Цели: дать представление о том, что изучают графика и каллиграфия, и о назначении алфавита.
Задачи:
- дать представление об отличии устной речи от письменной;
- формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, составлять алфавитный перечень слов;
- воспитывать любовь к родному слову через обращение к русской литературе;
- развить общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Ход урока
I. Организационный момент (настрой на урок, артикуляционная разминка
«Лепим снеговика»
- Открываем рот широко (как бы произнося букву А), потом рот немножко закрывается (как бы произнося букву О) и «последний маленький комок» (как бы произнося букву У, только губы немного напрягаем, чтобы они не вытягивались вперед в трубочку).
Проверка домашнего задания
II. Основная часть
1. Синтаксическая разминка. Вставьте необходимые слова, чтобы получились пословицы. Расставьте необходимые знаки препинания. Объясните их постановку (работа в тетрадях и на доске).
1) Ученье ... , а неученье ....
2) ... источник знаний.
3) Повторение ... учения.
- Предложенные пословицы живут с XIX века. Как вы понимаете эти пословицы в настоящий момент?
- Где нам встречается термин «транскрипция»?
Определите, какие орфограммы есть в затранскрибированных словах. Запишите их согласно нормам. Объясните совпадение произношения и написания (индивидуальная и групповая работа).
[каз'ба], белый [гр'ип], [марос].
III. Слово учителя
- Подумайте, какую тему мы продолжаем изучать? Вспомните стихотворные строки А.С.Пушкина:
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
- И вновь мы в сказке: представьте себе мысленно эту сказочную картину. Какое слово в стихотворении может вызвать у вас вопрос? Что означает слово чредой? Ребята, именно от этого слова образовался глагол чередовать. Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди. Чередоваться могут и звуки речи (гласные и согласные). Предлагаю вам рассмотреть таблицу.
Слова
|
Чередование |
Слова |
Чередования |
Ухо - уши |
х/ш |
Кую - ковать |
у/ов |
Пеку - печь |
к/ч |
Заря - зорька |
а/о |
Свет - свеча |
т/ч |
Жатъ-жну-пожинать |
а/н /ин |
Ход - хожу |
д/ж |
Жать - жму - пожимать |
а/м/им |
Вновь произнесли звуки, сделали выводы.
Знакомство с теоретическим материалом учебника - стр. (учащиеся 1-го варианта стараются ответить на вопрос: «В каких позициях могут стоять согласные звуки?», учащиеся 2-го варианта - «В каких позициях могут стоять гласные звуки?»
- Подведение выводов, ответы на вопросы.
- Придумайте свои примеры слов с чередованием гласных и согласных.
IV. Тренировочные упражнения (работа в тетрадях и на доске)
Отгадайте загадку.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
- Произнесите подчеркнутые слова и запишите звуки, которые вы слышите на конце слов. Измените слова, поставив конечные согласные в сильную позицию (дубы, зубы). Какой звук будут передавать конечные согласные? Этот процесс называется «оглушение». Оглушение звонких согласных в позиции на конце слова в русском языке происходит всегда. Приведите свои примеры.
Физкультурная минутка.
Прочитайте стихотворный текст. Найдите в этом отрывке звонкие согласные, которые «оглушены» на конце слова (устно).
Мальчишек радостный народ
Коньками звонко режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый
Ступает бережно на лед.
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
Прочитайте предложения.
Вместе .... Борей прибежал маленький щенок.
В плавании... Жорой не мог соревноваться никто.
В этот день дежурным в классе были Володя .... Шурой.
На столе стоял стакан .... чаем.
Мы .... Тамарой ходим парой.
- Выпишите в столбик существительные и поставьте к ним соответствующие предлоги. Запишите звуки, которыми выражен этот предлог в каждом предложении. Сколько у вас получилось звуков?
Запомните! На произношение согласного звука влияет его позиция в слове. Таких позиций может быть две: в начале слова или в середине перед идущим за ним согласным и на конце слова.
Выпишите из стихотворения слова, в которых согласный звук находится под влиянием идущего за ним другого согласного:
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
(Перевод С.Маршака)
- Какие слова в этом стихотворном отрывке вам непонятны (скипидар, замазка, булочная). Обратите внимание, как произносится сочетание букв чн в слове булочная ([шн]).
Вывод: если гласные и согласные в сильной позиции - орфографических трудностей нет. Если в слабой позиции, нужно применять правило, чтобы грамотно писать. То есть, важно определить позицию гласного или согласного в слове: в слабой или сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
V. Выводы по уроку
- Что интересного вы узнали на уроке?
- Какие трудности вы испытали в работе на уроке?
Анализ работы на уроке, выставление отметок.
VI. Домашнее задание
- На следующем уроке тема будет углубляться, поэтому домашнее задание носит творческий характер: в сказках А.С.Пушкина найдите 5 слов с согласными в слабой позиции и 5 слов с гласными в слабой позиции, запишите их, согласные обозначьте. Подберите к ним слова с этими же звуками в сильной позиции.