«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его.
К.Д. Ушинский
К.Д. Ушинский рассматривал учение как серьезный труд, который можно и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с приложением усилий воли. Интерес и усилия воли всегда должны сопровождать друг друга. Учителю следует делать учение привлекательным, не лишая его, однако, характера серьезного труда, требующего напряжения и усилий.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний» – всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.
Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги-дидакты: Бабанский Ю.К., Скаткин М.Н., Махмутов М.И., Лернер И.Я., Пидкасистый П.И. и т.д. Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников.
Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес как к урокам русского языка, так и к надпредметным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.
Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.
С какой целью я применяю компьютер на уроках?
-
Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
– формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
– обогащение словарного запаса;
– овладение нормами литературного языка;
– знание лингвистических и литературоведческих терминов;
– наконец, формирование общеучебных умений и навыков. -
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
-
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программыпо русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий
Буквы О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.
Цели урока:
- Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне -раст- //-рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;
- Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
- Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ С.И. Львовой, В.В. Львова (М.: Мнемозина, 2006).
ХОД УРОКА
№ слайда | Этапы урока |
Слайд 1 | 1. Организационный момент 2. Запись темы урока, постановка целей 3. Актуализация знаний. Фронтальный опрос – Что такое чередование? – Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах – Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// - лож- |
Слайд 2 | Проверочная работа. Вставь пропущенные буквы:
|
Слайд 3 | 4. Объяснение нового материала 4.1. Наблюдения по таблице, формулирование вывода |
Слайд 4 | 4.2. Сравниваем выводы с правилом в учебнике |
Слайды 5-9 | 4.3. Лексико-орфографическая работа. Запишите слова-исключения. Почему они являются исключениями? |
Слайд 10 | 5. Закрепление 5.1. Развитие устной речи Четвёртое лишнее Сложение, положение, отложить, ложный Растение, росток, отрасль, ростральные колонны Ростральные колонны (памятник архитектуры, один из символов Санкт-Петербурга, ростры – носы кораблей, которыми украшены колонны) |
Слайд 11 | 5.2. Самостоятельная работа Один учащийся работает за компьютером (режим пауза), остальные в парах.
|
Слайд 12 | 5.3. Конструирование. Составьте словосочетания по картинке с корнем -раст-//-рос-//-ращ- |
Слайд 13 | 5.4. Распределительный диктант.
|
Слайд 14 | 6. Подведение итогов урока – Какую орфограмму изучили? – От чего зависит выбор гласных в корне -раст- -рос- -ращ-? – Какие есть слова-исключения? – В чём сходство между правилами о правописании корней -раст-//-рос-//-ращ- и -лаг-//-лож- |
Слайд 15 | 7. Домашнее задание: (§10; на выбор: упр. 124, или 127, или 132). |
Следует отметить, что в применении информационных технологий, как считают многие методисты и учителя-предметники (К.А. Кипа, И.Н. Черкасова), необходима систематичность. Использование ИКТ только в качестве дополнительного технического средства обучения снижает их результативность. Однако считаю, что нельзя превращать использование информационных технологий в самоцель, т.к. не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов филологического цикла. Применение данных технологий необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности.
Дальнейшую работу в заданном направлении вижу в осмысления того, насколько целесообразно и эффективно информационные технологии используются на уроках; насколько они способствуют развитию личности учащегося, формированию у него познавательного интереса. Основой для мониторинга могут служить наблюдения за ходом учебного процесса, результаты различных видов работ, анкетирование учащихся.