Русский язык. "Связь слов-признаков со словами-предметами"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тема: Связь слов-признаков со словами-предметами.

Тип урока: урок применения знаний на практике.

Цель: развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки. 

Задачи:

  • Образовательные:
    • сформировать умение распознавать имена прилагательные в речи;
    • ставить вопросы к именам прилагательным;
    • продолжить работу по подбору слов-признаков к словам-предметам;
    • закрепить знания о словах-признаках.
  • Развивающие:
    • употреблять имена прилагательные в речи;
    • усилить внимание к лексическому значению слова и его употреблению в речи.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к природе.

Оборудование: учебник, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», интерактивная доска, «светофорчики», карточки для индивидуальной работы, цветок-схема.

Планируемые результаты:

  • Результат по содержанию (учащиеся должны знать):
    • вопросы, на которые отвечают слова-признаки;
    • от какого слова зависят слова-признаки и что они обозначают;
  • Результат по способу работы (учащиеся должны уметь):
    • находить слова-признаки в речи;
    • ставить вопросы от слов-предметов к словам-признакам;
    • подбирать к словам-предметам слова-признаки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжка и тетрадка?

II. Чистописание

– Сегодня 24 октября, проверьте в тетрадях запись.  (Двадцать четвёртое октября. Классная работа.)
– Начинаем урок с минутки чистописания.
– Посмотрите буквы, которые мы будем прописывать.
– Что у них общего? (Элемент – овал)
– Из каких элементов состоит буква б? (Овал и наклонная прямая с закруглением вправо)
– Найдите закономерность и продолжите ряд.

б о бб о ббб о бббб о ббббб об

– Возьмите зелёную ручку и подчеркните в первой строчке букву б, которая у вас написана правильно и красиво. А  пригодится нам, правильно и красиво написанная буква «б»  в следующем задании.

III. Словарно-орфографическая работа

пфбктхешсрчёшзца

– Посмотрите ребус. Если мы его разгадаем, то узнаем новое словарное слово. Буквы, которые обозначают глухие согласные, нужно убрать. Приготовьте светофорчики: если букву оставляем, то вы мне показываете зелёный свет.
– Какое слово получили? (Берёза)
– Что обозначает это слово?
– Берёза – это лиственное дерево с белой корой. Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА.
– Как вы думаете, какую безударную гласную нужно писать в слове берёза? Почему?
– Запишите новое словарное слово в словарики. Напишите букву б правильно и красиво, как вначале урока на минутке чистописания.
– Составьте предложение со словом берёза.
– Прочитайте предложение, записанное на доске.

Люблю б. рёзу русскую.

– Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенную букву и подчеркните знакомые орфограммы.
– Ребята, а что обозначает слово берёза? (Предмет)
– Для того чтобы наша речь была красочной и выразительной сегодня мы продолжим  подбирать слова-признаки к словам-предметам. А поможет нам в этом волшебный цветок. Если мы будем правильно выполнять задание, то он будет открывать нам свои волшебные лепестки.
– Ребята, а кто знает продолжение этого стихотворения?
– Какими словами  автор называет березу?
– Как мы называем эти слова? (Слова-признаки)
–  Посмотрите внимательно на предложение ещё раз. Есть ли в этом предложении слово-признак? (Русская)
– От какого слова зависит слово «русская»
– Задайте вопрос от слова-предмета к слову русская.
– Что обозначает слово русская? (Признак)
– Признак чего? (Предмета)

Вывод:  Значит, слова-признаки обозначают признак-предмета

Овал: Обозначает признак предмета

IV. Работа по картине

– С каким словарным словом мы познакомились? (Берёза)
– Посмотрите, как известный художник Исаак Ильич Левитан изобразил берёзы на своей картине.
– В какое время года изображены берёзы на картине? (Осень)
– Какая осень нарисована на картине? (Ранняя)
– Какие признаки говорят о том, что осень именно ранняя? (На деревьях ещё не опали листья, трава не завяла, река не покрыта льдом, небо голубое)
– Каким ещё словом-признаком можно назвать раннюю осень? (Золотая)
– Эта картина именно так и называется «Золотая осень». Запишем в тетради слово осень и слова-признаки, которыми её можно охарактеризовать.
Осень (какая?) ранняя, золотая.
– Подчеркните слова-признаки.
– Какие слова подчеркнули? Какой линией?
– А сейчас попробуйте сами подобрать  слова-признаки к словам, записанным на доске.

