Урок русского языка в 4-м классе на тему "Обобщение. Имя прилагательное. Имя существительное"

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, обобщение


Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках имен существительных, прилагательных;
  • формировать у детей орфографическую зоркость при работе над словом, чувство языка.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификация), память, воображение, внимание, связную речь детей, аккуратность.
  • развивать коммуникативные компетенции (умение работать в группах).

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и интерес к уроку русского языка; пробуждать познавательный интерес к родному слову;
  • воспитывать стремление к совершенствованию своей устной речи.

Ход урока

I. Организационный момент

- На улице весна. Представьте себе, что вы в весеннем лесу. Свежий воздух. Глубоко вздохнули, выдохнули. Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему. Улыбнитесь мне, друг другу. Повернитесь, улыбнитесь гостям. Тихонечко сели.

II. Тема урока, цель

- Урок русского языка. Тема: "Обобщение. Имя прилагательное. Имя существительное".

Цель урока: Обобщение знаний об имени существительном, имени прилагательном как частей речи.

Открыли тетради. Второе апреля. Классная работа.

III. Лексическая работа

- Прочитайте шёпотом строки, которые написала о весне Надежда Толмачёва:

В весенний солнечный денёк
Золотой расцвёл цветок.
На высокой тонкой ножке
Одуванчик у дорожки.

- Прочитаем эти строки выразительно.

- Как вы понимаете выражение «золотой цветок»?

- Запишите строки в тетрадь красиво и грамотно.

IV. Словарная работа

1. Повторение слов по теме «Цветы»

- Какое словарное слово встретилось?

- К какой теме относится это слово?

- Вспомните, какие ещё слова относятся к теме «Цветы»?

- А теперь читаем все вместе. (Чтение слов с ударением, по слогам)

2. Запись слов в тетрадь

- Запишите слова в тетрадь.

3. Взаимопроверка

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте.

- Кто сделал работу без ошибок?

4. Знакомство с новым словом

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Об этом цветке в разных уголках нашей страны скажут по-разному. Одни скажут, что он голубой, как весеннее небо. Другие - что он золотистый, как солнечный луч. А третьи - что он белый, как снег. Дело в том, что часто так называют любые цветы, которые первыми появляются из-под снега. Кто догадался, о каком цветке идёт речь?

- Настоящий подснежник - это беловато-жёлтоватый цветок-стрелка.

- Прочитаем слово по слогам и с ударением.

- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение.

Подснежник

- Почему слово подснежник является словарным?

- Подчеркнём орфограммы.

5. Разбор слова по составу

Подберём к слову подснежник однокоренные слова.

Подснежник, снег, снежный, снежинка, снеговик, Снегурочка.

- Какие из этих слов являются существительными? Почему?

- Что такое существительное?

- Почему слово «снежный не является существительным?

- Какая это часть речи? Почему?

- Разберём слова снеговик и снежный по составу.

V. Синтаксический разбор предложения

- Запишите предложение.

Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа.

- Сделаем синтаксический разбор предложения.

- Вопросы.

VI. Морфологический разбор слов подснежник, голубенький

- Издавна подснежник считался символом надежды. Старинная легенда рассказывает, что в момент, когда Адама и Еву изгнали из рая, было холодно, шёл снег, Ева замёрзла. И в утешение ей несколько снежных хлопьев превратили в цветки подснежника. А вот что написал Иван Сергеевич Соколов-Микитов: Ещё не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром, расстилаются подснежники…

- Сделаем морфологический разбор слов подснежник, голубенький

Подснежник - сущ.

  • (Что?) подснежник. Н.ф подснежник.
  • Пост. - нариц., неодуш., м.р., 2 скл.; непост.- в И.п,, в ед.ч..
  • (Что?) подснежник.

Голубенький (подснежник) - прил.

  • Подснежник (какой?) голубенький. Н.ф. голуебнький.
  • Непост.- в И.п,, в ед.ч.,в м.р..
  • Подснежник (какой?) голубенький.

VII. Творческая работа

1. Орфографическая работа

- Вставьте безударные окончания.

- Как написать безударное окончание существительного? Прилагательного?

Пробудился после зимн… сна, появился на пригорк., редк.. растения, не собирайте огромн.. букет...

2. Самостоятельная работа

- Используя эти словосочетания, напишите небольшой рассказ «Берегите цветы».

3. Чтение рассказов

- Прочитаем рассказы.

4. Воспитательный момент

- Цветы, как всё живое, требует бережного отношения к себе. Особенно мы должны беречь редко встречающиеся растения. Их осталось на Земле так мало, что они могут совсем исчезнуть. Это ландыши, сон - трава, ветреница, кувшинка. Не берите для букетов много цветов, два-три цветочка, поверьте будут смотреться гораздо красивее, чем большой букет, да и те порадуют один-два дня. Но они больше никогда не вырастут на Земле.

Дерево, трава и птица.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

VIII. Итог урока

1. Составим рассказ о существительном.

2. Составим рассказ о прилагательном.

3. Заморочки из бочки.

Определить:

1) определить род существительных: ТЮЗ, Кутаиси.

2) определить одушевлённость существительных: снеговик, кукла.

3) определить род существительных: непоседа, непоседа Оля, непоседа Коля.