Бинарный урок развития речи (русский язык + ИЗО) в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Тема урока: Сочинение-описание по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»

Место урока: урок целесообразно провести после изучения темы «Лексика», когда обучающиеся умеют подбирать синонимичные замены к прилагательным. Урок рассчитан на 2 часа.

Цели урока:

  1. Ознакомить с особенностями натюрморта как жанра живописи, показать значение композиции и цвета в натюрморте.
  2. Подготовить к написанию домашнего сочинения по черновым материалам.
  3. Повторить правописание безударных гласных в корне и суффиксе слова.
  4. Развивать речь обучающихся (обогащение словарного запаса).

Задачи урока:

  1. Развитие умения собирать материал к сочинению, строить ответ в определенной композиционной форме, исправлять, дополнять, совершенствовать написанное.
  2. Формирование навыков рецензирования ответа по данному плану.

Прогнозируемый результат урока: составление набросков сочинения-описания, создание натюрморта.

Конечный результат работы: написание домашнего сочинения-описания по собранному материалу.

Основные формы и виды работы на уроке: наблюдение, анализ изображенного на картине, работа над образными средствами языка, подбор рабочих материалов, синонимов; групповая работа, коллективное обсуждение и рецензирование ответов, создание натюрморта.

Оборудование: Репродукции картин И.И. Машкова, натюрморты других художников, карточки для работы над орфограммами, с материалами сочинения, план описания картины, карточки-рецензии, фрагмент мультфильма "О картинах" (песня Г.Гладкова) акварель, гуашь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели, особенности урока.

Учитель русского языка.

1. Ребята, сегодня мы будем учиться описывать натюрморт. Наш урок необычен: вести его будем я и учитель ИЗО. Мы хотим, чтобы вы увидели связь между уроками русского языка и ИЗО, научились правильно описывать натюрморт в соответствии с данным планом и научились самостоятельно строить натюрморт. Но что же такое натюрморт?

2. У вас на партах лежат карточки с фрагментом из песни Григория Гладкова
"О картинах". Посмотрите фрагмент мультфильма и подумайте, о каких жанрах живописи в нем говорится.

(Просмотр мультфильма – 3 мин.)

3. - О чём же поётся в песне? (О портрете, пейзаже, натюрморте).

- Как назвать эти картины одним словом? (Живопись)

4. Рассмотрите внимательно выставку картин.

- Какой жанр живописи представлен? (Натюрморт)

Открываем на доске слово "Натюрморт".

5. - Из какого языка пришло к нам это слово?

- Из каких частей состоит слово? Что означает каждая часть?

Запишите слово в свой черновик.

6. Учитель ИЗО.

Из курса ИЗО вы уже знаете, что такое натюрморт.

- Что же называется натюрмортом? (Изображение неживой природы.)

- Какие предметы могут изображаться в натюрморте? Докажите, что на выставке действительно представлены натюрморты.

(Экскурсия по выставке, особое внимание учитель ИЗО уделяет богатству красок, понятиям "колорит", "фон").

7. Учитель русского языка.

Наш урок посвящён художнику, чьи натюрморты достигли подлинного совершенства, Илье Ивановичу Машкову.

(Сообщение ученика о И.И. Машкове).

8. Прежде, чем начать работу над сочинением, вспомните, какие типы речи вы
знаете?

(Повествование, описание, рассуждение).

9. Найдите карточку № 1. Перед вами материалы к сочинению.

Предмет

Материалы к сочинению

Кувшин

Белый, дымч..тый, матово-белый

Ягоды:

См..р..дина
М..лина
Клубника

 

Красный, алый, роз..вый, в..шневый, рубиновый, м..линовый
Гранатовый, пурпурный, б..гряный, иссиня-ч..рный, пунцовый
Бело-розовый, розовато-белый, ч..рный

Листики

Темно-з..леные, изумрудные, светло-з..леные, з..леновато-белые

Поднос

Ж..стяной

Скатерть

Х..лщовая, серая, белая, ж..лтовато-серая

Тени

Ф..олетово-синие, с..роватые, з..леновато-серые

Оттенок (2)

З..млистый

- Как вы думаете, в каком типе речи уместно использовать слова, данные во второй графе? Обоснуйте свой ответ

10. Внимательно рассмотрите натюрморт.

- Какие предметы изображены на нём?

Нам нужно уточнить названия этих предметов при помощи словосочетаний. Но сначала возьмите карандаши и вставьте пропущенные буквы в словах на карточке №1.

(Учащиеся работают с карточками. Один ученик у доски объясняет орфограммы).

11. А теперь запишите пять словосочетаний, используя в качестве главного слова существительные из первой колонки, а зависимого – прилагательного из второй.

(Устная проверка записанных словосочетаний)

12. Прочитайте из карточки слова со сходным лексическим значением.

- Как называются эти слова? (Синонимы.)

Я надеюсь, что эти синонимы позволят вам избежать неоправданных повторений и речевых ошибок в сочинении.

13. Учитель ИЗО.

- Что поместил художник в центре картины?

- Почему именно так расположены предметы?

Расположение предметов на натюрморте называется композицией.

14. На доске открываем слово композиция.

- Что называется композицией?

