют полученные знания.
Выражают своё мнение об итогах работы.
Оценивают достигнутые результаты урока.

(П) - рефлексия способов и условий действия
(П) - контроль и оценка процесса и результатов деятельности
(К) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(К) - учёт разных мнений
(Л) - Смыслообразование