Учебник: Русский язык: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – М. : Просвещение, 2008.
Цели: повторить и обобщить знания, полученные по теме «Словообразование», развивать умения морфемного анализа слов, воспитывать интерес к родному языку и навыки самостоятельной работы.
Оборудование: карта путешествия (карту каждый учитель может изменить или обойтись без неё), маршрут путешествия (у каждого ученика) – Приложение.
Оформление доски:
Карта путешествия | Путешествие по стране Словообразование |
Кроссворд |
Ход урока
Слово учителя: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительной стране – стране Словообразование.
– Что изучает словообразование?
Прежде чем мы отправимся в путешествие, необходимо проверить нашу готовность к путешествию. Давайте обратимся к карте путешествия, первое испытание на нашем пути – это Тёмная башня. Хранитель башни – старик Окончание, он уже настолько стар, что совсем забыл, для чего он нужен. Давайте поможем ему вспомнить?
На доске фиксируется запись: имя сущест-ое – падеж, число; имя прилаг-ое – падеж, род, число; глагол – лицо, число, род.
Задание 1.
Склоняем существительное хранитель (работа на доске). Склоняем прилагательное тёмная, спрягаем глагол хранить, выделяем окончание (самостоятельная работа в индивидуальных листах путешествия).
Делается вывод о роли окончания в слове.
Слово учителя: Ребята, перед нами Вековое дерево и следующее испытание. Давайте вспомним, какая часть слова является главной и почему? (Ответы учащихся).
Задание 2.
Подбираем однокоренные слова к слову дерево (работа на доске). Самостоятельная работа в индивидуальных листах путешествия, 1 вариант – вода, 2 вариант – земля.
Слово учителя: На нашем пути встали горы. На какую часть слова похожи горы? Что такое суффикс, для чего он нужен в слове? (ответы учащихся)
Задание 3.
С помощью суффиксов образуйте новые слова от существительного гора. Определите значения суффиксов. Какие еще значения суффиксов мы изучили?
Слово учителя: Мы прошли непроходимые горы и подошли к небольшой деревушке. Давайте послушаем лингвистическую сказку о жителях этой деревни. Подготовленный ученик рассказывает сказку: « Жители деревни - приставки, всегда жили в мире и согласии. Но однажды приставки со- и раз- встретились в лесу, подружились и решили жить вместе. Тут уж все приставки заволновались и заспорили. Почему остальные приставки были против»? (Ответы учеников).
Задание 4.
Заполните таблицу. Разделите данные слова по значению приставки: 1) неизменяемые приставки, 2) приставки на -з, -с.
Надписать, дочитать, разбудить, надорвать, исправить, сделать, безрадостный, отозвать, испугаться, созреть, разбег.
Допишите самостоятельно по 3 примера в каждый столбик.
Слово учителя: Наше путешествие подходит к концу, и мы вышли на Волшебную поляну. На полянке, в трёх одинаковых домиках жили сестрички-гласные буквы А-О, О-Е, И-Ы. Однажды подружки так заигрались, что совсем забыли, где они живут и когда пишутся в слове.
Давайте вспомним орфографические правила, с которыми мы познакомились в этом разделе. (Ответы учеников).
Задание 5.
Работа с таблицей, исправление ошибок. (Самостоятельная работа в индивидуальных листах путешествия).
-лаг-/-лож- -раст-/-рос-/-ращ- |
О-Ё после шипящих | И-ы после ц |
Изл_гать Ш_лк Прил_жить Ш_пот Синиц_н Милиц_я Крыж_вник |
Отр_стать Зар_сли Ц_ган У гостиниц_ Р_сток Сл_гаемое Щ_тка |
Отр_сль Сл_жение Р_стение Ш_рох Реш_тка Акац_я Ц_ркуль |
Слово учителя: Давайте подведём итог нашего путешествия, а для этого разгадаем кроссворд. Наша задача угадать центральное слово.
Кроссворд.
Вопросы к кроссворду.
- Часть слова, образующая форму слова.
- Слово-исключение с корнем -рост-.
- Как называются гласные, которые выпадают при изменении слова.
- Часть слова, образующая новое слово.
- Как называется изменение звуков в пределах одной морфемы.
- Главная часть слова.
- Минимальная единица слова.
– Какое слово получилось в центре (ОТЛИЧНО), выполняем морфемный разбор слов. Я думаю, что у всех будет «отлично».