Урок на тему "Строение текста"

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Предмет: русский язык.

Класс: 9.

Тип урока: урок систематизации и обобщения.

Цель урока: формирование у учащихся понятия о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Задачи:

  • закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;
  • научить адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;
  • развивать навыки создания собственного связного высказывания на заданную тему, используя известные средства связи;
  • воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;
  • отрабатывать навыки самопроверки и самооценки.

Приемы работы: сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала.

Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная.

Ход урока

I. Приветствие, активизация внимания

Формулировка темы, цели урока.

На доске написано слово «Ткань». Вспоминая, что текст (от лат. textus - «ткань; сплетение, связь, сочетание»), учащиеся формулируют тему и цель урока.

Будем говорить о тексте, его строении.

Вопросы урока: Что такое текст? Из чего состоит? Как строится? Как создать свой текст?

II. Исследовательский этап

Перед учащимися текст с перепутанными абзацами.

Мало кто знает, что эта фраза связана с трагедией бегуна Пиетри Дорандо, который был дисквалифицирован в беге на марафонскую дистанцию (Лондон, 1908) из-за оказанной ему посторонней помощи на финише. Помощи, которую он не просил.

«Быстрее, выше, сильнее!» - девиз Олимпийских игр. Лозунг был предложен Пьером де Кубертеном при создании Международного олимпийского комитета в 1894 году и представлен на VIII летних Олимпийских играх в Париже в 1924 году. Но существует еще и неофициальный девиз: «Главное - не победа, а участие!».

В день торжественной церемонии пенсильванский епископ произнес с амвона* собора Святого Петра следующие слова: «На Олимпиаде главное не победа, а участие». Участие в смысле сопереживание спортсмену, который боролся из последних сил, но не смог победить.

___________

* Амвон - специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

На другой день состоялась торжественная церемония вручения призов. Один из членов королевской семьи пригласил итальянца к пьедесталу и вручил ему золотой кубок за выдающееся спортивное достижение.

Проблемные вопросы и задания:

  1. Можно ли назвать эту запись текстом? Почему?
  2. Что нужно сделать, чтобы запись стала текстом?

Учащиеся выполняют работу, зачитывается полученный текст.

  1. Что помогло вам в выполнении задания, что вспомнили? (У текста есть композиция. Абзацы и микротемы следуют по порядку.)
  2. Только ли композиция важна при создании текста? (Нужно помнить о видах связи.)
  3. Какие виды связи вы знаете? (Цепная и параллельная).
  4. Что помогает в определении вида? (Средства связи)
  5. Давайте вспомним, средства связи предложений в тексте? В учебнике они перечислены с. 104-105.
  6. Какие средства можно отнести к цепной, какие к параллельной?

Закрепление знаний и отработка умений. Учащимся по группам раздаются тексты. Нужно определить вид связи.

  1. Вот и открытие Зимней Олимпиады 2022. Все любители спорта с нетерпением ждут начала соревнований. Спортсмены готовятся к серьезным испытаниям. Зрители изучают программу игр.
  2. У Олимпийских игр существует своя Олимпийская символика. Принимающая страна выбирает свой исключительный талисман. Соревнования сопровождают Олимпийский огонь и флаг с пятью переплетенными кольцами. Победителю вручается медаль и оливковая ветвь. При поднятии олимпийского флага исполняется гимн.
  3. Олимпийский огонь зажигают на территории развалин храма богини Геры в древней Олимпии в Греции от параболического зеркала. Олимпийский огонь на факеле передается от атлета к атлету в ходе многодневной символической эстафеты, которая проходит по всем 5 населенным континентам Земли. Огонь прибывает к месту проведения Олимпийских игр в день их открытия.
  4. Фигурное катание в России было известно еще со времен Петра I. Русский царь привез из Европы первые образцы коньков. Именно Петр I придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.
  5. Мир экстремального спорта - борьба с силами природы, водной или снежной стихией, льдом, которая имеет не меньшее значение, чем соперничество с противником. Мир экстремального спорта - особая субкультура, в которую по-настоящему дано проникнуть только отчаянным и смелым людям. Мир экстремального спорта - мой мир.
    (можно использовать подсказки с примерами средств связи)

Ш. Этап контроля. Проверка заданий

IV. Рефлексия

Осуществляется оценка и самооценка работы.

На все вопросы урока ответили? Со всеми заданиями справились? Поставьте себе оценку.

V. Информация о домашнем задании (на выбор)

Составить свой текст по вариантам (цепная, параллельная связь).

Текст-сочинение. Церемония открытия Олимпиады. Репортаж с места событий.

Выполнить упражнение учебника любое из параграфа 17 «Строение текста».