Используемый УМК: Учебник «Русский язык».8 класс. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко.
ХОД УРОКА
Приложение. Слайд 1.
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели урока:
- Обучающие:
- знать условия постановки тире;
- научиться правильно ставить его.
- Развивающие:
- уметь применять полученные знания в творческих работах;
- развитие речи учащихся.
- Воспитывающие:
- нравственное воспитание.
ХОД УРОКА
Приложение. Слайд 2
1. Вступление к уроку – притча о пользе знаков препинания А. Каневского (из книги В.В.Волиной «Русский язык в стихах, рассказах, сказках».Москва, АСТ, 1996 – с.346).
Человек потерял запятую, стал бояться сложных
предложений, искал фразу попроще. За несложными
фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал
говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто
не радовало и не возмущало, он ко всему относился
без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал
задавать всякие вопросы. Никакие события не
вызывали его любопытства, где бы они ни
происходили – в космосе, на Земле или даже в
собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и
перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только
кавычки. Он не высказывал ни одной собственной
идеи, он все время кого-то цитировал – так он
совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
Лексическая работа. «Притча» – по толковому словарю.
Приложение. Слайд 3.
2. Повторение
1) Синтаксический разбор предложения.
Любовь к людям – вот основа нравственности, делающей их красивее.
Лексическая работа – понятие «Нравственный»
Одновременно: выписать из данного предложения словосочетания, указать вид связи.
Приложение. Слайд 4.
2) Устно: «Исправь ошибку!»
Стань добрее, человек! (повеств.. воскл., простое, двусост., распр., осложн обращением)
Приложение. Слайд 5.
3. Объяснение нового материала
Составление схемы с использованием учебника – стр. 80
Приложение. Слайд 6.
4. Закрепление
- Объяснить постановку тире в предложениях.
- Упражнения № 153 ( в учебнике) с комментарием орфограмм.
- Самостоятельная работа: расставить знаки пунктуации в цитате Ю. Бондарева на слайде 7.
Приложение. Слайд 7.
5. Тест (на листках)
Приложение. Слайды 8-12 (Самопроверка по ответам – Приложение. Слайд 13)
Приложение. Слайд 14
6. Творческая работа
Составьте предложения по пейзажу, показанному на слайде (берег реки Кубань).
Приложение. Слайд 15
7. Домашнее задание
Упражнение № 155, дополнительно (по желанию) – разгадать кроссворд по теме «Главные члены предложения» (в сборнике И.В.Шустиной «Кроссворды для школьников. Русский язык». Ярославль «Академия развития», 1997.)
Используемая литература:
- Учебник «Русский язык». 8 класс. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Москва «Просвещение», 2007 г.
- Н.А.Сенина. Русский язык. (Материалы по подготовке к ЕГЭ – 2009). Издательство «Легион». Ростов-на-Дону, 2008 г.
- М.Г.Бройде. Русский язык в таблицах и схемах. 5-11 классы. Москва «Аквариум», 2000 г.
- В.В.Волина. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва. АСТ,1996 г.
- И.В.Шустина «Кроссворды для школьников. Русский язык». Ярославль «Академия развития», 1997.