Русский язык
-
Урок русского языка в 8-м классе с компьютерной поддержкой по теме "Односоставные предложения в письмах А.П. Чехова и в рассказе «В потемках»" 2009
Название рассказа А.П.Чехова раскрывает позицию писателя: герои живут, "переползая изо дня в день". Односоставные предложения, использованные писателем, связуют текст с заглавием, раскрывают основную мысль произведения. Наблюдение и нахождение в тексте рассказа односоставных предложений подтверждает мысль о том, что такие предложения придают точность, упорядоченность слов, мыслей. Этим достигается простота, доступность, естественность чеховского слога.
-
Урок развития речи с элементами интеграции на тему "Человек и природа" в 8-м классе 2009
Урок воспитывает чувство патриотизма, любви к своему родному краю, готовит детей к выполнению домашнего задания (написание сочинения).
-
Урок "Язык и юмор". Что такое юмор? Как и зачем мы шутим? 2009
Урок раскрывает значение юмора в речи; знакомит с некоторыми юмористическими и сатирическими особенностями лексики современного русского языка; рассматривает роль смеха в жизни человека и способы создания комического. Позволяет подготовить к ЕГЭ.
-
Урок развития речи в 8-м классе с использованием новых информационных технологий по теме "Статья в газету" 2009
Урок развития речи в 8-м классе входит в раздел "Жанры публицистики, их строение и языковые особенности". Учащиеся имеют представление о публицистическом стиле речи, но с газетной статьёй встречаются впервые. Применение мультимедийных технологий позволяет использовать богатый иллюстративный и познавательный материал, повышает активность и заинтересованность учащихся.
-
Изучение этимологии фразеологического оборота на уроках русского языка в средней школе 2009
Необходимо ввести изучение этимологии фразеологического оборота с 5-м по 11-м класс во внеклассной деятельности, как элемент домашней работы, как фрагмент урока и т.д. Проводя данную исследовательскую работу, учащиеся смогут обогатить свою речь, узнать много нового об истории своей страны и ответить на вопросы, что стоит за привычными выражениями типа собаку съел, какие явления породили языковой образ, насколько нерасторжима связь «просто» слова и слова – компонента устойчивого сочетания.
-
Модульный урок русского языка по теме "Систематизация и обобщение изученного о глаголе" 2009
Сегодня социуму (учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Способность периодической квалификации зависит от первоначальной подготовки, полученной в школе, колледже, вузе.
-
Урок русского языка "Деепричастие". 7-й класс 2009
Работа в группах сменного состава, творческая работа на уроке, дифференцированная работа – залог сохранения как физического, так и психологического здоровья учащихся, создание особого климата сотворчества и содружества позволяют ребёнку чувствовать себя на уроке комфортно и защищёно.
-
Урок русского языка в 5-м классе с применением ИКТ "Согласные звонкие и глухие" 2009
Урок позволяет повторить изученное о парных и непарных по глухости–звонкости согласных; развивает память, умение размышлять и делать выводы; воспитывает интерес к предмету и к разделу «Фонетика» в частности.
-
Урок русского языка по теме "Закрепление знаний о трех типах склонения" 2009
Ограниченный словарный запас детей вызывает затруднения при оформлении самостоятельной речи, понимании окружающих. Решение проблемы развития речи возможно через создание благоприятных условий для каждого ученика и активное использование в учебной деятельности их индивидуальных способностей посредством активных форм обучения (ситуаций занимательности, проблемных ситуаций, элементов программированного обучения и средств наглядности).
-
Урок с использованием ИКТ "Словообразование деепричастий" 2009
Основная идея урока заключается в том, чтобы «сухой», трудноусваиваемый материал по образованию деепричастий подать в игровой, визуально представленной форме. Подзаголовок в теме «грамматический поезд» придает не только форму уроку, но и вносит элемент игры: каждое правильно выполненное учащимися задание прибавляет вагончики к поезду.
-
Урок с использованием ИКТ "О деепричастном обороте, знаках препинания и не только…" 2009
Применение ИКТ позволяет повысить эффективность урока благодаря заинтересованности учащихся, активизации их мыслительной деятельности, элементам игры, заложенным в основу объяснения и закрепления материала на уроке.
-
Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" 2009
Урок обобщающий, подготовка к контрольной работе, проходит в форме игры. Работа в группах, деление на команды: «Синтаксис» и «Пунктуация». Участие в конкурсах, где отрабатываются определенные знания и умения по теме урока. Фиксирование результатов на доске.
-
Занятие элективного курса "Использование информационных технологий при изучении русского языка и литературы" 2009
Целью работы, на которую отводится три занятия элективного курса, является проверка умения учащимися излагать мысли в письме другу, правильно и грамотно изложить материал по заданной теме, оформить результаты работы в различных программах, умение выполнить архивацию файлов и оценить результат.
