Закрепление темы "Однородные члены предложения" (день святого Валентина). 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Пояснительная записка

Урок составлен с использованием материала о праздновании Дня Святого Валентина, опубликованном в ежемесячном издании для женщин “Веста”, № 2, 2003.

Цели:

  1. Повторить теоретические сведения об однородных членах предложения.
  2. Закрепить практические навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, обобщающим словом при однородных членах.
  3. Расширить кругозор учащихся, познакомить с традициями празднования дня Святого Валентина в разных странах.
  4. Воспитывать любознательность.

Оборудование: Учебник: Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Русский язык: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2007); компьютер; мультимедийный проектор; экран; авторская работа-презентация “Закрепление темы “Однородные члены предложения” (День Святого Валентина).

Ход урока

1. Повторение. Работа учащихся в парах

Учащиеся в парах повторяют признаки однородных членов, рассказывая их друг другу по очереди. Слайд 2, см. Приложение1. Признаки однородных членов предложения:

  1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
  2. Однородные члены относятся к одному и тому же слову в предложении.
  3. Однородные члены соединены сочинительной связью.
  4. Как правило, однородные члены предложения выражены словами одной и той же части речи.

Устное прослушивание одного ответа на выбор учителя.

2. Постановка целей урока

Сегодня мы повторим теоретические сведения об однородных членах предложениях и отработаем практические навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Необычным будет лишь то, что все материалы для языкового наблюдения будут на одну тему. Какую? Вы сейчас поймёте.

3. Синтаксическая разминка

Слайд 3. Составьте предложение, взяв из данных указанные члены:

Сказуемое из предложения: Приближается буря.
Определение из предложения: Светлый луч скользнул по стене.
Определение из предложения: Удивителен февральский пейзаж.
Подлежащее из предложения: Праздник удался на славу.

  • Какое предложение у вас получилось? Слайд 4.

Приближается светлый февральский праздник.

  • Нужна ли запятая между определениями? Почему? (В предложении неоднородные определения, они относятся к подлежащему по-разному, запятыми не разделяются.)
  • Как различить однородные и неоднородные определения? Слайд 5.
  • Выполните синтаксический разбор предложения.

4. Схематический диктант

Слайд 6

При однородных членах могут употребляться обобщающие слова.

  • Вспомните правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

На доске записаны предложения с обобщающими словами при однородных членах. Постройте их схемы.

  1. Этот праздник имеет свои атрибуты: сонеты, признания в любви, цветы и шоколад.
  2. По-разному: в стихах или в прозе – люди пишут о своей любви.
  3. Взрослые и дети, молодые и пожилые – все с удовольствием отмечают этот день.
  4. На открытках принято изображать символы, а именно: сердца, ангелов и цветы.

Проверка схем. Слайд 7.

5. Лексическая работа

Слайд 8. Поясним значение слов:

Атрибут (от лат. attribuo – придаю, наделяю)

  1. Необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
  2. В языкознании – определение.

Символ ( от греч. simbolon – знак, опознавательный признак)

  1. В науке (математике, логике и др.) – то же, что знак.
  2. В искусстве – предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления.

Сонет ( от итал. sonare – звучать) – стихотворении из 14 строк, построенное по строгой строфической схеме.

  • Кого из авторов сонетов вы знаете?
  • Прочитайте наизусть сонет.

6. Разбор словосочетания

Слайд 9.

Разберите словосочетание: признания в любви. Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью – согласованием (признания в любви – любовные признания).

7. Беседа

  • О каком празднике мы с вами будем сегодня говорить?
  • Что вы знаете об истории Дня Святого Валентина?

8. Слово учителя

День Святого Валентина отмечается 14 февраля в Европе с XIII века, в США – с 1777 года, в России – с 90-х годов прошлого века. Слайд 10. Своё название праздник получил в честь епископа Валентина, жившего в городе Терни Римской империи в III веке нашей эры. О его жизни сегодня мы узнаём из многочисленных легенд. Рассказывают, что молодой епископ Валентин оказывал юным влюблённым особое расположение. Он помогал им писать письма с признаниями в любви, мирил поссорившихся. Когда император Юлий Клавдий II запретил солдатам легионов влюбляться и жениться, Валентин тайно венчал легионеров. Предание гласит, что во время заключения в тюрьме епископ полюбил слепую дочь своего палача и исцелил её. Перед казнью он оставил прощальную записку с подписью: “Твой Валентин”. Поэтому открытки ко Дню Влюблённых мы называем “валентинками”.

9. Тестовое задание

Слайд 11.

В каждом предложении укажите буквы, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

  1. Рассказывают (а) что молодой епископ Валентин оказывал юным (б) влюблённым особое расположение.
  2. Он помогал им писать письма (а) с признаниями в любви (б) мирил поссорившихся.
  3. Когда император Юлий Клавдий II запретил солдатам легионов влюбляться (а) и жениться (б) Валентин тайно венчал легионеров.
  4. Предание гласит (а) что во время заключения в тюрьме (б) епископ полюбил слепую дочь своего палача (в) и исцелил её.

10. Проверка тестового задания

Слайд 12.

  1. а
  2. б
  3. б
  4. а

 11. Пунктуационная и орфографическая работа

  • Что вы знаете о традициях празднования Дня Святого Валентина? Сейчас мы с ними познакомимся.

Слайд 13. Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, выделить орфограммы, построить схемы 1и 2 предложений.

Текст

В Англии дети переодеваются в одежду взрослых, ходят по домам, распевая песни о Валентине.

В Уэльсе к этому празднику влюблённые вырезают особые ложки с сердечками, ключиками и замочками.

В некоторых странах девушка может получить в подарок от мужчины платье. Если она оставит наряд себе, значит, влюблена и согласна выйти за дарителя замуж.

Слайд 14. Проверка расстановки знаков препинания, схем 1 и 2 предложений.

  • Расскажите правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными сочинительными союзами.

12. Слово учителя

Существовали и специальные гадания в день Святого Валентина. Мы познакомимся лишь с некоторыми. В Италии, например, нарезают квадратные бумажки и помечают каждую знаком “плюс” или “минус”. Эти бумажки опускают в шкатулку. Загадывают желание и вытягивают бумажку. Если на бумажке “плюс”, желание исполнится. Если “минус” – нет.

13. Диктант

Называя имена женихов или невест, вращали на столе яблоко за хвостик. Имя, на котором хвостик отрывался, принадлежало будущему супругу.

Разрезали яблоко пополам и считали семечки. Так определяли количество будущих детей.

14. Самопроверка

Слайд 15. Учащиеся сами проверяют записанный под диктовку текст.

Можно продемонстрировать учащимся гадание на яблоках после проверки записанного текста.

15. Слово учителя

Слайд 16. Покровителями благополучия в супружеских отношениях на Руси издавна считались Пётр и Феврония Муромские. В 2008 году Совет Федерации РФ выступил с предложением 8 июля, в день памяти этих святых, учредить в России День супружеской любви и семейного счастья.

16. Подведение итогов

  • В каких странах мы побывали?
  • Что нового узнали?
  • Какие правила повторили?