Цели: ознакомить с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений; развивать умение распознавать местоимения в тексте, стихотворениях, правильно употреблять в речи. Развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас слов. Формировать исследовательскую работу и умение работать в парах. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- таблица «Личные местоимения».
- Опора-схема «местоимение»
- Сказка (авторская) «В царстве местоимений».
- Иллюстрация к сказке « В царстве местоимений».
- Схема-опора «местоимения».
- Картинный словарь.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы отправимся в путешествие и узнаем, что такое местоимение.
– Запишите число. И вместо «Классная работа» запишите «Путешествие в Царство местоимений».
II. Минута чистописания.
– Мы будем учиться писать заглавную и строчную букву «Лл», изолированно и в соединении.
Лл лЛл лл ЛлЛ ЛЛ
Ле ля ло ил ел юл
III. Словарно-орфографическая работа с использованием картинного словаря.
Малина, молоток, автомобиль, дятел, учитель, грибы.
– Ребята, обратите на написание буквы «л» в словах.
Всесторонняя проверка знаний.
Малина – (ударная «и», безударная «а») и т.д.
– Ребята, найдите «лишнее» слово? (грибы) Почему? (Безударную гласную «и», можно проверить).
– Найдите проверочное слово. (гриб)
IV. Работа по теме.
1. – Ребята, послушайте сказку, которая называется «МЕСТОИМЕНИЕ».
Само название произошло от слов «вместо имени».
СКАЗКА.
(читает учитель)
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были МЕСТОИМЕНИЯ.
Местоимения – это такие маленькие словечки, которые очень часто используются в нашей речи, вместо имени или вместо названия предмета. Однажды в этом Царстве провели перепись населения, – и местоимений оказалось 96. Жили они на разных улицах, которые назывались: личные, указательные, вопросительные, притяжательные, отрицательные.
Местоимения жили дружно и весело. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО ОНИ. А утром, когда они просыпались, сразу бежали на улицу. Их можно было увидеть и на радуге, и на полянке и в речке. Они даже могли превращаться в капельки дождя и с веселым смехом падать на землю. А вечером местоимения собирались все вместе, напевали свою любимую песенку:
Я, ТЫ. ОН, ОНА –
ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА,
ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ,
В СЛОВЕ «МЫ» СТО ТЫСЯЧ Я!
И вот однажды ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ услышали их весёлую песенку и решили пригласить местоимения к себе в гости. Они подружились, потому что отвечали на те же вопросы: КТО? ЧТО? (кто? – Я, кто? – ты.)
А еще местоимения любят всем загадывать загадки. И загадки не простые. Они не называли предмет, а только на него указывали. Послушайте одну!
(Загадка записана на доске)
ТЫ ЗА НЕЙ, А ОНА ОТ ТЕБЯ,
ТЫ ОТ НЕЁ, А ОНА ЗА ТОБОЙ.
– Что это такое? Догадались? (тень)
Вся загадка, – одни местоимения. И чтобы все местоимения узнать, надо не один день погостить в их Царстве.
– Прочитайте выделенные слова. Все выделенные слова – это местоимения.
Работа над сказкой.
– Вам понравилась сказка?
– Что означает слово местоимение? (вместо имени)
– Сколько местоимений было в этом царстве после переписи? (96)
– С кем подружились местоимения? (с именами существительными)
– Что общего между именами существительными и местоимениями? (отвечают на одни и те же вопросы).
– Какие местоимения вы уже можете назвать?
2. Работа над правилом по учебнику (с. 136) и по опорной таблице.
МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ НЕ НАЗЫВАЕТ ИМЯ ИЛИ ПРЕДМЕТ, А ТОЛЬКО НА НЕГО УКАЗЫВАЕТ.
Таблица « Личные местоимения»
3. Выполнить упр. 372.
Комментированное письмо.
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
VI. Закрепление.
1. Фронтальная работа. Упражнение в распознавании того, каким членом предложения выражено местоимение.
Запишите предложения.
– Найдите и подчеркните главные члены предложения.
– На какой вопрос отвечает местоимение? А существительное? (Кто? Что?)
– Каким членом предложения является местоимение? (подлежащим). А существительное? (подлежащим)
– Что общего между именем существительным и местоимением? (Отвечают на вопросы. Кто? Что?, и в предложении является подлежащим.)
2. Упражнение в правильном употреблении местоимений в тексте.
– Ребята, мы продолжаем наше путешествие по Царству Местоимений. Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения.
(проецирование текста на доску).
Русский язык.
… люблю уроки русского языка. На этих уроках … учимся понимать красоту и силу родного языка. … помогает нам дружить и жить в мире всем людям.
Задание:
– Прочитайте текст. Подумай, какие местоимения в предложениях пропущены?
– Спишите текст, вставляя вместо точек местоимения.
– С какой частью речи связаны местоимения в предложении?
– Подчеркните в первом и втором предложении главные члены.
– Каким членом предложения является местоимение?
Проверка записи: Я, МЫ, ОН.
3. Упражнение в распознавании местоимений в предложениях. Самостоятельная работа в парах.
На столах учащихся лежат заранее подготовленные карточки с предложениями.
– Ребята вы сейчас будете работать парами. Спишите предложения и подчеркните личные местоимения.
Карточка 1.
В воскресенье ребята решили пойти в лес.
Они взяли с собой кормушки.
Карточка 2.
Солнце было яркое.
Оно даже пригревало землю.
Карточка 3.
Деревья стояли в красивом снежном уборе.
Они были украшены серебристым инеем.
Карточка 4.
Я влез на дерево и повесил кормушку для птиц.
Карточка 5.
Неожиданно мы увидели дятла.
Крепким клювом он долбил дерево.
Карточка 6.
А вот и белочка.
Она ловко прыгала по веткам ели.
Карточка 7.
Приятно отдыхать в лесу.
Мы придём сюда еще раз.
Карточка 8.
Навстречу солнцу и весне
И он, и ты, и я.
Идём обратно мы домой,
Как дружная семья.
– Какие местоимения подчеркнули?
– А теперь прочитайте все предложения по порядку. Что у нас получилось? (получился текст.)
– О чем говорится в тексте?
– Что делали ребята в лесу?
– Для чего они повесили кормушки?
VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
– Представьте, что мы тоже с вами в лесу и дышим свежим воздухом. Дышим ровно, глубоко. Следим за осанкой. Расправим плечики.
VIII. Выборочный диктант. Упражнение в распознавании местоимений в стихотворении.
– Ребята, а сейчас приготовьтесь к выборочному диктанту. Я буду читать вам стихотворения, а вы будете выписывать только местоимения.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. ( А.С. Пушкин)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печально свет она. (А.С. Пушкин)
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.
Немало, немало на свете ребят,
Немало их в каждой стране.
Они не желают, они не хотят
И слышать о новой войне. (С.Я.Маршак)
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Никнут шёлковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной. (С. Есенин)
Проверка записи: он, она, ты, они, мы, вы, я.
IX. Итог урока.
– Наше путешествие в Царство Местоимений подходит к концу. Скажите, вам понравилось наше путешествие?
– Что больше всего понравилось?
– Что узнали сегодня о местоимениях?
– Что общего между именами существительными и местоимениями?
Задание на дом.
- Выучить правила.
- Выполнить упражнение 374 с. 50