      1 ряд                                2 ряд                                 3 ряд
Небо (          ?)                 Лес (          ?)                  Деревья (            ?)

По одному ученику у доски.

– На какой вопрос отвечает слово-признак, связанное со словом небо? (Какое?)
– Какие слова-признаки подобрали? (Голубое, серое, красивое)
– На какой вопрос отвечает слово-признак, связанное со словом лес? (Какой?)
– Какие слова-признаки подобрали? (Лиственный, красивый, далёкий)
– На какой вопрос отвечает слово-признак, связанное со словом деревья? (Какие?)
– Какие слова-признаки подобрали? (Разноцветные, красивые, осенние)

Вывод:

– Что обозначают слова-признаки? (Признак предмета)
– На какие вопросы могут отвечать слова-признаки?

Овал: Какие?Овал: Какой?

Овал: Какое?    Овал: Какая? 

Физкультминутка

Ветер

Осторожно ветер                               Руки вверх и махи
За калитку вышел,                              вправо-влево.
Постучал в окошко,                            Постучать кулачками по парте
Пробежал по крыше,                          Перебирать пальчиками по парте

Покачал тихонько                              Руки вверх и махи
Ветками черёмух,                               вправо-влево.
Пожурил за что-то                             Кулачки
Воробьёв знакомых.                           Пальчики

И, расправив гордо                            Руки согнуты в стороны
Молодые крылья,                               Махи руками
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.

V. Закрепление знаний

Работа по учебнику («Дидактический материал» стр. 24, № 46)

– Прочитайте задание.
– Послушайте, каким станет текст без слов-признаков.
(Читает учитель)
– Что произошло с текстом?

Вывод: без слов-признаков текст становится невыразительным, некрасивым. Слова-признаки делают нашу речь богатой и красивой.
– Выпишите из первого предложения слово-предмет и 3 слова-признака, которые вам кажутся более красивыми, более точно описывают осеннюю листву.

Листву (какую?) золотую, пурпурную, алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую, белую.

– Назовите главное слово. (Листву)
– Что обозначает слово листва? (Предмет)
– Какие слова зависят от главного слова? (Слова-признаки)
– Подчеркните их.

Вывод: От какого слова зависят слова-признаки.

– Справились мы и с этим заданием, и цветок открывает нам свой волшебный лепесток.

Овал: Зависит от слова-предмета

VI. Работа с текстом

Прочитайте текст. Каких слов в нем не хватает? (Слов-признаков)
Пришла _______ осень. Дует _______ ветер. ________ тучи затянули ________ небо.
Серое, холодная,  сильный, тяжёлые
– Запишите текст, вставляя подходящие слова-признаки из тех, что даны внизу.

Овал: Делает речь выразительной

Вывод: Какие слова вставляли в текст? (Слова-признаки)
– Каким стал текст? (Более выразительным, красивым, богатым)
– Для чего нужны слова-признаки?

VII. Самостоятельная работа по карточкам

– Сейчас вы сами попробуете побыть учителями и оценить свои силы. У вас 2 карточки: второй уровень для тех, кто уверен в себе и очень хорошо понял эту тему, а первый уровень для тех детей, которым ещё нужна тренировка.

1 уровень

Напишите слово-предмет и подберите к нему подходящее слово-признак. В скобках напишите вопрос.

2  ___________   (                    ?)________________  . 
elky57_____________   (                       ?)________________.

2 уровень

Вставить в текст, подходящие по смыслу слова-признаки.

С деревьев облетели __________ листья. ________ птицы стаями подались в ___________ края.

Проверка: интерактивная доска.

VIII. Домашнее задание

– Дома составьте устно рассказ-описание  любого дерева в осенний период, применяя как можно больше слов-признаков.

IX. Итог урока

– О каких словах мы сегодня говорили?
– Что обозначают слова-признаки?
– От какого слова зависят слова-признаки?
– На какие вопросы они отвечают?
– Молодцы, мы сегодня хорошо поработали, и цветок открывает нам тайну: слова-признаки по-другому называются имена прилагательные.

Овал: молодцы 

– А если бы вы были художниками, чтобы вы дорисовали к цветку?
– Какие  стебель и листик? (По цвету)