-
Как приобрести опыт диалогичности 2009
Каждый год первокурсники в процессе адаптационного периода, отвечая на вопросы, связанные со сформированностью общеучебных умений, с уверенностью говорят о том, что они могут выступать перед аудиторией; знают, что такое хорошая речь; легко вступают в диалог и владеют различными коммуникативными актами. Эти знания и умения кажутся им очевидными, данными человеку изначально. Да что там студент-первокурсник! Не каждый взрослый, наверное, осознаёт, что эти знания и умения нужно приобретать, формировать.
-
Урок по русскому языку во 2-м классе по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, же-ше" 2009
Представленный урок - это первое звено в методической цепи уроков по теме "Правописание буквосочетаний". Ведущим был игровой метод, который пронизывает весь процесс обучения во 2-м классе.
-
Разработка нетрадиционного урока по русскому языку в 5-м классе по теме "Сложное предложение" 2009
Урок проведен в форме игры-путешествия с использованием информационно-коммуникативных технологий. Закрепление нового материала организуется в виде творческой работы ("Синквейн").
-
Урок риторики в 6-м классе на тему "Личное письмо" 2009
Автор статьи стремится научить ребят писать личные письма, знать их разновидности; развивает речь учащихся; воспитывает эстетическое отношение к слову, к творчески активной и духовно богатой личности.
-
Урок развития речи в 5-м классе на тему "Что такое текст?" 2009
Предлагаемые задания урока: умение работать с учебной информацией, умение передавать визуальную информацию в вербальную (например, чтение опорной схемы), умение воспринимать информацию из разных источников - направлены на реализацию образовательной цели.
-
Урок русского языка «Обобщение и систематизация знаний по разделу "Словообразование"» 2009
На уроке систематизируются знания учащихся по разделу. Используются разнообразные виды работ: речевая разминка, аутотренинг, карточки, лексическая работа, образование новых слов, игры, разбор по составу, творческая работа - загадки-складки для заполнения кроссворда. Урок развивает образное логическое мышление, речевой слух и языковую память.
-
Урок-игра для учащихся 5-6-х классов "Час занимательного русского языка" 2009
Цель урока: проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.
-
Лингвориторическая разминка на уроках русского языка 2009
Лингвориторическая разминка, проводимая на разных этапах уроках русского языка, поможет учителю, не затрачивая много времени, провести комплексный лингвистический анализ слова и через осмысление его языковой и образной структуры прийти к созданию собственного небольшого текста, раскрывающего смысл уже не просто слова, а определенного понятия или явления.
-
Урок русского языка в 8-м классе. "Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения" 2009
Целью урока является создание условий для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявление уровня овладения системой знаний и умений, опыта творческой деятельности.
-
Формирование орфографических умений и навыков на уроках русского языка 2009
При формировании у школьников орфографических навыков учитель должен учитывать психологическую природу орфографического навыка. Важным условием формирования орфографических навыков является вариативность дидактического материала, подобранного с учётом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил.
-
Интегрированный урок (математика+технология) "Симметрия вокруг нас" 2009
Обобщающее интегрированное занятие-презентация по теме.
-
"Урок грамотности" 2009
Материал данного урока поможет учащимся почувствовать необходимость учиться родному языку, осознать, что русский язык – национальное достояние, которое возвышает человека, укрепляет нравственные устои, без чего невозможно наше существование. Практический материал составлен на основе часто употребляемых выражений, доступен и интересен.
-
Открытый урок "Виды сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными" 2009
Закрепляющее занятие по теме.
-
Урок в 5-м классе по программе Л.В. Занкова "Немые буквы. Так ли это?" 2009
На уроке создаются условия для открытия учащимися новых случаев написания разделительных мягкого и твердого знаков, дети учатся самостоятельно находить орфограмму по существенным признакам, развивается орфографическая зоркость, внимание, творческие способности.
-
Научно-теоретический анализ формирования и нарушения процесса письма 2009
Аналитическая работа о вопросах формирования и нарушения процесса письма.
-
Повторительно-обобщающий урок русского языка "Запятая в конструкциях с союзом КАК" (10-11-й класс) 2009
Повторительно-обобщающий урок рассматривает одну из наиболее трудных тем русской пунктуации. Систематизированный теоретический материал, электронная презентация, обилие дидактического материала в тестовой и текстовой форме позволяет отработать тему в рамках одного урока. Как всё занятие, так и отдельные его фрагменты (таблицы, тесты) могут быть использованы на консультациях по подготовке к ЕГЭ.
-
Формирование коммуникативной компетентности посредством организации творческой деятельности учащихся на уроках развития речи по русскому языку и во внеклассной работе по предмету 2009
В статье представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся с упором на творческую деятельность как один из действенных способов свободного развития личности современного ребенка. Автор убежден, что в процессе обучения языку как средству общения, особенно важна коммуникативная мотивация (зачем мы создаем текст и для чего он предназначен). Без этого речевое действие становится искусственным, теряет жизненный смысл.