Цели обучения русскому языку в современных условиях сориентированы на развитие личности ученика. Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Все они неразрывно связаны и не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Введение этих понятий в лингводидактику не случайно. Оно находится в русле компетентностного подхода, признанного сегодня одним из оснований модернизации российского образования. Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им, и, в конечном счете, служат развитию личности школьника.
Для формирования этих компетенций предлагаем наряду с другими формами и методами работы использовать тексты малых форм. С точки зрения психолингвистики такие тексты играют ключевую роль в развитии речи учащихся. Основываясь на текстоцентрическом подходе к изучению русского языка, следует отметить, что любое высказывание – это текст. Текст как сложное семантическое образование обладает рядом психолингвистических характеристик, отсутствующих у слова, словосочетания или фразы. К их числу относятся цельность, связность, эмотивность, креолизованность, прецендентность, скважность. Кроме того, в тексте сохраняются следы невербального поведения участников коммуникации, и он обладает большой степенью интерпретативности (реципиенты могут извлечь из него много смыслов). Другими дидактическими единицами являются слово, словосочетание, предложение. Известно, что в современном преподавании русского языка наблюдается две очевидные тенденции: во-первых, стремление повысить компетенцию учащихся в вопросах языка и речи, во-вторых, стремление опереться на текст в организации учебного процесса. Текстоцентрированный подход предполагает использование текста в большом и малом объеме в качестве высшей дидактической единицы.
Задачи, связанные с включением текстов малых форм в учебный процесс по русскому языку – это прежде всего задачи обучения, в то время как с текстами большого объема связаны в основном задачи контроля. Сегодняшний день требует от учителя умение сформировать у ребенка умение точно, четко, логично, кратко излагать свои мысли. Тексты малых форм помогают активизировать познавательную деятельность, интенсивность процесса обучения. Учащийся должен стать субъектом познавательной деятельности – это один из главных дидактических принципов обучения. У ученика в процессе работы с текстами малых форм воспитывается инициативность, самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, развивается мышление, речь, память, творческое воображение. Небольшие по объему тексты позволяют учащемуся самоутвердиться, научиться творчески мыслить, четко формулировать свои наблюдения, делать выводы. Следовательно, актуальность обращения к проблеме использования текстов малых форм для формирования различных компетенций на уроках русского языка связана с развитием творческих способностей учащихся и обусловлена необходимостью изыскания способов такого воздействия на личность ученика, которое позволило бы раскрыть не только его творческий потенциал, но и сделать учение ориентированным на развитие индивидуальности каждого ребенка, креативную познавательную деятельность.
Преимущество малых текстов форм состоит и в том, что они могут быть использованы оперативно и в соответствии с грамматическими темами. Учащимся часто трудно соотнести разделы лингвистики и нормы, у них достаточно сложно формируется системный взгляд на различные языковые (лингвистические понятия) [3, С. 119–124]. Использование текстов малых форм позволяет учителю быстро и доступно “донести” до ученика самые сложные теоретические понятия, а детям усвоить эти сведения и успешно применять в процессе свободного письма.
Данный факт определил, что необходимо создать методическую систему развития правописных и речевых умений и навыков через формирование лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенций учащихся, их творческих способностей, на уроках русского языка, адекватную современному уровню развития методической науки и требованиям школьной практики. Если в конце ХХ века от учащегося требовалось осознание излагаемого учителем материала, проникновение в суть явлений и усвоение закономерностей, то в настоящее время этого недостаточно, сегодня важно научить ребенка “добывать” знания, проводить самостоятельные исследования. На наш взгляд, наиболее эффективными являются следующие методы и приемы: разрешение проблемных ситуаций, творческие работы, (сочинения-миниатюры, изложения-миниатюры, сочинения-этюды и т.д.), различные виды языкового анализа с элементами исследования, построение алгоритмов разрешения орфографических и грамматических задач, различные текстовые упражнения, работа со словарями и иной справочной литературой, совершенствование (редактирование) текста и т.д. При использовании текстов малых форм может быть повышена активность учащихся и их самостоятельность. Таким образом, использование текстов малых форм крайне необходимо для подготовки успешной коммуникативной деятельности ребенка. Они помогают формировать критическое и ассоциативное мышление, обеспечивают усвоение общеучебных навыков, а также способствуют общекультурному развитию личности.
