Левшами являются около 10% людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой..
Отношение к левшам всегда было неоднозначным. Им приписывали какие-то необычные способности, считали странными, относились с подозрением.
В древней Греции и Индии леворуких людей любили, считали приближенными к богам.
В Европе относили к неумехам, неспособным выполнить даже самую простую работу. В Германии леворуких девушек не брали в жены.
В Японии, если муж узнавал, что жена его левша - имел полное право развестись с ней.
Что касается России, то в древние времена левшей считали колдунами и нечистыми, в XVIII веке Петр I запрещал левшам свидетельствовать в суде.
Поскольку у леворуких людей лучше развито образное мышление, за историю цивилизации они успели прославить себя в искусстве. Весь мир знает левшей-художников Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса, Пабло Пикассо, Анри Тулуз-Лотрека. Лев Толстой был амбидекстром - он одинаково хорошо владел обеими руками. Леворукие Моцарт и Бетховен, Пол Маккартни и Джимми Хендрикс отличились на «музыкальном фронте».
В советское время писать левой рукой было нельзя. Это считалось неправильным, и школьников переучивали. Считалось, что левшам в будущем будет тяжело работать, потому что очень много предметов, которые нас окружают (автомобили, музыкальные инструменты, медицинское оборудование) производят под правую руку.
Конечно, есть особенности обучения таких ребят:
- научить держать ручку бывает непросто;
- у ребенка замедленный темп письма;
- чтение по слогам дается им тяжелее, чем праворуким;
- из-за повышенной эмоциональности они быстро утомляются;
- эти дети очень ранимы и впечатлительны.
Но:
- хорошо умеют ориентироваться в пространстве;
- быстро могут понять главное (в прочитанном рассказе, в тексте задачи);
- очень хорошо понимают слова, их значение;
- мечтают, сочиняет удивительные истории.
Психологи и педагоги рекомендуют родителям:
- Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.
- Не заостряйте внимания на этой особенности ребенка и не позволяйте делать это другим.
- Осветительный прибор, тетради, учебники должны обязательно располагаться с правой стороны.
- Купите гелевую ручку. Она не пишет, если держать её под неправильным углом. Это поможет быстрее поставить руку.
- Не списывайте проблемы ребенка в школе на леворукость.
- Не говорите ребенку (и праворукому тоже): «У меня, нет сил с тобой, возиться», «Это так просто, а ты не можешь научиться».
Как определить ведущую руку? Существует много способов определения ведущей руки у ребенка. Например: Cистема тестов для определения леворукости М.Г.Князевой и В.Ю.Вильдавским. Лучше, если диагностику проведет специалист.
Многие родители теряются, когда понимают, что их ребенок левша. У них возникает множество вопросов: что делать с таким ребенком, как учить его писать, есть, совершать даже самые простые движения.
Можно через игровые задания подготовить дома ручку ребенка к письму еще до школы. Предлагаем детям выполнить следующие задания:
- Пластилиновая аппликация.
Кладем перед ребенком карточку с написанной буквой (цифрой).
Задание: «закрась» пластилином. Ребенок пальчиком обводит букву (цифру) ПРАВИЛЬНО, затем размазывает пластилин по шаблону.
- «Золушка».
Смешайте горох, фасоль, бобы. Поставьте перед ребенком 3 тарелочки для каждого вида.
Задание: тремя пальчиками бери из кучки по одному зернышку, клади в тарелочку.
- Рисуем палочками (счетные подойдут).
Задание: выложи палочками фигуру (домик, кораблик, флажок и т.д.) Я сяду к тебе спиной, а ты подробно описывай все свои действия. Когда закончишь работу, я постараюсь угадать, что ты выложил.
Леворукость - это не дурная привычка или причуда, а следствие устройства головного мозга, индивидуальная особенность ребенка. И переучивать ребенка пользоваться правой рукой бессмысленно.