Использование интерактивных приемов визуализации учебного материала в целях активизации познавательной деятельности учащихся

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии


Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что мир, окружающий нас, имеет две реальности, а именно любое событие, которое происходит offlain, чаще всего происходит и onlain. А отсюда вытекает вывод, что педагогу необходимо учитывать специфику современного поколения детей, для которых интернет создает условия для глобального расширения пространства получения социального опыта.

Вместе с тем мы видим, что современные учащиеся воспринимают информационный поток фрагментарно. Они усваивают только то, что им интересно, ориентируются на краткосрочный результат. Также стоит отметить их неусидчивость, рассеянность внимания и непостоянство. Но задача педагога заключается в том, чтобы обеспечить восприятие огромного количества информации, сделать так, чтобы данная информация была качественно переработана обучающимися.

И здесь на помощь приходит использование в учебном процессе метода визуализации учебной информации. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, свёртывать и развёртывать информацию.

На эффективное применение данного метода направлено использование интерактивных обучающих сервисов, которые способствуют визуализации учебной информации. Одним из таких онлайн-сервисов является интерактивная онлайн-доска.

Интерактивная доска Padlet позволяет создавать разные виды работ для обучающихся по русскому языку, литературе. Данный сервис можно применять на различных этапах урока, а так же он очень удобен при использовании такой технологии, как «Перевернутый класс».

Рассмотрим примеры использования данного сервиса на разных этапах урока.

Для самостоятельного изучения нового материала на доске публикуется инструкция, которая четко описывает порядок работы. (Рис.1) Новый материал на доске размещается либо в виде видеоурока (его можно выбрать на YouTube либо создать с помощью сервиса Renderforest, онлайн-платформы, предлагающей инструменты для создания качественных видеороликов, логотипов, мокапов, графического дизайна и сайтов). Предлагается задание, которое необходимо выполнить после просмотра учебного видео, направленное на переработку полученной информации: заполнение таблицы, формулировка вопросов для «Ромашки Блума», заполнение схемы, составление кроссворда. В качестве первичного закрепления материала предлагается ссылка на тест или кроссворд, выполненный в программе Online Test Pad. Этот сервис удобен тем, что учащийся сразу видит свой результат, свою оценку, а учитель получает развернутую картину учебных достижений класса и каждого учащегося по предложенной теме.

Рис.1

В качестве закрепления изученного материала можно использовать доску Padlet как дискуссионную площадку. Предлагается тема для обсуждения, учащиеся публикуют свои мнения, размышления, идеи в виде поста. Большой плюс заключается в том, что ребята могут не только высказать свое мнение, но и оценить высказывание одноклассника, дополнить, указать на неточности. Помимо образовательного мы получаем воспитательный эффект: ребятам прививаются навыки нетикета, а также умение корректно оценить другого человека и аргументированно высказать свою точку зрения

Большой интерес у десятиклассников вызвало задание подобрать не только поэтические строчки Ф.Тютчева, характеризующие особенности его поэзии, но и иллюстрации к этим строчкам. Комментарии учащихся, оставленные под постами своих одноклассников, показали, насколько заинтересовало ребят творчество данного поэта. (Рис.2)

Рис.2

На III Международном педагогическом форуме «Русский мир. Образование будущего», который состоялся 6-7 декабря 2016 года в Сочи, старший преподаватель кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Мария Гринева сказала: «По мнению физиологов, исчезновение интереса к чтению связано и с затруднениями или невозможностью визуализировать созданный автором образ, что подсознательно дает ощущение бессмысленности самого процесса чтения. Кроме того, ученик и учитель могут иметь совершенно разное представление о тех или иных образах, и у этой разницы, возможно, будут вполне конкретные физиологические причины».[4] Психологи так же отмечают такую особенность детского восприятия, как стирание граней между реальностью и виртуальным миром. И в тоже время подросткам трудно погрузиться в другую эпоху при изучении произведений, созданных столетия назад. Значит, используя метод визуализации, мы сможем заинтересовать современных подростков чтением. Для этого учебный материал сначала необходимо преподнести через виртуальный мир, а уже потом перевести в существующую реальность. И здесь на помощь приходит такой сервис, как Renderforest.

