Урок русского языка в 3-м классе по теме "Состав слова" с использованием презентации

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания о частях слова;
  • отрабатывать практические навыки в определении частей слова;
  • пополнять и совершенствовать словарный запас;
  • развивать каллиграфические навыки, речь, память, мышление, внимание,
  • навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
  • создавать на уроке атмосферу сотрудничества, сотворчества, сопереживания;
  • развивать навыки культуры общения на уроке.

Ход урока.

Презентация.

Мобилизующий момент.

- Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру "Счастливый случай" и одновременно закрепить знания о частях слова и получить хорошие оценки. Чтобы играть в "Счастливый случай" нужны две дружные, сплочённые команды, активные болельщики и интересные, остроумные вопросы. У нас всё это имеется. Пусть наш класс не украшен декорациями, нет у нас настоящего монитора и время мы будем засекать по обыкновенным часам - всё это не может нам помешать. Как в любой игре, здесь есть свои правила. Состоит эта игра из нескольких геймов*. (Объяснить значение слова). Каждый гейм имеет своё название, которые вы узнаете по ходу игры. Слайд 2

- В игре примут участие 2 команды: 1-го ряда и 2-го ряда. Так как я уверена, что вы всё знает и всё умеете, то предлагаю назвать команду 1 -го ряда "Знайки", а команду 2 - го ряда - "Умейки". В каждом гейме команды и отдельные игроки будут получать жетоны за верные ответы (Команда, ответившая быстрее - олень, следующая команда - черепаха

(См. Приложение 1) Слайд 3

Разминка (целеполагание).

ая про ок над ышк ом за цвет на ушк ий ик

Выучить назубок.

- Прочитайте. Что вы можете сказать об этой записи?

- Запишите эти части слова: каждую группу на отдельной строке.

- Как вы полагаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Что вы можете сказать о второй записи? Запишите её.

Выделите знакомые морфемы в словах.

Гейм "Заморочки из бочки". Слайды 4-5

- Чтобы наша игра прошла успешно, нам необходимо восстановить в памяти необходимые знания о частях речи.

Гейм "Ты - мне, я - тебе". Слайды 6-7

Работа в парах (представители обеих команд задают слова друг другу, но каждый образовывает новое слово при помощи данных суффиксов)

Ябл:ко

П:м:дор

г:рох

м:дведь

м:лина

б:рёза

м:рковь

к:пуста

:гурец

:орех

-чик, -н, -ник, -онок, -оньк, -ек, -к

Гейм "Догадалки". Слайд 8

Можно сказать, что слово полочка образовано от слова полка и может иметь значение "маленькая полка" или "полка маленького размера". Возьмём слова бухта, водка, кофта, минута, поляна и образуем от них слова по типу полка-полочка.

Слайд 9

Бухточка, водочка, кофточка, минуточка, поляночка. Сколько из этих слов могут означать соответствующий предмет маленького размера? Слайд 10

 Вспомните родственные слова и скажите, из скольких лошадей состояла упряжка, которую римляне называли квадригой

(А) из трёх; (Б) из четырёх; (В) из пяти; (Г) из шести; (Д) из семи. Слайд 11

Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол: Слайд 12-13

1) столовая, 2) столица, 3) столяр, 4) столько, 5) столешница, 6) столетник, 7) престол, 8) застолье?

Гейм "Обгонялки". (Физминутка) Слайд 14

Карточки со словами прикреплены на доске. Представители от команд распределяют слова (каждое слово - новый представитель).

1 команда: слова, родственные слову гора (Приложение 2)

слова, родственные слову горит

2 команда: слова, родственные слову нос,

слова, родственные слову носит.

Фронтальная проверка.

Сколько в данном списке слов с суффиксом -чик: Слайд 15

ключик, стульчик, мячик, перчик, карманчик?

"Лишнее слово"

Подвезти. Подпрыгнуть. Подбросить. Подвинуть. Подвязать. Слайд 16

Перевезти. Переплыть. Перебежать. Перебросить. Перемолоть. Слайд 17

Гейм "Тёмная лошадка". Слайд 18

Какие из десяти перечисленных слов происходят от названий частей человеческого тела: 1) подножка, 2) подушка, 3) подзатыльник, 4) подворотня, 5) поручение, 6) намордник, 7) на запятках, 8) наручники, 9) лапник, 10) прохвост? Слайд 19

Какие из слов не означают "вести себя, как существо обозначенное корнем"?

Ишачить

Обезьянничать

Присобачить

Насвинячить Слайд 20

Гейм "Гонка за лидером". Слайд 21

Автобаза.

Автодорога.

Автомобиль.

Автопортрет.

Автолюбитель. Слайд 22

Капитаны называют сложные слова.

Д/з: карточка из двух частей

1) теоретическая - "Запоминалка";

2) практическая - 4 задания разного уровня трудности (по выбору).

Итог урока.

-Что вы можете сказать о нашей игре?

Рефлексия

- Какое место занял ты? (На доске прикреплена картинка спортивного пьедестала. Ученики подходят и ставят знак + на ту тумбу, которой они, по своему мнению, соответствовали на уроке)

- Спасибо, ребята, за урок. Вы успешно провели эту игру: победу одержали Знания и Умения. Слайд 23