Спецкурс «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку » предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа. Программа, разработанная с учетом знаний и умений обучающихся, освоивших курс основной школы, позволяет углубить содержание базового учебного предмета "Русский язык" и обеспечить дополнительную подготовку обучающихся к единому государственному экзамену по русскому языку.
Программа нацелена повысить уровень знаний по программным разделам курса русского языка: фонетика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, текстоведение и речеведение.
Реализация программы предполагает совершенствование практических умений по орфографии и пунктуации; умений анализа текста и его информационной переработки.
Цели изучения спецкурса: освоение обучающимися 11-го класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса - обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи изучения курса:
- совершенствование языковой грамотности обучающихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач обучающимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников. Основные формы проведения занятий: лекция, собеседование, семинар, практикум, консультация.
Формы контроля уровня достижений учащихся
- Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
- Тематический контроль: тест, задание с развернутым ответом.
- Итоговый контроль: итоговый тест, задание с развернутым ответом.
Результаты освоения спецкурса
Программа обеспечивает достижение выпускниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности;
- понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком;
- понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- использование знаково-символических средств представления информации;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
- применение знаний о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений;
- адекватное понимание информации (основной и дополнительной, явной и скрытой) письменного сообщения (текста, микротекста);
- оценивание речи с точки зрения языковых норм русского литературного языка;
- понимание и интерпретация текста.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа;
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Методы и формы обучения: лекция учителя, беседа, практикум, консультация.
Формы контроля уровня достижений обучающихся:
- Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
- Тематический контроль: тест, задание с развернутым ответом.
- Итоговый контроль: итоговый тест, задание с развернутым ответом
Содержание спецкурса
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям 1-26
Речь. Текст. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Главная информация текста. Текст как речевое произведение.
Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально-смысловые типы Речи. Средства связи предложений в тексте.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
Нормы орфографии. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (кроме -Н-/-НН-). Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
Нормы пунктуации. Знаки препинания в простом осложнённом предложении(с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами,приложениями, дополнениями). Знаки препинания в предложениях со словамии конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.
Языковые нормы. Орфоэпические нормы (постановка ударения). Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Морфологические нормы (образование форм слова). Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
Выразительность речи. Языковые средства выразительности.
Контрольные работы.
Тематическое планирование
№
|
Название темы (раздела) |
Кол-во часов |
1 |
Введение |
2 |
2 |
Речь. Текст |
5 |
3 |
Лексика и фразеология |
2 |
4 |
Речь. Нормы орфографии |
7 |
5 |
Речь. Нормы пунктуации |
6 |
6 |
Речь. Языковые нормы |
5 |
7 |
Речь. Выразительность речи |
1 |
8 |
Контрольные работы |
6 |
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы
|
Тема |
Кол-во часов |
1. Введение |
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. |
2 |
2.Подготовка к заданиям части 1 |
Задание 1. Информационная обработка письменных текстов различных
|
1 |
|
Задание 2. Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения |
1 |
|
Задание 3. Лексическое значение слова |
1 |
|
Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения) |
1 |
|
Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) |
1 |
|
Задание 6. Лексические нормы |
1 |
|
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова) |
1 |
|
Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления |
1 |
|
Контрольная работа |
2 |
|
Задание 9. Правописание корней |
1 |
|
Задание 10. Правописание приставок |
1 |
|
Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) |
1 |
|
Задание 12. Правописание личных окончаний
|
1 |
|
Задание 13. Правописание НЕ и НИ |
1 |
|
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное
|
1 |
|
Задание 15. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи |
1 |
|
Контрольная работа |
2 |
|
Задание 16. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами).
|
1 |
|
Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами,
|
1 |
|
Задание 18. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
1 |
|
Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении |
1 |
|
Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи |
1 |
|
Задание 21. Пунктуационный анализ |
1 |
|
Контрольная работа |
1 |
|
Задание 22. Текст как речевое произведение.
|
1 |
|
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи |
1 |
|
Задание 24. Лексическое значение слова.
|
1 |
|
Задание 25. Средства связи предложений в тексте |
1 |
|
Задание 26. Речь. Языковые средства выразительности |
1 |
|
Контрольная работа |
1 |