ЦЕЛИ:
- вспомнить различные функции Ь знака;
- повторить правописание Ъ и Ь разделительных знаков,
- написание Ь знака после шипящих;
- падежные окончания прилагательных и существительных,
- корни с чередованием;
- продолжить работу над развитием связной речи учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерная программа "Фраза"; перфокарты; тетради для теоретических материалов, карточки, тесты.
ХОД УРОКА
Повторение материалов по орфографии.
Работа у компьютера (2 чел.).
Подготовка к связному ответу у доски на тему "Корни с чередованием".
Фронтальный опрос:
- какой раздел науки о языке мы повторяем?
- как связан этот раздел с другими, например, с составом слова, морфологией?
- что необходимо учитывать, чтобы проверить безударную гласную в корне?
Перед вами перфокарта на это правило, используя знания, выполните ее;
(выполненные задания проверяют ассистенты);
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕРФОКАРТЫ:
На собран:, к станц..,, в ине:, о гении:, к Дарь:, о Марь:, для Мари:, в гармон:, на постельк:, в постел:, в издании:, об имен:, в варень:, на экскурсии:, в планетар: .
Диктант с грамматическим заданием; написать словосочетания, графически объяснить написание орфограмм:
Выбирает рисунок в альбоме, растет на грядке крыжовник, выжигает на фанере, приминать траву около дороги; мокнет под дождем в аллее; выращивает картофель в огороде; заровнять яму у акации, сплавлять лес по речке;
В это время 2 ученика выполняют задание повышенной сложности по карточке с графическим объяснением написания;
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КАРТОЧКИ:
Соч:тать (не)соч:таемое, бл:стательное пре:п:л:жжение, по:ск:кать к зар:слям бл:стящих к:мышей, зем:реть от оз:ривш:й меня бл:стящей мысли, зан:мат?ся ср:внительным анализом, выч:тать пре:пол:га:мую скмму, выр:внять д:рожку в зар:слях с:рен:, разб:ри сложное предл:жжение и выб:ри из него отн:сит:льные пр:л:гательные.
Слушаем связный ответ и оцениваем (по правилу "Пять "П").
Работа по теме урока.
Сообщение темы и цели урока.
Работа с тетрадями для теоретических материалов:
а) какие функции выполняют буквы Ъ и Ь знаки?
Запись в тетрадь для теоретических материалов:
- Ъ употребляется только в функции разделительного знака;
- буква Ь может употребляться:
в качестве | для обозначения | для обозначения |
разделительного; | мягкости | грамматической формы. |
предшествующего | ||
согласного; |
б) когда Ъ выступает в функции разделительного знака?
Запись в тетрадь для теоретических материалов (эти положения должны быть записаны, если нет, записать):
1) после приставок на согл. перед буквами Е,Е,Ю,Я.
2) после иноязычных морфем контр-, транс-, пан-, фельд- пред Е,Е,Ю,Я: фельдъегерь, трансъевропейский;
3) в сложных словах после чисел двух-, трех-, четырех-: трехъярусный, четырехъязычный;
4) после приставок на согласные перед гласными а, о, у, э и в сложносокращенных словах Ъ не пишется: безапелляционный, разохаться, контрудар, иняз.
в) при каких условиях буква Ь выступает в роли разделительного?
Запись:
- в корне или после корня перед Е, Е, Ю, Я, И: интерьер, вьется, вьюга, лисья;
- в некоторых иноязычных словах перед буквой О: медальон, почтальон.
Закрепление по повторенному материалу:
1) Диктант с грамматическим заданием: записать слова в 2 столбика (Ъ и Ь знаки), графически объяснив орфограммы.
Карьера, поет, контратака, по-заячьи, инъекция, въедливый, гнездовье, четырехъярусный, лосьон, детясли, адъютант, семью, печью, отэкзаменовать, волчьего, вьюжный, субъективный, сэкономить, главювелирторг.
2)Работа с тестом на данное правило.
А) Укажите слово, в котором пишется Ъ.
1) медвеж:я лапа
2) л:ется песня
3) с:емка фильма
4) птич:и следы
Б) Укажите слово, в котором пишется Ь.
1) трех:ярусный
2) об:ятия
3) раз:ухабистый
4) кур:ер
В) Укажите строку, в которой во всех словах пишется Ъ.
1) двух:осный, сверх:интересный, под:емник
2) об:ектив, двух:ярдовый, без:ядерный
3) фел:етон, из:ян, кинос:емка
4) необ:яснимый, в:южный, б:ется
Г) Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.
1) Сильный ветер срывал с деревьев пожухлые листья.
2) Я подъехал к павильону и стал ждать курьера.
3) Друзья жили на втором этаже трехъэтажного дома.
4) Братишке купили трехколесный велосипед.
Тест проверяется учениками-ассистентами, выясняются и объясняются допущенные ошибки.
IV
. Продолжение работы по теме урока.- Когда Ь используется для обозначения мягкости согласных?
- Когда Ь для обозначения мягкости согласных не используется?
