Цель:
- Познакомить учащихся с художником и его полотнами.
- Развивать словарный запас, умение грамотно и точно строить высказывание.
- Воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
Оборудование:
- Компьютер;
- Презентация к уроку;
- Карточки.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Знакомство с жизнью и творчеством И. К. Айвазовского.
- Словарная работа.
- Беседа по картине "Девятый вал".
- Работа с карточками.
- Составление плана.
Ход урока
Вступительная беседа.
Сегодня мы знакомимся с жизнью и творчеством еще одного художника. Итогом работы на уроке должно стать сочинение по картине. А пока вспомним полотна и их авторов, с которыми мы встречались ранее. (Ребята называют, а далее может быть использовано индивидуальное домашнее задание к уроку: показать репродукции на слайдах).
Что такое пейзаж?
Назовите произведения литературы и живописи, где представлен пейзаж.
Какую роль играет пейзаж? (Передает настроение героя и, наоборот, противопоставляется состоянию героя).
Как мы называем художника, который пишет морской пейзаж? (Маринист, марина в переводе с греческого - морская гладь, безветрие).
Иван Константинович Айвазовский писал картины, в которых главным действующим лицом являлось море.
Биография И. К. Айвазовского. (Рассказывает заранее подготовленный ученик). (Слайд 2 - 6). (Учащимся перед этой работой дано задание: определить 3 важные момента биографии художника).
Беседа по биографии:
Что поразило или удивило вас в жизни и творчестве мастера?
Словарный диктант.
Родился в Крыму, соседство с морем предопределило судьбу, городской архитектор определил его в Симферопольское училище живописи, никогда не писал с натуры, не пользовался набросками, создавал по памяти, сила творческой фантазии.
Словарная работа. (Слайд 7).
Чтобы в работе не было речевых повторов, подберите синонимы к следующим словам:
- художник (живописец, автор, мастер);
- нарисовал (написал, изобразил, показал);
- картина (полотно, холст, произведение живописи).
Работа с терминами: пейзаж, сюжет, композиция, колорит. (Слайд 8).
Картина, о которой сегодня пойдет речь, - самая известная в творчестве художника (учащиеся называют ее).
Что такое девятый вал? (Самая сильная волна. По народному поверью самая сильная волна - девятая).
Каков сюжет картины? (Что изображено на полотне, рассказывают ученики).
Что такое композиция? (Это то, как расположены детали в пространстве. Три основные детали: море, люди, небо).
Как они соотносятся по размерам? (Люди - маленькие, они как песчинки затерялись а море, а природа масштабная, безграничная).
Какие цвета присутствуют на полотне? (Колорит - основная цветовая гамма). (Фиолетовый, оранжевый, бирюзовый и все оттенки зеленого). Картина писалась прозрачными мазками. Она легкая, воздушная.
Какое настроение картины? (Люди гибнут. Но картина оптимистична. Солнце - символ надежды. Художник наполнил картину ярким светом).
Что символизирует свет? (1. Надежду на спасение. 2. Красоту природы, ее величавость. 3. Божественное провидение. 4. Символ вечного).
Работа по карточкам. Соедините эти отдельные предложения в текст.
- Они всю ночь боролись с грозным, бушующим морем и теперь должны победить в этой борьбе, потому что ночная буря на море после восхода солнца обычно утихает.
- На картине изображено море после ночного шторма.
- Это девятый вал, он вот - вот обрушится на людей.
- Это люди сильные и мужественные.
- Утреннее солнце осветило группу людей, которые спасаются на обломках корабля, ночью потерпевшего крушение.
- Выдержат ли люди?
- Но еще одно испытание - среди бегущих волн одна, самая свирепая.
(2, 5, 4, 1, 7, 3, 6)
Какие текстовые синонимы можно подобрать к слову "шторм"? (Слайд 9)
(Волны, буря, катастрофа, крушение, стихия, бедствие, бездна).
Попробуйте расположить их в порядке градации.
Посоревнуемся с автором. Работа с листом, где пропущены слова. (Текст взят из энциклопедии).
Глядя на картину, зачастую забываешь о ее--------(сюжете) и воспринимаешь ее как песнь красок, как------------(оду) красоте. В основе творческого художника - идея----------------(безграничности) природы, ее могучие силы. Больше половины работ Айвазовского - ------------(виды) штормового моря. Изображая --------(разбушевавшуюся) стихию, художник изображал и -----------------------------------(борющихся с этой стихией, помогающих друг другу) людей. Человек ----------(не сдается), человек ------------(победит) - в этом девизе художника отразились оптимизм и жизнестойкость человека.
Продолжите предложение: Когда я смотрю на эту картину, мне::
Составление плана.
1. Роль пейзажа в произведении.
2. И. К. Айвазовский - художник - маринист.
3. Описание картины "Девятый вал":
а) сюжет;
б) композиция;
в) колорит;
г) символичность.
4. Мое впечатление.
Написание сочинения.