Цели:
- осознание концепта «труд» в рамках русских национально-культурных традиций как способ формирования умения концептуального анализа слов с абстрактной семантикой;
- совершенствование умения составлять текст в жанре лингвокультурологического этюда
Ход урока
1. Творческая мотивация
А. Чтение сказки Е. Пермяка «Тайна цены»
У дедушки Гордея легкая работа была. Он из раковин пуговицы высекал. При дедушке дотошный паренек – сирота Сергунька за родного внука жил. Все-то ему знать надо, до сути дойти. Как-то понадобилось Сергуньке обутки, одежу справить. Вырос из старого и к тому же поизносил. Гордей и говорит ему:
– Пойдем, Сергунька, на берег – хорошие обутки, пригожую одежку искать.
– А разве ее на берегу ищут? – спрашивает Сергунька.
– Пойдем, внук, увидим.
Пришли.
– Гляди, внук, сколько сапожонок, рубашонок, порток, картузов на берег волны повыбросили. Знай собирай в мешок, – говорит дед Гордей и смеется.
– Скажите, о каких одеждах и обуви говорил дед Гордей? Как же из ракушек получится то, что необходимо мальчику? Что для этого нужно? (Трудиться)
– Что же такое труд? Как бы вы объяснили значение этого слова? Наша цель – очертить круг слов, помогающих понять это слово, создать портрет этого слова и научиться писать небольшие этюды о труде, в которых выскажем свое к этому отношение. На Руси к труду всегда было особое трепетное отношение к труду.
Б. Запись предложения
Труд – главный рычаг, который поднимает человека на его человеческое место. ( Кренделев А.М.)
– Найдите грамматические основы, объясните пунктограммы.
– Согласны ли вы с этим утверждением, мотивируйте.
– Письменно передайте содержание одним простым предложением.
Действительно, человек немыслим без труда, без дела. Мы говорим в основном о значении труда, но что же это слово обозначает? На сегодняшнем уроке мы должны понять это и научиться описать ситуацию, в которой необходим труд или слово «труд».
2. Слово учителя (презентация)
Подберите синонимы к слову «труд», запишите их в тетради, кто-то проверит по «Словарю синонимов»
– Определите, что общего в значении названных слов? (Необходимость приложить усилия)
Рядом с ним – слова: труженье, труженик, трудница, трудный, трудовой, трудоваться, труженичать,труднодействующий, труднокрушимый, тудноплавкий, трудолюбивый,трудолюбивец
А. Словарное значение слова «труд».
Слово «труд»в «Словаре…» В.И.Даля объяснено в статье словами работа, занятие, упражнение , дело.
Труд – работа, занятие, упражнение, ДЕЛО, ВСЕ, ЧТО ТРЕБУЕТ УСИЛИЙ, НАПРЯЖЕНИЯ, старанья и заботы. (СД,1999, т.4,с.436)Труд (црк./ стар.)болезнь, хворь, недуг(водный труд – водянка)
Слово «труд» в «Словаре…» С.И.Ожегова:
- Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.
- Работа, занятие.
- Усилие, направленное к достижению чего-либо.
- Результат деятельности, работы,произведение.
- Привитие умения и навыков в какой-либо профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания» (СО, 1990, с.811).
Что обозначает слово «труд»?
Какие способы толкования значения использованы в словаре?
Какие новые значения этого слова вы увидели?
Б. Слово «труд» в фольклорных текстах (Слайд 2)
- Без труда нет добра.
- Труд кормит и одевает.
- Для родимого и труд не в труд.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Белые ручки чужие труды любят.
- Богу молись, а сам трудись.
- Трудовой грош и перед Богом хорош.
– Каким представляют пословицы трудолюбивого человека? Какие внешние признаки называются? Внутренние? Почему?
– Каким представляет народ лентяя, ленивого человека внешне и внутренне? Какую оценку ему дает? Каковы, по вашему мнению, истоки этих представлений? (возможно сообщение ученика о народных ремеслах, об отражении народных представлений об отношении к труду в фамилиях по «Вологодские фамилии. Этимологический словарь» Ю.И. Чайкиной)
В. «Труд» в живописи. (Слайды 6-8)
Рассмотрите картины В. Тропинина «Кружевница» и «Пряха»: как изображены работницы? Каковы их лица? Руки? Как относится автор к героиням? (возможно сообщение о крестьянских героинях В.Тропинина)
Рассмотрите картину З.Е. Серебряковой «Беление холста»: как вы поняли, что на нем изображено? Чем труд красильщиц отличается от труда пряхи, кружевницы? (акцент на компоненте «индивидуальный» и «коллективный»). Какие еще коллективные работы вы помните из крестьянской жизни? Опишите их в тетрадях в виде 5-6 словосочетаний.
