Урок русского языка в 4-м классе "Путешествие в Цартсво местоимений"

Разделы: Русский язык


Цели: ознакомить с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений; развивать умение распознавать местоимения в тексте, стихотворениях, правильно употреблять в речи. Развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас слов. Формировать исследовательскую работу и умение работать в парах. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • таблица «Личные местоимения».
  • Опора-схема «местоимение»
  • Сказка (авторская) «В царстве местоимений».
  • Иллюстрация к сказке « В царстве местоимений».
  • Схема-опора «местоимения».
  • Картинный словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы отправимся в путешествие и узнаем, что такое местоимение.

– Запишите число. И вместо «Классная работа» запишите «Путешествие в Царство местоимений».

II. Минута чистописания.

Мы будем учиться писать заглавную и строчную букву «Лл», изолированно и в соединении.

Лл лЛл лл ЛлЛ ЛЛ
Ле ля ло ил ел юл

III. Словарно-орфографическая работа с использованием картинного словаря.

Малина, молоток, автомобиль, дятел, учитель, грибы.

– Ребята, обратите на написание буквы «л» в словах.

Всесторонняя проверка знаний.

Малина – (ударная «и», безударная «а») и т.д.

– Ребята, найдите «лишнее» слово? (грибы) Почему? (Безударную гласную «и», можно проверить).

– Найдите проверочное слово. (гриб)

IV. Работа по теме.

1. – Ребята, послушайте сказку, которая называется «МЕСТОИМЕНИЕ».

Само название произошло от слов «вместо имени».

СКАЗКА.

(читает учитель)

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были МЕСТОИМЕНИЯ.
Местоимения – это такие маленькие словечки, которые очень часто используются в нашей речи, вместо имени или вместо названия предмета. Однажды в этом Царстве провели перепись населения, – и местоимений оказалось 96. Жили они на разных улицах, которые назывались: личные, указательные, вопросительные, притяжательные, отрицательные.
Местоимения жили дружно и весело. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО ОНИ. А утром, когда они просыпались, сразу бежали на улицу. Их можно было увидеть и на радуге, и на полянке и в речке. Они даже могли превращаться в капельки дождя и с веселым смехом падать на землю. А вечером местоимения собирались все вместе, напевали свою любимую песенку:

Я, ТЫ. ОН, ОНА –
ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА,
ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ,
В СЛОВЕ «МЫ» СТО ТЫСЯЧ Я!

И вот однажды ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ услышали их весёлую песенку и решили пригласить местоимения к себе в гости. Они подружились, потому что отвечали на те же вопросы: КТО? ЧТО? (кто? – Я, кто? – ты.)

А еще местоимения любят всем загадывать загадки. И загадки не простые. Они не называли предмет, а только на него указывали. Послушайте одну!

(Загадка записана на доске)

ТЫ ЗА НЕЙ, А ОНА ОТ ТЕБЯ,
ТЫ ОТ НЕЁ, А ОНА ЗА ТОБОЙ.

– Что это такое? Догадались? (тень)

Вся загадка, – одни местоимения. И чтобы все местоимения узнать, надо не один день погостить в их Царстве.

– Прочитайте выделенные слова. Все выделенные слова – это местоимения.

Работа над сказкой.

– Вам понравилась сказка?

– Что означает слово местоимение? (вместо имени)

– Сколько местоимений было в этом царстве после переписи? (96)

– С кем подружились местоимения? (с именами существительными)

– Что общего между именами существительными и местоимениями? (отвечают на одни и те же вопросы).

– Какие местоимения вы уже можете назвать?

2. Работа над правилом по учебнику (с. 136) и по опорной таблице.

МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ НЕ НАЗЫВАЕТ ИМЯ ИЛИ ПРЕДМЕТ, А ТОЛЬКО НА НЕГО УКАЗЫВАЕТ.

Таблица « Личные местоимения»

3. Выполнить упр. 372.

Комментированное письмо.

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

VI. Закрепление.

1. Фронтальная работа. Упражнение в распознавании того, каким членом предложения выражено местоимение.

Запишите предложения.

– Найдите и подчеркните главные члены предложения.

– На какой вопрос отвечает местоимение? А существительное? (Кто? Что?)

– Каким членом предложения является местоимение? (подлежащим). А существительное? (подлежащим)

– Что общего между именем существительным и местоимением? (Отвечают на вопросы. Кто? Что?, и в предложении является подлежащим.)

2. Упражнение в правильном употреблении местоимений в тексте.

Ребята, мы продолжаем наше путешествие по Царству Местоимений. Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения.

(проецирование текста на доску).

Русский язык.

люблю уроки русского языка. На этих уроках учимся понимать красоту и силу родного языка. помогает нам дружить и жить в мире всем людям.

Задание:

– Прочитайте текст. Подумай, какие местоимения в предложениях пропущены?

– Спишите текст, вставляя вместо точек местоимения.

– С какой частью речи связаны местоимения в предложении?

– Подчеркните в первом и втором предложении главные члены.

– Каким членом предложения является местоимение?

Проверка записи: Я, МЫ, ОН.

3. Упражнение в распознавании местоимений в предложениях. Самостоятельная работа в парах.

На столах учащихся лежат заранее подготовленные карточки с предложениями.

– Ребята вы сейчас будете работать парами. Спишите предложения и подчеркните личные местоимения.

Карточка 1.

В воскресенье ребята решили пойти в лес.
Они взяли с собой кормушки.

Карточка 2.

Солнце было яркое.
Оно даже пригревало землю.

Карточка 3.

Деревья стояли в красивом снежном уборе.
Они были украшены серебристым инеем.

Карточка 4.

Я влез на дерево и повесил кормушку для птиц.

Карточка 5.

Неожиданно мы увидели дятла.
Крепким клювом он долбил дерево.

Карточка 6.

А вот и белочка.
Она ловко прыгала по веткам ели.

Карточка 7.

Приятно отдыхать в лесу.
Мы придём сюда еще раз.

Карточка 8.

Навстречу солнцу и весне
И он, и ты, и я.
Идём обратно мы домой,
Как дружная семья.

– Какие местоимения подчеркнули?

– А теперь прочитайте все предложения по порядку. Что у нас получилось? (получился текст.)

– О чем говорится в тексте?

– Что делали ребята в лесу?

– Для чего они повесили кормушки?

VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Представьте, что мы тоже с вами в лесу и дышим свежим воздухом. Дышим ровно, глубоко. Следим за осанкой. Расправим плечики.

VIII. Выборочный диктант. Упражнение в распознавании местоимений в стихотворении.

– Ребята, а сейчас приготовьтесь к выборочному диктанту. Я буду читать вам стихотворения, а вы будете выписывать только местоимения.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. ( А.С. Пушкин)

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печально свет она. (А.С. Пушкин)

И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.

Немало, немало на свете ребят,
Немало их в каждой стране.
Они не желают, они не хотят
И слышать о новой войне. (С.Я.Маршак)

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

Никнут шёлковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной. (С. Есенин)

Проверка записи: он, она, ты, они, мы, вы, я.

IX. Итог урока.

Наше путешествие в Царство Местоимений подходит к концу. Скажите, вам понравилось наше путешествие?

– Что больше всего понравилось?

– Что узнали сегодня о местоимениях?

– Что общего между именами существительными и местоимениями?

Задание на дом.

  1. Выучить правила.
  2. Выполнить упражнение 374 с. 50