Цели:
Развивающие | Обучающие | Воспитательные |
А) понять его тему, идею, композицию, характер главного героя;
|
|
Формировать у учащихся чувство прекрасного, умения любоваться красотами родных мест. |
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Постановка учителем целей и задач урока.
II. Знакомство с содержанием текста.
III. Анализ содержания текста.
IV. Определение типа речи.
V. Определение стиля.
VI. Анализ лексических, синтаксических языковых средств.
VII. Подведение итогов.
VIII. Домашнее задание.
I. Постановка учителем целей и задач урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны подготовиться к выборочному изложению по тексту В.П. Астафьева (упр. 527): определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста (лексические, синтаксические особенности).
II. Знакомство с содержанием текста.
- Краткая информация учителя о В.П. Астафьеве на экране. (Слайд № 1). Приложение
- Выразительное чтение текста.
III. Анализ содержания текста.
1 часть
– От чьего лица идет рассказ? (От лица автора)
– Почему главному герою дали путевку? (Он заболел)
– Что такое путевка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Ученики дают толкование слова путевка, выясняют, что это многозначное слово)
– В каком словаре мы можем узнать значение слов? (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова)
Учитель открывает слайд № 2 со словарной статьей из “Словаря русского языка” и предлагает сравнить значение слова путевка, данное учениками и С.И. Ожеговым. (Ученики определяют, что в тексте слово употреблено в первом значении)
Путевка, -и, ж. 1. Удостоверение, выдаваемое лицу, направляемому куда-нибудь. 2. Листок у водителей транспорта с указанием маршрута и выполняемого задания (спец.). |
– Каково лексическое значение слова санаторий? (Пока ученики отвечают на вопрос, учитель открывает слайд № 3 со словарной статьей из “Словаря русского языка” С.И. Ожегова).
Санаторий, -я, м. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха. |
– Где находится санаторий? (На юге страны) Бывал ли там раньше автор? (Нет, он там впервые)
– Куда пошел гулять главный герой? (В парк) Почему парк называется приморским?
– Чем поразил автора этот парк? (Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)
– Какие деревья там росли? (Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы)
Учитель открывает слайды № 8–12 с изображением названных растений. Учащиеся рассматривают фотографии и отвечают на вопросы.
– Как характеризует автор все эти растения? (Деревья с африканским отливом в широких листьях) Как вы понимаете это выражение?
– Что поразило главного героя при виде фикусов? (Они росли не в кадках, а на улице)
– Автор пишет, что платаны и чинары “ воспеты в восточных одах”. Давайте посмотрим значение слова ода.
Учитель открывает слайд № 4 со словарной статьей из “Словаря русского языка” С.И. Ожегова.
Ода, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь событию, герою, реже предмету. |
– На что похожи семена чинар? (На мохнатые шарики с ниточками)
– Какие пальмы увидел главный герой? (Низкие, высокие, разлапистые)
– С чем сравнивает В.П. Астафьев листья пальм? (С шевелюрами современных молодых людей)
Учитель делает вывод о содержании 1 части текста.
– Таким образом, в 1 части В.П. Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями.
2 часть
– Почему, на ваш взгляд, текст разделен на две части? (В 1 части говорится об экзотических растениях, а во 2 части о русских березках)
Учитель объясняет, что такой прием называется противопоставлением. Учащиеся записывают его определение в “Словарик ученика”.
– Что увидел автор среди заморских кущ? (Березы)
– Как вы понимаете значение слова куща? (Ученики дают свое толкование)
Учитель сообщает, что в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное кущение, которое значит “то, что кустится”.
Запись в тетрадях.
1. Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.
– Какие из использованных автором глаголов являются синонимами? (Глазел, дивился, увидел) Какое из названных слов является стилистически нейтральным? (Увидел) А какие употребляются в просторечии? (Глазел, дивился)
– Почему главный герой “глазам своим …не поверил”? (Березы здесь не растут)
– Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом словаре) Посмотрим значение оборота в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.
Учитель открывает слайд №5, содержащий словарную статью с толкованием фразеологизма.
Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному |
– Почему автор называет березы сиротами? (Так как они одиноки среди заморских растений)
– Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез? Запишите эти глаголы в тетрадь.
Запись в тетрадях.
2. Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой…
– Каково лексическое значение слова лопотали? Каким стилистически нейтральным словом можно его заменить? (Говорили неясно) Случайно ли автор употребляет именно этот глагол?