Проблема использования текстов малых форм на уроках русского языка еще полностью не разработана, мало материала и в специальной литературе, пока нет четкого определения “текста малой формы”. Анализируя систему работы в этом направлении, используя собственный педагогический опыт, мы пришли к выводу, что наряду с текстами малой формы целесообразно использовать задания малых форм, формирующие умение строить малый текст. К таким заданиям относятся составление небольшого по объему текста (5–9 предложений, 20–40 слов) на основе предложенного текстового материала (таблица, схема, план, формулировка высказывания собственного мнения, формулировка вывода, описание иллюстрации, фотографии, составление вопроса, надписи к рисунку и т.д.) В этом связном высказывании, т.е. в ответе, предполагается логичность, связность, четкость. Задание малой формы позволяет быстро проверить умение создавать текст, учит точно, кратко, информативно излагать свои мысли, уместно и правильно использовать теоретические сведения. Наша задача – научить ребенка не только грамотно и красиво говорить, но и правильно использовать полученные знания.
Работа по развитию грамотности, речевой культуры, логического мышления учащихся на уроках русского языка при использовании в качестве основной дидактической единицы текстов малой формы дает высокие результаты, если основывается на коммуникативно-деятельностном подходе, проводится во взаимосвязи со всеми видами речевой деятельности, строится с опорой на закономерности усвоения родной речи и в соответствии с принципами речевого развития, а также базируется на использовании специально подобранного дидактического материала и градуальной системы упражнений.
Рассмотрим тексты малой формы на уроках русского языка как средство формирования языковой и лингвистической компетенции. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями [8, C. 26–27].
В обязательном минимуме содержания образования по русскому языку четко даны критерии, обеспечивающие формирование этой компетенции. Это общие сведения о языке, о системе языка (фонетика, орфоэпия, морфемика и словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис) о правописании (орфография и пунктуация). Для успешной реализации данного подхода в образовании полагаем, что целесообразно использовать тексты и задания малых форм. Мини-диктанты, списывание небольших по объему текстов, орфографические комментарии, выполнение конструктивных упражнений, построение таблиц, схем, моделей, составление плана ответа, выступления, составление презентаций для уроков, обучение умению правильно задавать вопросы, вести дискуссию – такие задания способствуют развитию не только творческой активности, но и помогают детям во время подготовки к другим предметам школьного курса, готовят к дальнейшей профессиональной деятельности. Задания малых форм при изучении теоретических сведений предусматривают создание собственного небольшого текста, так как краткость, четкость, логичность построения высказывания на лингвистическую тему позволяет формировать основную компетенцию – коммуникативную.
На уроках русского языка мы предлагаем учащимся самостоятельно сформулировать правила написания приставок, корней, суффиксов, используя таблицы, схемы. Это важно для формирования грамотности. Так, при изучении темы “Приставки” дети, используют схему или таблицу. Ученики, видя перед собой таблицу, самостоятельно формулируют правило написания приставок в русском языке, добавляют свои примеры. Примеры заранее выписаны на доске в произвольном порядке. При написании словарных, выборочных диктантов, составлении рассказов по иллюстрации дети используют свои “собственные” правила, так им проще закреплять полученные на уроке знания. Такой прием работы уместен при изучении правописания морфем. Можно предложить обратный метод. По данному правилу составить таблицу или схему, опираясь на материал в учебнике. Затем рассказать это правило, не обращаясь к учебнику, используя свою схему или таблицу. Это целесообразно делать при отработке навыка правописания НН в причастиях, прилагательных, наречиях, НЕ с различными частями речи.
Формированию лингвистической компетенции способствуют и сочинения – миниатюры, когда ученикам предлагается составить небольшой рассказ, сказку, описать иллюстрацию, используя в качестве сюжета орфографическое правило. Сочинения – миниатюры играют важную роль в обучении учащихся.
При изучении темы “Тире между подлежащим и сказуемым” предлагаем учащимся списать предложения, вставляя тире, выделить грамматические основы, составить схемы. Затем надо выразительно прочитать предложения, обращая внимание на паузы на месте тире.
Дисциплина мать победы. (А.Суворов)
Чтение вот лучшее учение. (А.Пушкин)
Архитектурная летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и
предания. (Н.Гоголь)
Смех это человеколюбие. (А.Чехов)
После этого предлагаем доказать, что данные высказывания являются афоризмами, по толковому словарю уточнить значение этого слова, письменно объяснить смысл одного из афоризмов.
Таким образом, такие задания формируют навыки пунктуационной грамотности, что относится к лингвистической компетенции, и умение связно излагать свое мнение, что является прерогативой коммуникативной компетенции.
Задания малой формы помогают обучить учащихся орфоэпическим нормам русского языка. Например, дается задание вслух прочитать существительные, записанные на доске, напечатанные на карточке и т.д.: прецедент, одышка, бессребреник, дерматиновый, чрезвычайный, перспективный. Какую ошибку в произношении и написании этих слов обычно делают? Проверьте свои догадки по словарику “Говори правильно”. По толковому словарику уточните значение указанные слов, составьте и запишите с ними предложения, правильно прочитайте вслух.
