Развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Одно поколение русских людей сменяет другое, и все более актуальной становится проблема национального возрождения. В её решении центральное место отводится учителю словесности. Ведь самовыражение нации невозможно без знания языка, обычаев и традиции народа. Известный дагестанский поэт Расул Гамзатов, считая язык культурой народа, сказал: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть». Вот почему я придаю особое значение преподаванию русского языка. Изучение русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создаёт условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к русскому языку как «явлению уникальному», «средству хранения и усвоения знаний, средоточию духовной культуры народа».

Второй год я работаю по авторской программе С.И.Львовой, В.В.Львова. Данная программа помогает сформировать у учащихся знания об устройстве и функционировании родного языка, усвоить им основные нормы современного литературного языка, сформировать способности пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами в сочетании с развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей. То есть служит компетентности самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: языковое и речевое развитие, овладение культурой родного языка а также компетентности в общении: устном, письменном, диалог, монолог, восприятие текста, коммуникативные задачи. Здесь и компетентности познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность.

Работая по данной программе, я убедилась, что главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, процессы освоения основных норм современного русского литературного языка, формирования способности пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

Поэтому я обеспечиваю в преподавании русского языка единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, овладения коммуникативными умениями и навыками, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования. В своей работе я стараюсь нацеливать на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно , выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).

На своих уроках центральное место я отвожу работе с текстом как с речевым произведением. Текст является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых мы привыкли, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен.

В этом смысле на каждом уроке происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения и понимания текстов разных стилей. При этом совершенствуются информационно – коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов.

Цели:

  1. систематизация и обобщение сведений о прилагательном как о части речи; повторение грамматических, стилистических норм,
  2. выявление существенной роли прилагательного в речи, вспомнить, какую роль играют прилагательные при построении текста, определить классификацию прилагательные в речи;
  3. работа с текстом, закрепление навыков речеведческого анализа текста, вспомнить такие понятия, как эпитет, сравнения и др. и какую роль они играют в речи;
  4. воспитательные: приучить детей любить природу, родной край при помощи образцов художественного текста .

Оборудование: презентация по теме урока, распечатка текстов и заданий в группах, таблица.

Ход урока

1. Оргмомент.

Обстановка у нас непривычная,
но работаем как обычно,
Приложим вместе старания
и получим новые знания,
Проверим, все ли на партах в порядке,
Готовы ль к работе ручки, тетрадки…
Я ваш учитель, вы улыбнитесь.
Здравствуйте, дети, садитесь.

(смена слайда)

2. Сообщение целей, задач урока.

Мы сегодня на уроке поговорим об имени прилагательном, вспомним все, что о нем знаем, выясним, какую роль играет оно в тексте. Эпиграфом к сегодняшнему уроку мне хотелось бы взять слова Э. Аветяна: «Человек не создаёт язык, но открывает его, как открывают новый материк». И мы сегодня с вами попробуем открыть новый материк – имя прилагательное, мы будем в роли исследователей и наша задача с вами – открыть новое и неизведанное в этой части речи. Итак, записываем тему урока. (на доске)

(смена слайда)

3. Работа с текстами.

(чтение 1-го текста)

Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры лягушек, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют норы в обрывах.

4. Индивидуальное задание.

(выполнение морфологического разбора)

В тихом лесу слышен каждый шорох. (прил. «(в) тихом» )

5. Беседа

– Какова основная тема 1-го текста? (описание летнего вечера)

– Какова его основная идея? (показать всю прелесть этого вечера)

– Что пытается передать автор этим текстом?

– Объясните выражение «хоры лягушек».

– Как вы его понимаете?

(смена слайда)

(чтение 2-го текста)

Летний вечер. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.

Определите тему и идею 2-го текста. (та же самая)

– Чем же отличается 1-й текст от 2-го? (наличием прилагательных)

– Почему второй текст полнее, образнее раскрывает содержание? С помощью слов какой части речи это достигается?

– Что это даёт? (2-й текст полнее, образнее раскрывает содержание)

– Приведите пример этой части речи. Что вы знаете о прилагательном? (ответы детей)

– Давайте вспомним, какая часть речи шагает рядом с прилагательным? (сущ.)

– Что вместе они образуют? (словосочетание).

6. Задание по вариантам.

– Давайте выпишем несколько словосочетаний и разберем их.

1 вариант 2 вариант
словосочетания с прилагательными, уточняющими значение сущ., определяющими их словосочетания с прилагательными, помогающими нарисовать живую картину действительности
летний вечер
на песчаную отмель
двухметровые норы
в прибрежных обрывах
в багряном зареве
звонкие сумерки
плаксивые крики
белоснежной манишкой

– Что значит «в багряном зареве»?

Как вы понимаете выражение «звонкие сумерки»? (слышен каждый звук)

– Какой термин можно применить к прилагательному «звонкие»?

– Приведите примеры эпитетов, встретившихся вам в тексте.

– Какую роль выполняют прилагательные в тексте?

– Какие прилагательные важнее?

– Какой вывод можно сделать?

Таблица (на доске)

7. Теоретический материал

Обратимся к учебнику и проверим правильность наших исследований.

– О чём мы не сказали? (эпитеты)

– Что мы знаем о них? (дать определение)

8. Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места!
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.

9. Синтаксический разбор предложения.

(у доски)

(смена слайда)

Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
С. Есенин.

(смена слайда)

Словарная работа.

«затон» – вдавшийся в берег речной залив;

«заводь» – небольшой залив в реке с медленным течением.

– Какие прилагательные здесь встречаются? (и оценочные, и изобразительные).

– Найдите здесь эпитет («золотые»).

Итак, мы убедились, что без прилагательных наша речь становится безликой, бедной. Нужно учиться правильно пользоваться прилагательными.

(смена слайда)

10. Работа в группах

(сочинение-миниатюра по опорным выражениям)

1-я группа (Тема «Неповторимость осеннего листопада»)

  • рассыпаются листья по сторонам;
  • поднимется смерч; хлынет шумящий водопад;
  • листья шуршат, скребутся, лопочут;
  • листья волнуются, шумят;
  • небо густеет синевой; купол неба шевелился в мерцании звёзд; вереницы облаков медленно движутся по горизонту;
  • (облака, небо – в словаре эпитетов)

2-я группа (Тема «Утренний рассвет»)

  • пробуждается рассвет;
  • солнце вставало, готовясь вдруг проглянуть из-за туч;
  • между стволов кое-где пробивался утренний луч;
  • весело блестела роса на зелени;
  • лучи как бы гладят поверхность сосен.
  • (рассвет, солнце – есть в словаре эпитетов)

3-я группа (Тема «Тишина в осеннем лесу»)

  • заговорили верхушки деревьев, залопотали;
  • слабый шум сосен;
  • разговор осени, беседа листьев;
  • шорох травы, топот лапок, ворчанье ежа;
  • кругом сумрачно и тихо;
  • (лес – есть в словаре эпитетов)

– Чтобы ваша речь была правильной, образной, чтобы вы могли полнее выразить свою мысль, я дарю вам памятку «Качества хорошей речи».

(чтение памятки; после прочтения – раздать)

12. Сообщение оценок. Домашнее задание.

Написать рассказ с продолжением по данной заготовке, используя образные прилагательные, помогающие нарисовать картину действительности.