Тема: Связь слов-признаков со словами-предметами.
Тип урока: урок применения знаний на практике.
Цель: развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки.
Задачи:
- Образовательные:
- сформировать умение распознавать имена прилагательные в речи;
- ставить вопросы к именам прилагательным;
- продолжить работу по подбору слов-признаков к словам-предметам;
- закрепить знания о словах-признаках.
- Развивающие:
- употреблять имена прилагательные в речи;
- усилить внимание к лексическому значению слова и его употреблению в речи.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: учебник, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», интерактивная доска, «светофорчики», карточки для индивидуальной работы, цветок-схема.
Планируемые результаты:
- Результат по содержанию (учащиеся должны знать):
- вопросы, на которые отвечают слова-признаки;
- от какого слова зависят слова-признаки и что они обозначают;
- Результат по способу работы (учащиеся должны
уметь):
- находить слова-признаки в речи;
- ставить вопросы от слов-предметов к словам-признакам;
- подбирать к словам-предметам слова-признаки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжка и тетрадка?
II. Чистописание
– Сегодня 24 октября, проверьте в
тетрадях запись. (Двадцать четвёртое
октября. Классная работа.)
– Начинаем урок с минутки чистописания.
– Посмотрите буквы, которые мы будем
прописывать.
– Что у них общего? (Элемент – овал)
– Из каких элементов состоит буква б? (Овал и
наклонная прямая с закруглением вправо)
– Найдите закономерность и продолжите ряд.
б о бб о ббб о бббб о ббббб об
– Возьмите зелёную ручку и подчеркните в первой строчке букву б, которая у вас написана правильно и красиво. А пригодится нам, правильно и красиво написанная буква «б» в следующем задании.
III. Словарно-орфографическая работа
пфбктхешсрчёшзца
– Посмотрите ребус. Если мы его
разгадаем, то узнаем новое словарное слово.
Буквы, которые обозначают глухие согласные,
нужно убрать. Приготовьте светофорчики: если
букву оставляем, то вы мне показываете зелёный
свет.
– Какое слово получили? (Берёза)
– Что обозначает это слово?
– Берёза – это лиственное дерево с белой корой.
Берёза получила своё название по цвету коры.
Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит
«светлый, ясный, белый», от которого образовалось
сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА.
– Как вы думаете, какую безударную гласную нужно
писать в слове берёза? Почему?
– Запишите новое словарное слово в словарики.
Напишите букву б правильно и красиво, как вначале
урока на минутке чистописания.
– Составьте предложение со словом берёза.
– Прочитайте предложение, записанное на доске.
Люблю б. рёзу русскую.
– Запишите предложение в тетрадь,
вставьте пропущенную букву и подчеркните
знакомые орфограммы.
– Ребята, а что обозначает слово берёза? (Предмет)
– Для того чтобы наша речь была красочной и
выразительной сегодня мы продолжим подбирать
слова-признаки к словам-предметам. А поможет нам
в этом волшебный цветок. Если мы будем правильно
выполнять задание, то он будет открывать нам свои
волшебные лепестки.
– Ребята, а кто знает продолжение этого
стихотворения?
– Какими словами автор называет березу?
– Как мы называем эти слова? (Слова-признаки)
– Посмотрите внимательно на предложение ещё
раз. Есть ли в этом предложении слово-признак? (Русская)
– От какого слова зависит слово «русская»
– Задайте вопрос от слова-предмета к слову
русская.
– Что обозначает слово русская? (Признак)
– Признак чего? (Предмета)
Вывод: Значит, слова-признаки обозначают признак-предмета
IV. Работа по картине
– С каким словарным словом мы
познакомились? (Берёза)
– Посмотрите, как известный художник Исаак Ильич
Левитан изобразил берёзы на своей картине.
– В какое время года изображены берёзы на
картине? (Осень)
– Какая осень нарисована на картине? (Ранняя)
– Какие признаки говорят о том, что осень именно
ранняя? (На деревьях ещё не опали листья, трава
не завяла, река не покрыта льдом, небо голубое)
– Каким ещё словом-признаком можно назвать
раннюю осень? (Золотая)
– Эта картина именно так и называется «Золотая
осень». Запишем в тетради слово осень и
слова-признаки, которыми её можно
охарактеризовать.
