Не с именами существительными

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: правописание не с именами существительными


Учебный предмет: русский язык.

Класс: 6.

УМК: учебник «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской.

Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.

Задачи урока:

    образовательная: помочь учащимся усвоить правописание не с именами существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу;
  • развивающая: помочь учащимся развить познавательные процессы (речь, воображение, восприятие), творческие способности; умение применять логические операции(анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение);
  • воспитательная: содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Этап урока

Содержание
деятельности
учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности

I. Оргмомент

Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на работу, проверяет их готовность к уроку.
«Верь в себя, в свои силы, в возможность бесконечного творчества, и тогда всё получится» Аристотель

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. Организация рабочего места. Демонстрируют готовность к уроку.

II. Актуализация знаний и этап мотивации

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия.

Задание.
Прочитайте предложенные предложения, объясните написание выделенных слов. Какая мысль объединяет эти пословицы.
Врагу (не)кланяйся, для друга жизни не жалей.
(Не)имей сто рублей, а имей сто друзей.
Крепкую дружбу и топором (не)разрубишь.
Истинный друг радуется успехам ближнего, мнимый - за них его (не)навидит.
Работа в парах. Пары обсуждают правописание выделенных слов, отвечают на вопрос, участвуют в определении темы урока.
Не кланяйся, не имей, не разрубишь - пишем раздельно, потому что это глаголы; ненавидит - раздельно, так как этот глагол без НЕ не употребляется.
Обсуждают, осуществляют контроль и оценку
Работа с текстом.
(Не)настье длилось трое суток. После (не)погоды небо прояснилось, тучи рассеялись, и из-за горизонта показалось ласковое солнышко.
Метель сотворила чудо: природу не узнать. Все вокруг укрыто снежным одеялом. Сосны и ели, словно снежные бабы. А береза? Да это (не)береза, а снегурочка настоящая! Вот так чудеса!
Работа в парах. Чтение текста.
- Что перед нами? Текст.

Извлекают нужную информацию,
Выполняют логические операции, делают умозаключение

- Назовите стиль речи. Художественный.
- Тип речи. Повествование с элементом описания.
Ребята, внимательно посмотрите на текст. Мы можем помочь частице -НЕ-? Нет. Мы не знаем, когда частица -НЕ- пишется слитно, а когда - раздельно с существительными.

Как будет звучать тема нашего урока?

Не с именами существительными.

III. Этап целеполагания и планирования

Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего урока.
- Что необходимо для того, чтобы научиться писать существительные с НЕ?

Пары участвуют в постановке цели урока.
Научиться писать НЕ с существительными

Необходимо выяснить, при каких условиях существительные с НЕ будут писаться слитно, а при каких - раздельно.

Умеют слушать.
Формулируют ответы на поставленные вопросы.
Высказывают и аргументируют свое мнение по заданию.

IV. Проблемное объяснение нового материала

Цель: Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи.

Работа в парах (Каждая пара получает карточку со словами и фишками) По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой. Над существительным - фишкой с буквой «С».
- Относящийся невнимательно к своей работе (небрежный).
- Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (невзлюбить).
- Не очень много, в некоторой степени, слегка (немножко).
- В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (небылица).
- Неизвестный человек (незнакомец).
- Оставшийся неповреждённым (невредимый).
- Неаккуратный человек (неряха).
- Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться (неугомонный).
- Грубый, невоспитанный человек (невежа).
- Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (невежда).
- Растение с мелкими голубыми цветками (незабудка)
- Горе, несчастье (невзгода).
- Неожиданный, случайный; гость, например (неожиданно-негаданно).
- Непривлекательный с виду, некрасивый (невзрачный).
- Находиться в недоумении (недоумевать).
- Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (недотрога).

Что объединяет слова в ваших карточках? Как написано Не с этими словами? Найдите все существительные. Подумайте почему Не в этих сущ. написано слитно? Запишите их в тетрадь

- К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.
Образец: друг - недруг (враг)

Счастье - несчастье (горе.)
Внимательность - невнимательность(рассеянность).
Воля - неволя (рабство).
Погода - непогода (слякоть).
Противник - неприятель (враг).
Правда - неправда (ложь).
Уверенность - неуверенность (сомнение).

- Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно?
3. Работа в парах Игра «Собери пословицы».
Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача - правильно их собрать.
(Не) работа сушит, а забота.
(Не) печь кормит, а руки.
Глупость (не) порок, а беда.
Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
(Не) друг поддакивает, а друг спорит.

Игра «Лото». По лексическому значению определяют значение слова и закрывают его фишкой, а существительные закрывают с фишкой С.
Знакомятся с результатами работы. Взаимопроверка.
Извлекают необходимую информацию из различных источников.
Осуществляют контроль и оценку учебных действий.
Осуществляют логические действия

- Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?
- Когда -НЕ- приставка, часть корня, частица?

Ребята обсуждают в парах вопросы, отвечают на них.
- Не

Записывают в тетрадях

Начертите схему правила: правописание не с существительными. Рисуют схему. Таким образом выводят правило правописания НЕ с существительными

V. Первичное закрепление изученного

Цель: закрепление предметных умений, универсальных действий (решение предметных задач)

Физкультминутка
Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с НЕ слитно, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с НЕ раздельно, вы хлопаете в ладоши над головой.
Выполняют элементарные физические упражнения, соглашаясь или опровергая сказанное.
Игра «Веришь ли ты…»
Веришь ли ты, что НЕ является в существительном приставкой, частью корня, просто частицей?»
Веришь ли ты, что не с именами существительными всегда пишется слитно? Почему?»
…..
Отвечают на вопросы Формулируют ответы на вопросы. Логически мыслят.
Извлекают нужную информацию

Работа по учебнику.
Предлагает выполнить упражнение

Выполняют упражнения 285

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: контроль знаний.

Предлагает выполнить задание теста

Выполняют тест. Самопроверка теста

Осуществляют контроль и оценку учебных действий

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания на уроке.

1 группа составляет синквейн по теме урока. Выполняют предложенное задание. Принимают и сохраняют учебные задачи.
Поиск способов их решения

2 группа отвечает на вопросы.
- Над какой темой мы работали?
- Каких успехов вы достигли?
- Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?
- Кого и за что хотели бы вы поблагодарить после уроков?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
Формулируют ответы на вопросы.

Домашнее задание:
1. выполнить упражнение 291;
2. из произведений художественной литературы выписать 3 предложения, в которых не с существительными употребляется раздельно;
3. написание сказки «Не с существительными»
Дерзайте! Творческих вам успехов!

Учащиеся выбирают из предложенного материала домашнее задание. Записывают задания, задают уточняющие вопросы.
Знакомятся с алгоритмом написания сказки.