Цели:
- сформировать общее представление о бессоюзном сложном предложении;
- определять роль интонации при произнесении бессоюзных сложных предложений;
- познакомиться с группами бессоюзных сложных предложений по значению;
- учить правильно расставлять знаки препинания в соответствии со значением каждого конкретного сложного бессоюзного предложения;
- отрабатывать умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные правила.
Задача: добиться понимания учащимися особенностей бессоюзного сложного предложения (по сравнению с предложениями сложносочиненными и сложноподчиненными).
Ход урока
I. Словарная работа.
– Индивид. ЗСП-9 на доске с объяснением.
– Объяснить орфограммы. Выполнить разбор слов, обозначенных цифрами (индивидуально).
Шёл медленно, лакировано блестела, задумчивые ели, с убегающей дороги, не отрывая серьёзных лиц, несколько раз, заставило сблизиться, известный писатель, интересное сочинение, в результате происшествия2, о происхождении названий, изучена достаточно, красиво написанная3, прожили на территории, расположены к северо-западу.
II. Синтаксический разбор (на доске).
– По вариантам разобрать предложения, составить схемы, характеристика.
1 в. В окрестностях Тарусы Паустовский нашел то, что он любил больше всего, к чему он тянулся душой.
2 в. Слышится иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он сразу умолкает.
III. Новый материал.
1. Анализ предложения.
На некрашеном деревянном столе были расставлены жестяные кружки, в центре стоял чугунок с разваренной картошкой.
– Определить тип сложного предложения. Почему так решили? Какова интонация этого предложения?
2. Работа с учебником, стр. 131.
– Какие предложения называются СБП? Отношения между частями СБП?
3. Анализ примеров.
Заготовка для упражнения на интерактивной доске.
- Весна затягивалась, а именно: то теплело, то ударял мороз.
- Стоило вглядеться в эту картину, потому что в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.
- Я посмотрел назад и увидел, что то был мой старый приятель и товарищ.
Работа учащихся на интерактивной доске:
– Определите вид придаточного, задав вопрос от главного предложения. А можно ли исключить из предложения союз?
– Электронным маркером вытащите из предложения союз. Изменился ли смысл предложения? В таких случаях на месте запятой ставится двоеточие.
(Аналогичная работа с двумя оставшимися предложениями).
– Получится сложное бессоюзное, в котором ставится двоеточие.
– В тетрадь для таблиц внесем схему со стр. 132.
Заготовка для упражнения на интерактивной доске.
- Когда настанет вечер, загорятся на небе звёзды.
- Если май холодный, год хлебородный.
- Чин следовал ему, а он службу вдруг оставил.
- Костров нельзя было разводить, так что легли спать не раздеваясь.
Работа учащихся на интерактивной доске:
– Тип придаточного, задавайте вопросы от главного предложения. Уберите союзы, определите значение второго предложения. Изменилось ли оно?
– Вместо запятой ставим тире.
– В таких случаях ставится тире.
– На стр. 132 найдите схему.
4. Упр. 215 (устно).
– Объяснить условия постановки знаков препинания в СБП.
IV. Итоги, д/з.
Упр. 216 (2 устно, 3 письменно).