Данный видеоредактор предлагает большое количество шаблонов, различные стили создания анимированного видео. Среди предложенных шаблонов для создания видео есть очень удобный шаблон для создания проморолика с уникальными визуальными эффектами, анимированными сценами, переходами "Реалистичное промо книги". На основе данного шаблона можно создать буктрейлер, который поможет определить с детьми цели в изучении произведения, наметить основные этапы работы над ним. А главное, сможет вызвать у учащихся интерес к произведению, желание его прочитать.

Хотелось бы упомянуть о таком приеме, как инфографика - графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстрота и четкость изложения. Инфографика расширяет коммуникационные возможности, способствует тому, чтобы учебная информация стала интереснее и доступнее, так как текстовая информация сводится к минимуму, её заменяют условные обозначения, визуальные метафоры, рисунки - символы. Для создания инфографики мы можем обратиться к Thinglink - сервис, позволяющий создавать мультимедийные плакаты, «говорящие картинки», на которые наносятся маркеры. В данном сервисе можно создать:

  • Интерактивные блок-схемы к урокам (в т.ч. и дистанционным)
  • Маршрутные карты, карты путешествий
  • Интерактивные плакаты механизмов, явлений, событий.

Так для 5 класса в данном сервисе был создан интерактивный плакат по теме «Словосочетание» (Рис.3, Рис.4).

Рис. 3

Рис. 4

Данный плакат можно использовать как на этапе объяснения нового материала, так и на этапе повторения и закрепления, когда учащиеся могут проверить свои знания теории.

Сервис помогает уплотнить учебную информацию, большой объем информации скомпоновать в маленькую блок-схему, увидеть причинно-следственные связи, создать зрительную модель. (Рис.5, Рис.6). Есть возможность предложить учащимся сразу проверить степень усвоения изученного материала. Так маркер является ссылкой на тест.

Рис. 5

Рис. 6

Таким образом, мы можем сделать вывод, что применение визуальных техник при методически верном их использовании на уроках имеет ряд преимуществ:

  • происходит чередование видов деятельности,
  • разнообразие способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, что способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке,
  • снижается утомляемость, так как урок становится более ярким и интересным.

Библиографический список

    Басюк В.С. Проблема развития педагогической культуры школьников в условиях модернизации педагогического образования в России / В.С.Басюк, Е.Г.Врублевская, Е.И.Казакова // Психологопедагогические исследования. 2019. Т. 11. № 3. С. 143-154.
  1. Буг Дж. Рожденный читать: Как подружить ребенка с книгой / Джейсон Буг; пер. с англ. Москва: Альпина нон-фикшн, 2015. 302 с. Груздев М.В. Модернизация дидактики педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации / М.В.Груздев, И.Ю.Тарханова // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 47-53.
  2. Грязнова Ю. Пилотное исследование РАСО «Как поколение Z воспринимает информацию» / Ю.Грязнова, О.Муковозов // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании: материалы IV Международной научнопрактической конференции» (Минск, 7-9 апреля 2016 г.). Минск: БГУ, 2016.
  3. Лапшева Е.Е., Храмова М.В. Развитие визуальной грамотности средствами информационно - коммуникационных технологий. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т./ Г.К.Селевко.- т.2 - М: НИИ школьных технологий, 2006.- С. 816 .
    Тарханова И.Ю. Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 45-53.
  5. Тарханова И.Ю. Социализация молодежи средствами интернет-коммуникаций // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 4. С. 169-171.
  6. Сайт Санкт-Петербургский государственный университет Филологический факультет: https://clck.ru/ahmCG Эксперт СПбГУ: «Электронные книги и свобода самовыражения на уроках вернут подростков к чтению» (дата обращения 10.01.2022)
  7. Сетевое издание «Снейл: дистанционные конкурсы и олимпиады для учеников и учителей» https://nic-snail.ru/pedagogu/mediateka/thinglink (дата обращения 10.01.2022).