Программа спецкурса по русскому языку для обучающихся 11-го класса "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку"

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Ключевые слова: ЕГЭ по русскому языку


Спецкурс «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку » предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа. Программа, разработанная с учетом знаний и умений обучающихся, освоивших курс основной школы, позволяет углубить содержание базового учебного предмета "Русский язык" и обеспечить дополнительную подготовку обучающихся к единому государственному экзамену по русскому языку.

Программа нацелена повысить уровень знаний по программным разделам курса русского языка: фонетика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, текстоведение и речеведение.

Реализация программы предполагает совершенствование практических умений по орфографии и пунктуации; умений анализа текста и его информационной переработки.

Цели изучения спецкурса: освоение обучающимися 11-го класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса - обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи изучения курса:

  • совершенствование языковой грамотности обучающихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач обучающимися с разным уровнем языковой подготовки;
  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении заданий;
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников. Основные формы проведения занятий: лекция, собеседование, семинар, практикум, консультация.

Формы контроля уровня достижений учащихся

  1. Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
  2. Тематический контроль: тест, задание с развернутым ответом.
  3. Итоговый контроль: итоговый тест, задание с развернутым ответом.

Результаты освоения спецкурса

Программа обеспечивает достижение выпускниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности;
  • понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком;
  • понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • использование знаково-символических средств представления информации;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

  • применение знаний о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений;
  • адекватное понимание информации (основной и дополнительной, явной и скрытой) письменного сообщения (текста, микротекста);
  • оценивание речи с точки зрения языковых норм русского литературного языка;
  • понимание и интерпретация текста.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах;
  • индивидуальная работа.

Методы и формы обучения: лекция учителя, беседа, практикум, консультация.

Формы контроля уровня достижений обучающихся:

  1. Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
  2. Тематический контроль: тест, задание с развернутым ответом.
  3. Итоговый контроль: итоговый тест, задание с развернутым ответом

Содержание спецкурса

Введение

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Подготовка к заданиям 1-26

Речь. Текст. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Главная информация текста. Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально-смысловые типы Речи. Средства связи предложений в тексте.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексическое значение слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

Нормы орфографии. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (кроме -Н-/-НН-). Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

Нормы пунктуации. Знаки препинания в простом осложнённом предложении(с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами,приложениями, дополнениями). Знаки препинания в предложениях со словамии конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.

Языковые нормы. Орфоэпические нормы (постановка ударения). Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Морфологические нормы (образование форм слова). Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.

Выразительность речи. Языковые средства выразительности.

Контрольные работы.

Тематическое планирование


темы

Название темы (раздела)

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Речь. Текст

5

3

Лексика и фразеология

2

4

Речь. Нормы орфографии

7

5

Речь. Нормы пунктуации

6

6

Речь. Языковые нормы

5

7

Речь. Выразительность речи

1

8

Контрольные работы

6

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы

Тема

Кол-во часов

1. Введение

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

2

2.Подготовка к заданиям части 1

Задание 1. Информационная обработка письменных текстов различных
стилей и жанров. Главная информация текста

1

Задание 2. Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

1

Задание 3. Лексическое значение слова

1

Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)

1

Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

1

Задание 6. Лексические нормы

1

Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова)

1

Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

1

Контрольная работа

2

Задание 9. Правописание корней

1

Задание 10. Правописание приставок

1

Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

1

Задание 12. Правописание личных окончаний
глаголов и суффиксов причастий

1

Задание 13. Правописание НЕ и НИ

1

Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное
написание слов

1

Задание 15. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

1

Контрольная работа

2

Задание 16. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами).
Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

1

Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами,
приложениями, дополнениями)

1

Задание 18. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

1

Задание 21. Пунктуационный анализ

1

Контрольная работа

1

Задание 22. Текст как речевое произведение.
Смысловая и композиционная целостность текста

1

Задание 23. Функционально-смысловые типы речи

1

Задание 24. Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты.
Группы слов по происхождению и употреблению

1

Задание 25. Средства связи предложений в тексте

1

Задание 26. Речь. Языковые средства выразительности

1

Контрольная работа

1