Г. Слово «труд» в художественных текстах.
Прочитайте выразительно выданные тексты Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
– О чем это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль?
– Найдите характеристики души, выпишите их. Что они обозначают?
– Как нужно воспитывать душу? Почему?
– Как автор провозглашает цель воспитания души? Что значит предложение «чтоб в ступе воду не толочь»?
– Какой художественный прием лег в основу изображения души? Почему? К какой мысли подвел нас автор? Что добавилось в наше представление о труде? Письменно сформулируйте, что такое «труд души».
Прочитайте стих В. Брюсова «Труд» (слайды 10, 11)
Д. Словосочетания со словом «труд»:
- Большой труд
- труд на благо Родины, семьи
- общественно полезный труд
- умственный труд
- тяжелый труд
- труд всей жизни
- труды научного общества
- взять на себя труд сделать что-либо
- уроки производственного труда
– Прокомментируйте словосочетания. Как вы понимаете каждое из них. Как они расширяют наши представления о труде? В какие предметные области они выводят нас?
Е. Сложные слова с компонентом «труд»
- труднодействующий
- трудноплавкий
- трудноделимый
- трудолюбивый человек, трудолюбец
- трудоположник (цркв.) Наставник, научающий труду словом и делом
- трудоноска – сиб. Швейный кошель, сума для швейного прибора
- трудоголик
- трудотерапия
– Разберите слова по составу. Что их объединяет и чем различаются?
Ж. Компоненты лексического значения
Подведем итоги: что же обозначат слово «труд»? Какие компоненты формируют значение этого слова?
3. Работа в группах
- Рассмотрите словарное значение слова «труд»: какие составные части можете выделить?
- Рассмотрите слово « труд» в пословицах: дается ли оценка труду? где оно имеет положительную оценку? Где отрицательную? Почему?
- В каком значении употреблено в художественных текстах? Какую оценку получают ленивые герои? Какую – трудолюбивые?
- Рассмотрите сочетания со словом «труд». Объясните их значение.
- Объясните значение сложных слов с корнем «труд», прокомментируйте их происхождение. Как можно пояснить последние три слова?
4. Выводы
Давайте нарисуем портрет слова «труд». Как у человека лицо, фигура, походка , у слова есть что-то главное в значении. (Заключительный слайд Е)
Каждая группа дает свой вариант, затем – правильный.
5 .Работа с текстом (Продолжение). Чтение продолжения сказки Е.Пермяка.
Задумался дотошный Сергунька, деда спрашивает:
– Как же это так получилось, что даровые раковины стоить стали? Новым картузом обернулись, кумачовой рубахой, плисовыми портками, сапогами со скрипом стали?
– Цена в них вошла, – говорит на это дед.
– А когда она вошла, дедушка?
– Не ведаю.
– Может, при высечке?
– Знал бы, так сказал, – хитрит дед. Хочется ему, чтобы внук сам до сути дошел.
А вы как думаете? Напишите заключение к этой сказке, расскажите, когда же цена в раковины вошла. К кому мог еще обратиться за помощью в поиске ответа мальчик?
6. Чтение и анализ получившихся этюдов. Зачитывание конца сказки.
Так открыл Сергей великую тайну цены. И на что ни поглядит теперь – на дом ли, на узорчатую ткань, на ржаной хлеб, на радужные пуговицы, – труд человека видит: цену всех цен, корень ценностей – драгоценностей нашей земли и самой жизни.
– Скажите, что же составляет цену каждой вещи? Почему это должен был понять мальчик?
Изменился ли он? Как нам это показал автор? Обратите внимание на имя мальчику: почему Сергунька стал Сергеем?
7. Подведение итогов урока.
- Сформулируйте одним предложением идею сегодняшнего урока.
- Объясните название нашего урока
- Сочините четверостишие по теме урока.
- Объясните значение слова «труд»
8. Домашнее задание по выбору.
- Найдите пословицы о лентяях.
- Составьте этюд, сказку о лентяях.
- Сочините стих о лентяях.
- Упр. № 606. Подготовьте пересказ.