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ:
Ь обозначает мягкость согласных:
- в конце слова (прорубь, сталь);
- в середине слова перед твердым согласным (нянька, молотьба);
- в середине слова перед мягким согласным, если при изменении слова этот согласный становится твердым (коньки - коньков, возьми - возьму);
для обозначения мягкости Л: (бальзам, сельдь);
Ь не пишется:
- между ЛЛ (аллея) и между НН (ранний),
- в буквенных сочетаниях ЧН, ЧК, НЧ, РЧ, ЩН, НЩ;
(банщик, венчик);
- в прилагательных с суффиксом -ск-, если они образованы от сущ., которые оканчиваются на Ь (зверь - зверский).
СЛОВАРЬ: кухонь, кухонька, январский.
V. Закрепление по данному материалу.
Выборочный диктант.
Задание: выписать слова, в которых мягкий знак используется для обозначения мягкости, устно объяснить условия выбора:
Соловьиный, дядька, дочерьми, декабрьский, тюменский, клянчить, параллельный, павильон, брошь, льстец, верфь, интерьер, вальдшнеп, растянулись, вишенка, песенка, дичь.
- Какую роль играет Ь в словах дичь, брошь?
- В каких грамматических формах употребляется Ь?
VI. Продолжение работы по теме урока:
Работа с учебником. Анализируя примеры из упражнений, пользуемся таблицей, которая была составлена ранее (7 класс). Если ее не было, составляем таблицу "Употребление Ь после для обозначения грамматической формы слова".
Части речи | Ь пишется | Ь не пишется |
Имя сущ. | В форме З склонения: помощь, роскошь, | В других формах (не 3 скл.) товарищ, задач, с крыш, |
Имя прилагательное | В краткой форме: могуч, певуч, хорош, жгуч. | |
Имя числительное | От 5 до 20,30- на конце
числительных; от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине числительных |
(слово "тысяча" в форме мн.ч., род.пад.) тысяч |
Глагол | 1. Глаголы 2 лица ед.ч.:
удивляешь, чувствуешь, 2.глаголы повелит. накл.: ешь - ешьте, режь - режьте, вставь - вставьте, 3. глаголы в неопределенной форме: беречь, стеречь, подстричь, -ться в неопр. Форме: маяться, волноваться |
1. Запомнить: ляг - лягте. 2. -тся в 3 лице: учится, торопится. |
Наречия | На конце наречий после шипящих: прочь, вскачь, наотмашь | Запомни: уж, замуж, невтерпеж. |
Частицы | Бишь Вишь Лишь ишь |
VII
. Закрепление материала по теме урока.Коллективная работа.
Задание: записать, комментируя орфограммы, графически их объясняя.
- Но вскоре гости понемногу подъемлют общую тревогу.
- Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя и предается, безусловно, любви, как малое дитя.
- Зрачки его глаз сузились от волнения, а руки задрожали, когда фельдъегерь вручил генералу пакет от императора.
- Нужно признать, что двухактная пьеса его не без изъянов, и с премьерой придется подождать.
- Но, боже мой, какая скука с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь.
- Я вышла замуж:
- Вот вам письмо его точь-в-точь.
- Кто в двадцать лет был франт иль хват, а в тридцать выгодно женат, кто в пятьдесят освободился от частных и других долгов.
- Стал оживляться разговор.
- Под гору вскачь, а на гору, хоть плачь.
VIII
. Итоги урока.Фронтальный опрос.
- Докажите на языковом материале связь разделов науки о языке: орфографии и состава слова, орфографии и морфологии.
- Какие функции выполняет буква Ъ знак?
- Когда пишется Ъ?
- Какие функции выполняет буква Ь?
- Когда Ь используется для смягчения?
- Когда Ь выступает в роли разделительного знака?
- В каких частях речи и при каких условиях пишется Ь после шипящих?
Итоговый тест.
В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
1) хвощ:,
2) восем:надцать,
3) нян:чить,
4) сплош:.
В каком слове не пишется Ь?
1) гуаш:,
2) вскач:,
3) из-за туч,
4) отреж:те
В каком ряду на месте пропуска пишется Ь?
- не проч: отдохнуть, пройдеш:ся, пустош:
- тол:ко, каприз:ничать, подсеч:.
- назнач:те, вещ:мешок, паял:ник:
- горюч:, подвинет:ся, шалаш...:
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
- отправ:те, галдеж: , спрячеш:ся
- рож:, горюч: , нян:чить
- пят:сот, разбираеш:ся, реж:те
- звер:ский, спряч: , реч:
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?
- ад:ютант, в:юга, без:участный
- из:ян, двух:ярусный, суб:ект
- в:едливый, двух:этажный, под:ем
- об:яснение, с:экономить, обез:яна
6) В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?
- б:ющийся, пред:утренний, неот:емлемый
- под:езд, кон:юктивит, с:емка
- об:ект, без:усый, п:яный
- контр:аргумент, пред:рассветный, л:ется
IX
. Домашнее задание.Подготовить связный ответ по теме, выписать по 2 предложения с примерами на каждый пункт правила из художественной литературы.