Интересными заданиями малой формы могут стать и задания на сравнение слов. Почему слова груздь – грусть не различаются в произношении только в формах именительного и винительного падежей? Найдите подобные пары существительных в словарике омонимов.
Рассмотрите рисунки и постарайтесь определить, какая особенность ударения в них иллюстрируется. В своем ответе используйте следующие примеры. В избу – в избу, по дому и по дому, по морю и по морю, за реку, за реку и за реку, по мосту и по мосту, по мосту.
Задания малой формы помогают успешно формировать и культуроведческую компетенцию. Но еще раз отметим, что все три компетенции неразрывно связаны и не могут рассматриваться как отдельные составляющие учебного процесса. На уроках мы стараемся использовать такие тексты, которые имеют небольшой объем и содержат информацию по краеведению, воспитывают любовь к своей стране, ее языку, культуре. Мы предлагаем объяснить, как ученики понимают значение пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Дети учатся выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснять их значение с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.), знакомятся речевым этикетом и культурой межнационального общения. Так мы создали “Азбуку донского школьника”. Ученики работали со Словарем донского языка, с краеведческой литературой. Итогом работы стала презентация. В ней отражены особенности донского диалекта, подобраны иллюстрации к каждой букве русского алфавита и объяснены значения донских слов. В 9-м классе ученики создали презентацию о сложном предложении (Приложение 1). Используя информацию, собранную в ней, ученики могут успешно строить высказывание на лингвистическую тему, что является важным аспектом при подготовке к ГИА (Государственная итоговая аттестация в 9-м классе).
Для развития культуроведческой компетенции учащихся мы используем тексты и задания малых форм, опираясь на текстоценрированный подход при изучении русского языка. Уже в пятом классе при изучении фонетики мы предлагаем ответить на вопрос: “Какие звуки русского языка отсутствуют в том иностранном языке, который вы изучаете в школе? А каких звуков иностранного языка нет в русском? Перечислите органы речи, которые участвуют в их произнесении. Выскажите свое суждение о том, почему на иностранном языке, как правило, люди говорят с акцентом?” Это задание предполагает составить учащимся связный рассказ, а вопросы следует использовать как план ответа. Интересно детям выполнять и задание по характеристике особенностей ударения, интонации в том иностранном языке, который дети изучают в школе, сравнить его с ударением в русском языке, делать выводы. Такие задания развивают умение логично, последовательно, опираясь на фактический материал, излагать свое мнение. Важным культуроведческим аспектом при изучении русского языка является знакомство с этикетными словами и выражениями. Мы отмечаем, что такие слова используются в каждом языке и просим рассказать, в каких речевых ситуациях они применяются. Дети работают со словарями, справочниками, учебниками иностранного языка и составляют небольшой текст.
Создавая мини-текст, ученики, как правило, начинают лучше ориентироваться в теоретическом материале, учатся грамматически правильно строить предложения и четко излагать свои мысли. Такие задания, как показывает практика, формируют не только орфографическую зоркость, но и умение создавать текст. Это комплексный подход к формированию коммуникативной, языковой (лингвистической), культуроведческой компетенций. Для уроков литературы мы разработали презентацию “Русская литература 18 века” (Приложение 2), в которой сжато изложили необходимые сведения по теории литературы. Важной частью презентации стали материалы о выдающихся русских писателях 18 века, их роль в истории русской литературы, обзор и анализ наиболее важных произведений этого периода. Ученики, готовя эту работу, показали способность четко, кратко и емко излагать мысли, формулировать их в виде тезисов. А при представлении этой работы на уроке ребята продемонстрировали умение конкретизировать сведения по данному вопросу, грамотно излагать свои мысли.
Считаем, что задания к текстам малых форм можно успешно использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках химии, физики, биологии, информатики и т.д. Во время изучения этих предметов тоже важно научить детей строить собственное высказывание с использованием таблицы, схемы; объяснять определения; составлять план параграфа; сделать вывод на основе иллюстрации; составлять алгоритм применения данного правила и т.д.
Таким образом, систематическая работа с текстами малых форм активно способствует формированию правописных и речевых умений учащихся средней школы.
Литература
- Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М., КНОРУС, 2007.
- Белянкин В.П. Психолингвистика. М. 2003.
- Бородина О.С. О Стилистическом аспекте норм правописания при обучении орфографии в старших классах. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008, № 3. С.119–124.
- Дейкина А.Д. Сочинения малой формы в школьном обучении русскому языку “Русский язык в школе”, № 5, 1994, М., “Просвещение”.
- Мистратова О. П. “Сочинения-этюды”. “Русский язык в школе”, № 6, 1990, М., “Просвещение”.
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2001.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.
- Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент Государственного Стандарта. М.: Дрофа, 2004.
- Современные языки: изучение, преподавание, оценка. – Страсбург, 1996.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.