Рассказ о композиции натюрморта.

15. Учитель русского языка.

Натюрморт называется "Клубника и белый кувшин". Зачем же художник поместил сюда и другие ягоды?

(Выслушать мнения учащихся).

16. Учитель ИЗО.

(Обобщение).

Поместив на передний план натюрморта клубнику, художник самим расположением предметов передал настроение, которое навевает щедрое, жаркое лето. Эту же мысль и настроение художник передаёт с помощью красок, которые он использует, изображая другие ягоды,

- Какие краски по насыщенности использовал художник? (Яркие, солнечные, радостные, сочные и т.д.)

Следовательно, в картине важно все: где и как расположены предметы, краски и цвета, которые подобрал художник для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображаемому, свое настроение и внутреннее состояние.

17. Учитель русского языка.

Прослушайте сочинение:

Передо мной натюрморт Ильи Ивановича Машкова, который называется "Клубника и белый кувшин". Это натюрморт, потому что на нём изображены предметы неживой природы.

Здесь нарисованы белый кувшин, банка с веточками смородины, ягоды: клубника, малина и смородина в тарелке.

Жестяной поднос наполнен спелой клубникой.

Мне нравится этот натюрморт.

- Понравилось сочинение? Почему? (Нет.)

Для того, чтобы ваши сочинения получились интересными, образными, мы с вами поработаем по группам. Старшие групп, найдите карточки с планом описания различных фрагментов натюрморта. Каждая группа в течение 10 минут должна создать своё описание. Затем мы выслушаем ваши зарисовки, рецензенты оценят их.

А одна группа попробует под руководством учителя ИЗО создать свой натюрморт.

1 группа. Описание кувшина.

  • Где расположен кувшин (передний, задний план, центр композиции)?
  • Почему художник поместил кувшин именно сюда?
  • Какие краски использовал художник?
  • Как переданы оттенки цветов?

2 группа. Тарелка со смородиной.

  • Где расположена тарелка со смородиной?
  • Почему художник поместил ее именно сюда?
  • Какие краски использовал художник? Обратите внимание, что белая смородина как будто светится изнутри, вся пропитанная солнечным светом.
  • Как переданы оттенки цветов? (Смородина иссиня-черная, на ней играют солнечные блики).
  • Какие чувства вызывает этот фрагмент?

3 группа. Банка с веточками смородины.

  • Солнечные блики на банке с прозрачной водой.
  • Свежие, только что срезанные веточки.
  • Сочные, нежно-зеленые листочки.
  • Как художником переданы оттенки цвета?

4 группа. Жестяной поднос с клубникой.

  • Свет и тень на подносе.
  • Спелые ягоды клубники.
  • Как художник передал свежесть ягод?

5 группа. Рассыпанные по столу ягоды.

  • Где расположены ягоды (передний, задний план, центр композиции)?
  • Почему фоном служит холщовая скатерть?
  • Вся ли клубника одинаково спелая? Как это передал художник? Какие оттенки цветов использовал?
  • Как освещены ягоды?

(Ребята работают по группам. Создание натюрморта. Обсуждение зарисовок, оценка ответов и натюрморта рецензентами. Составление коллективного сочинения).

Вопросы для рецензирования.

  • Полно ли описано изображенное на картине?
  • Передана ли основная мысль художника?
  • Сумели ли члены группы рассказать о композиции натюрморта и красках, использованных художником?
  • Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли язык рассказчика?
  • Соответствовал ли тон рассказа, его содержание основной мысли?

III. А теперь послушайте ещё одно сочинение (Читает заранее подготовленный ученик).

Любого человека, кто умеет любить, радоваться, грустить, кто всем сердцем ощущает красоту природы, натюрморты Машкова не оставят равнодушным.

Трудно сказать, как была рождена эта картина - слиток какой необыкновенной радости от сознания непосредственного общения с природой. Мне кажется, что художник, устав бродить по лесу, зашел избушку лесника. И здесь, на деревянном, грубо сколоченном столе, освещенном мягким светом, льющимся из небольшого окошка, увидел белый глиняный кувшин, жестяной поднос и небольшую тарелку, наполненную крупными сочными ягодами клубники, черной и белой смородины.

Только что сорванные, рассыпанные по столу ягоды темно-красной клубники и спелой малины оттеняют серую поверхность скатерти. Из банки, наполненной прозрачной водой, тяжело свисают влажные ягоды душистой смородины.

Бело-матовый кувшин, фиолетово-синие тени еще сильнее заставляют ощутить солнечное тепло ягод.

Предметы настолько объемны, что невольно кажется: протяни руку и почувствуешь холодное прикосновение глиняного кувшина и жестяного подноса, влажность и упругость спелых ягод и темно- зеленых листьев.

Подумать только, какая пленительная песнь радости жизни, красоте и плодородию природы содержится в этом натюрморте.

Если это сочинение вам понравилось, то в черновиках вы можете использовать отдельные фразы из него.

(Написание черновиков к сочинению.)

IV. Подведение итогов урока.

Оценить наиболее активно работавших учеников, рецензентов.

Учитель ИЗО оценивает натюрморты.

Учитель русского языка делает выводы о достижении цели урока.