Информационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его.
К.Д. Ушинский

К.Д. Ушинский рассматривал учение как серьезный труд, который можно и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с приложением усилий воли. Интерес и усилия воли всегда должны сопровождать друг друга. Учителю следует делать учение привлекательным, не лишая его, однако, характера серьезного труда, требующего напряжения и усилий.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний» – всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги-дидакты: Бабанский Ю.К., Скаткин М.Н., Махмутов М.И., Лернер И.Я., Пидкасистый П.И. и т.д. Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников.

Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес как к урокам русского языка, так и к надпредметным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.

Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.

С какой целью я применяю компьютер на уроках?

  • Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
    – формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
    – обогащение словарного запаса;
    – овладение нормами литературного языка;
    – знание лингвистических и литературоведческих терминов;
    – наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

  • Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

  • В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программыпо русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий

Буквы О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Цели урока:

  • Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне -раст- //-рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;
  • Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
  • Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ С.И. Львовой, В.В. Львова (М.: Мнемозина, 2006).

ХОД УРОКА

№ слайда Этапы урока
Слайд 1 1. Организационный момент

2. Запись темы урока, постановка целей

3. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
– Что такое чередование?
– Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах
– Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// - лож-
Слайд 2 Проверочная работа.
Вставь пропущенные буквы:
  • предл…гать ничью
  • прил…жение к журналу
  • популярное изл…жение
  • пол…жение дел
  • пол…гаться на коллектив
  • разл…жить растения
  • изл…гать программу
  • ул…житься в секунды
  • отл…жить визит
  • возл…жить ответственность
  • распол…гать данными
  • прил…гать усилия
Слайд 3 4. Объяснение нового материала
4.1. Наблюдения по таблице, формулирование вывода
Слайд 4 4.2. Сравниваем выводы с правилом в учебнике
Слайды 5-9 4.3. Лексико-орфографическая работа. Запишите слова-исключения. Почему они являются исключениями?
Слайд 10 5. Закрепление
5.1. Развитие устной речи

Четвёртое лишнее

Сложение, положение, отложить, ложный
Растение, росток, отрасль, ростральные колонны

Ростральные колонны
(памятник архитектуры, один из символов Санкт-Петербурга, ростры – носы кораблей, которыми украшены колонны)
Слайд 11 5.2. Самостоятельная работа
Один учащийся работает за компьютером (режим пауза), остальные в парах.
  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква а?
    • предпол..жение, сл..гаемое, изл..жение, дол..жть;
    • возл..гать, предл..гать, предпол..гаемый, пол..гать;
    • изл..гать, сл..жить, распол..жение, предпол..гать;
    • прил..жение, ул..жить, пол..жение, разл..жить.
  2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?
    • выр..сли, подр..сли, выр..щенный, отр..стать;
    • р..стение, разр..стаются, обр..стать, р..стущий;
    • зар..сло, прор..сли, пор..сль, отр..сль;
    • зар..сли, р..сток, р..стовщик, недор..сль.
Проверка, анализ ошибок
Слайд 12 5.3. Конструирование. Составьте словосочетания по картинке с корнем -раст-//-рос-//-ращ-
Слайд 13 5.4. Распределительный диктант.
  • Петров Р…стислав
  • возл…жить ответственность
  • распол…гать данными
  • семена прор…сли
  • изл…гать программу
  • зар…сли тростника
  • отл…жить визит
  • прил…гать усилия
  • произр…стать на севере
  • пол…жение дел
  • подр…стающее поколение
  • Жители Р…стова-на-Дону
По какому принципу можно распределить слова на группы?
Слайд 14 6. Подведение итогов урока

– Какую орфограмму изучили?
– От чего зависит выбор гласных в корне -раст- -рос- -ращ-?
– Какие есть слова-исключения?
– В чём сходство между правилами о правописании корней -раст-//-рос-//-ращ- и -лаг-//-лож-
Слайд 15 7. Домашнее задание:
(§10; на выбор: упр. 124, или 127, или 132).

Следует отметить, что в применении информационных технологий, как считают многие методисты и учителя-предметники (К.А. Кипа, И.Н. Черкасова), необходима систематичность. Использование ИКТ только в качестве дополнительного технического средства обучения снижает их результативность. Однако считаю, что нельзя превращать использование информационных технологий в самоцель, т.к. не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов филологического цикла. Применение данных технологий необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности.

Дальнейшую работу в заданном направлении вижу в осмысления того, насколько целесообразно и эффективно информационные технологии используются на уроках; насколько они способствуют развитию личности учащегося, формированию у него познавательного интереса. Основой для мониторинга могут служить наблюдения за ходом учебного процесса, результаты различных видов работ, анкетирование учащихся.