Дидактическая игра. Повторение изученного по теме "Словообразование", 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Учебник: Русский язык: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – М. : Просвещение, 2008.

Цели: повторить и обобщить знания, полученные по теме «Словообразование», развивать умения морфемного анализа слов, воспитывать интерес к родному языку и навыки самостоятельной работы.

Оборудование: карта путешествия (карту каждый учитель может изменить или обойтись без неё), маршрут путешествия (у каждого ученика) – Приложение.

Оформление доски:

Карта путешествия Путешествие по стране
Словообразование
Кроссворд

Ход урока

Слово учителя: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительной стране – стране Словообразование.

– Что изучает словообразование?

Прежде чем мы отправимся в путешествие, необходимо проверить нашу готовность к путешествию. Давайте обратимся к карте путешествия, первое испытание на нашем пути – это Тёмная башня. Хранитель башни – старик Окончание, он уже настолько стар, что совсем забыл, для чего он нужен. Давайте поможем ему вспомнить?

На доске фиксируется запись: имя сущест-ое – падеж, число; имя прилаг-ое – падеж, род, число; глагол – лицо, число, род.

Задание 1.

Склоняем существительное хранитель (работа на доске). Склоняем прилагательное тёмная, спрягаем глагол хранить, выделяем окончание (самостоятельная работа в индивидуальных листах путешествия).

Делается вывод о роли окончания в слове.

Слово учителя: Ребята, перед нами Вековое дерево и следующее испытание. Давайте вспомним, какая часть слова является главной и почему? (Ответы учащихся).

Задание 2.

Подбираем однокоренные слова к слову дерево (работа на доске). Самостоятельная работа в индивидуальных листах путешествия, 1 вариант – вода, 2 вариант – земля.

Слово учителя: На нашем пути встали горы. На какую часть слова похожи горы? Что такое суффикс, для чего он нужен в слове? (ответы учащихся)

Задание 3.

С помощью суффиксов образуйте новые слова от существительного гора. Определите значения суффиксов. Какие еще значения суффиксов мы изучили?

Слово учителя: Мы прошли непроходимые горы и подошли к небольшой деревушке. Давайте послушаем лингвистическую сказку о жителях этой деревни. Подготовленный ученик рассказывает сказку: « Жители деревни - приставки, всегда жили в мире и согласии. Но однажды приставки со- и раз- встретились в лесу, подружились и решили жить вместе. Тут уж все приставки заволновались и заспорили. Почему остальные приставки были против»? (Ответы учеников).

Задание 4.

Заполните таблицу. Разделите данные слова по значению приставки: 1) неизменяемые приставки, 2) приставки на -з, -с.

Надписать, дочитать, разбудить, надорвать, исправить, сделать, безрадостный, отозвать, испугаться, созреть, разбег.

Допишите самостоятельно по 3 примера в каждый столбик.

Слово учителя: Наше путешествие подходит к концу, и мы вышли на Волшебную поляну. На полянке, в трёх одинаковых домиках жили сестрички-гласные буквы А-О, О-Е, И-Ы. Однажды подружки так заигрались, что совсем забыли, где они живут и когда пишутся в слове.

Давайте вспомним орфографические правила, с которыми мы познакомились в этом разделе. (Ответы учеников).

Задание 5.

Работа с таблицей, исправление ошибок. (Самостоятельная работа в индивидуальных листах путешествия).

-лаг-/-лож-
-раст-/-рос-/-ращ-
О-Ё после шипящих И-ы после ц
Изл_гать
Ш_лк
Прил_жить
Ш_пот
Синиц_н
Милиц_я
Крыж_вник
Отр_стать
Зар_сли
Ц_ган
У гостиниц_
Р_сток
Сл_гаемое
Щ_тка
Отр_сль
Сл_жение
Р_стение
Ш_рох
Реш_тка
Акац_я
Ц_ркуль

Слово учителя: Давайте подведём итог нашего путешествия, а для этого разгадаем кроссворд. Наша задача угадать центральное слово.

Кроссворд.

Вопросы к кроссворду.

  1. Часть слова, образующая форму слова.
  2. Слово-исключение с корнем -рост-.
  3. Как называются гласные, которые выпадают при изменении слова.
  4. Часть слова, образующая новое слово.
  5. Как называется изменение звуков в пределах одной морфемы.
  6. Главная часть слова.
  7. Минимальная единица слова.

– Какое слово получилось в центре (ОТЛИЧНО), выполняем морфемный разбор слов. Я думаю, что у всех будет «отлично».