– Знакомо ли вам значение слова долу? Если нет, посмотрим его толкование в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова.
Учитель открывает слайд № 6 с толкованием слова долу.
Долу, наречие (стар.). Книзу, вниз. |
– То есть, березы опустили вниз ветви.
– Каково значение устойчивого сочетания нельзя было оторвать глаз? Посмотрим, как определяется оно в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.
Учитель открывает слайд № 7. Приложение
Глаз не (нельзя) отвести (оторвать) – о ком-либо или о чем-либо очень красивом, которым нельзя не восхищаться. |
– Как характеризует автор стволы, листья берез? Запишите в пункт 2 (см. выше) свой ответ.
Запись в тетрадях.
…Стволы пестрели, как веселые сороки…Нежная зелень зазубренных листьев…
– Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? Сравним: покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности.
Учитель открывает слайд №13 с изображением березы.
– Как появились березки в парке?
Запись в тетрадях.
3. Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…
– В чем была особенность их роста? Запишите в пункт 3 (см. выше) свой ответ.
Запись в тетрадях.
…листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…
– Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину)
– О чем вспомнил автор, глядя на березки? Ответ запишите в пункт 4.
Запись в тетрадях.
4. Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.
– Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон?
Учитель поясняет, что козырьком ворот является небольшой навес над ними, а наличником – накладная планка на оконном проеме.
– Как вы понимаете выражение “ зеленая пена березового листа”?
IV. Определение типа речи 2 части текста.
– Сколько “фотографий” вы сделали, читая 2 часть текста?
Запись в тетрадях.
- Прогулка по парку.
- Березки на полянке.
- История деревьев.
- Воспоминания автора.
– Какой вы сделали вывод о типе речи? Докажите. (Проверка способом “фотографирования” показала, что в тексте последовательно излагаются события).
– А можно ли по полученным “фотографиям” дать характеристику березкам и полянке, на которой они растут (какие они: стволы, листики березки)?
– Какой еще тип речи представлен в тексте? (Описание) Какой является ведущим? (Повествование)
Учитель предлагает сделать вывод о типе речи текста. (2-я часть текста представляет собой повествование с элементами описания)
– А теперь сопоставьте наши записи в тетради и на доске. Получилось два варианта плана: в первом даны опорные фразы, на которые мы будем нанизывать слова и предложения, а во втором отражена последовательность событий.
План
|
|
V. Определение стиля.
– Вспомним автора текста. (В.П. Астафьев)
– Кто он? (Писатель)
– Какую задачу ставит перед собой В.П. Астафьев? (Автор написал текст для читателей. В нем он передает свое отношение к березкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение)
– Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь? (Тема и идея продуманы в художественной форме. В.П. Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства)
VI. Анализ выразительных средств.
– При написании изложения важно сохранить все выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту экспрессивность, эмоциональность. Выпишем из второй части лексические и синтаксические средства и заполним таблицу.
Лексические
синонимы | глазел, дивился, увидел |
фразеологизмы | глазам своим не поверил; нельзя было оторвать глаз |
эпитеты | заморских кущ; растут поодиночке; нежной зелени; ошеломляющего блеска; чужеземной растительности |
метафоры | пена березового листа; блеск растительности; дола ветви; бьющей в глаза растительности |
олицетворения | березы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились |
сравнения | кажутся сиротами; как веселые сороки; толщиной с детскую руку |
устаревшие слова | долу |
просторечные слова | глазел, дивился |
Синтаксические
однородные члены | бродил и бродил, глазел, дивился и увидел; кажутся, затерялись, не шуршали, не лопотали; хорошо, покойно; привезли, отпоили и выходили; глядел и видел; козырьки, наличники |
инверсия | глазам своим я не поверил; не растут березы в этих местах |
парцелляция | Я …видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон… |
VII. Подведение итогов.
– Давайте подведем итог сделанному на уроке по плану, записанному на доске.
- Стиль.
- Тип речи.
- Тема.
- Идея.
Ответ ученика.
– Ваша задача – написать изложение второй части текста от 3-го лица. Помимо местоимения он, можете употреблять контекстные синонимы главный герой, В.П. Астафьев.
VIII. Домашнее задание.
Написать первый вариант изложения второй части текста от 3-го лица (для обсуждения достоинств и недостатков перед окончательным вариантом изложения).
Литература
- Курилова А.Д. Новый фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, Русский язык МЕДИА, 2009.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988.
- Русский язык: Учеб: для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. – М.: Просвещение, 1992.