Осень (какая?) ранняя, золотая.
– Подчеркните слова-признаки.
– Какие слова подчеркнули? Какой линией?
– А сейчас попробуйте сами подобрать
слова-признаки к словам, записанным на доске.
1
ряд 2
ряд
3 ряд
Небо (
?)
Лес (
?) Деревья (
?)
По одному ученику у доски.
– На какой вопрос отвечает
слово-признак, связанное со словом небо? (Какое?)
– Какие слова-признаки подобрали? (Голубое,
серое, красивое)
– На какой вопрос отвечает слово-признак,
связанное со словом лес? (Какой?)
– Какие слова-признаки подобрали? (Лиственный,
красивый, далёкий)
– На какой вопрос отвечает слово-признак,
связанное со словом деревья? (Какие?)
– Какие слова-признаки подобрали? (Разноцветные,
красивые, осенние)
Вывод:
– Что обозначают слова-признаки? (Признак
предмета)
– На какие вопросы могут отвечать
слова-признаки?
Физкультминутка
Ветер
Осторожно
ветер
Руки вверх и махи
За калитку
вышел,
вправо-влево.
Постучал в
окошко,
Постучать кулачками по парте
Пробежал по
крыше,
Перебирать пальчиками по
парте
Покачал
тихонько
Руки вверх и махи
Ветками
черёмух,
вправо-влево.
Пожурил за
что-то
Кулачки
Воробьёв
знакомых.
Пальчики
И, расправив
гордо
Руки согнуты в
стороны
Молодые
крылья,
Махи руками
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.
V. Закрепление знаний
Работа по учебнику («Дидактический материал» стр. 24, № 46)
– Прочитайте задание.
– Послушайте, каким станет текст без
слов-признаков.
(Читает учитель)
– Что произошло с текстом?
Вывод: без слов-признаков текст
становится невыразительным, некрасивым.
Слова-признаки делают нашу речь богатой и
красивой.
– Выпишите из первого предложения слово-предмет
и 3 слова-признака, которые вам кажутся более
красивыми, более точно описывают осеннюю листву.
Листву (какую?) золотую, пурпурную, алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую, белую.
– Назовите главное слово. (Листву)
– Что обозначает слово листва? (Предмет)
– Какие слова зависят от главного слова? (Слова-признаки)
– Подчеркните их.
Вывод: От какого слова зависят слова-признаки.
– Справились мы и с этим заданием, и цветок открывает нам свой волшебный лепесток.
VI. Работа с текстом
Прочитайте текст. Каких слов в нем не хватает? (Слов-признаков)
Пришла _______ осень. Дует _______ ветер. ________ тучи
затянули ________ небо.
Серое, холодная, сильный, тяжёлые
– Запишите текст, вставляя подходящие
слова-признаки из тех, что даны внизу.
Вывод: Какие слова вставляли в текст? (Слова-признаки)
– Каким стал текст? (Более выразительным,
красивым, богатым)
– Для чего нужны слова-признаки?
VII. Самостоятельная работа по карточкам
– Сейчас вы сами попробуете побыть учителями и оценить свои силы. У вас 2 карточки: второй уровень для тех, кто уверен в себе и очень хорошо понял эту тему, а первый уровень для тех детей, которым ещё нужна тренировка.
1 уровень
Напишите слово-предмет и подберите к нему подходящее слово-признак. В скобках напишите вопрос.
___________
(
?)________________ .
_____________
(
?)________________.
2 уровень
Вставить в текст, подходящие по смыслу слова-признаки.
С деревьев облетели __________ листья. ________ птицы стаями подались в ___________ края.
Проверка: интерактивная доска.
VIII. Домашнее задание
– Дома составьте устно рассказ-описание любого дерева в осенний период, применяя как можно больше слов-признаков.
IX. Итог урока
– О каких словах мы сегодня говорили?
– Что обозначают слова-признаки?
– От какого слова зависят слова-признаки?
– На какие вопросы они отвечают?
– Молодцы, мы сегодня хорошо поработали, и цветок
открывает нам тайну: слова-признаки по-другому
называются имена прилагательные.
– А если бы вы были художниками, чтобы вы
дорисовали к цветку?
– Какие стебель и листик? (По цвету)