Урок русского языка в 9-м классе по теме "Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова"

Разделы: Русский язык


Цель:

  1. Углубить понятие о СПП; повторить главные признаки, по которым выделяется придаточное предложение; освоить средства связи придаточного предложения с главным, совершенствуя при этом пунктуационные навыки, формировать навык использования СПП в речи.
  2. Развивать навык работы с текстом.
  3. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, учебник, тетрадь, словари русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение

1. Словарно-орфографическая работа.

Используется памятка: (высвечивается на экране)

Слайд № 1

2. Работа с текстом.

Милосердие, приветливость, доброта делает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.
По Д С. Лихачеву

3. Анализ текста по плану

Слайд № 2

III. Работа над темой урока

Задание: сравнить два предложения: (высвечиваются на экране)

Лицо человека часто искажается злобой, становится безобразным.

Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.

– Отличаются ли эти предложения по смыслу?

– А по структуре? Докажите.

– Определите тип сложного предложения.

Работа по таблице Признаки СПП.

Слайд № 3

Задание: по опорной схеме подготовить ответ на вопрос “Основные средства связи придаточного предложения с главным. Подобрать примеры.

– В каком стиле вы будете строить свой ответ? Вспомните признаки научного стиля.

Опорная схема

Средства связи придаточного предложения с главным.

Слайд № 4

По схеме отвечает у доски один ученик.

Работа в парах: проговаривание конспекта друг другу.

IV. Закрепление материала

Работа по развитию речи в микрогруппах (3 микрогруппы).

Первая микрогруппа получает карточку с заданием. Каждый выполняет задание самостоятельно, а затем микрогруппа предлагает лучший вариант.

Задание 1 группе:

– Записать предложения в исправленном виде

  1. “Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, добрым”.
  2. “Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней”.
  3. “Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить”.
  4. “Ведь счастья зачастую, где его не ждешь, оказывается совсем не там”.
  5. “Я учусь в школе, которое носит имя писателя, который известен всей стране”.

Задание 2 группе.

– Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным.

  1. Природу надо беречь (почему?)
  2. Не будешь тужить (при каком условии?)
  3. Запоминаются те книги (какие?)
  4. На привал лучше расположиться там (где?)
  5. Не забывай о том (о чем?)

Примерные ответы ребят 2 группы:

  1. Природу надо беречь, потому что она не вечна.
  2. Не будешь тужить, если будешь честно жить.
  3. Запоминаются те книги, в которых мы находим ответы на волнующие нас вопросы.
  4. На привал лучше расположиться там, где можно развести костер, не нанося вреда природе.
  5. Не забывай о том, что вокруг тебя есть люди, нуждающиеся в помощи и поддержке.

Задание 3 группе.

“Если вы хотите понравиться людям ...

Задание: составить памятку из 4 сложноподчиненных предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова. Вот некоторые советы:

– чаще улыбайтесь;
– искренне интересуйтесь жизнью других;
– умейте выслушать до конца говорящего с вами;
– говорите об интересующем вашего собеседника.

Примерные памятки учащихся

– Если вы хотите понравиться людям, то чаще улыбайтесь.
– Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди.
– Умейте выслушать до конца того, с кем говорите.
– Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

V. Домашнее задание

Сохранив структуру предложений в тексте Д.С Лихачева о милосердии, создать собственное рассуждение на эту тему.

Примерные рассуждения учащихся:

  1. Доброжелательность, отзывчивость, чуткость делают человека приятным и милым. Человек, который относится к окружающим с недоверием, неуважением и какой-то злобой, это обычно человек равнодушный, бессердечный, жесткий. Он не только портит настроение всем вокруг, но и прежде всего своей грубостью, подозрительностью изводит себя самого, укорачивает свою жизнь.
  2. Жадность, агрессивность, злоба делают человека безобразным. Лицо человека, которое часто озаряется улыбкой, становится прекрасным. Дело в том, что добрая реакция на окружающее, приветливость и понимание других – это признак душевной и духовной бодрости, способности жить. Доброжелательный, отзывчивый, милосердный человек делает счастливым себя и украшает жизнь других.

Приложение

Литература

  1. Учебник русского языка для 9 класса под редакцией Разумовской М.М. и Леканта П.А.
  2. Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой.
  3. Школьный орфографический словарь
  4. Бабайцева В.В. Комплексный анализ текста на уроке русского языка// Русская словесность, № 3, 1997.