Цели урока:
- подготовить учащихся к сочинению по воображению на основе описания натюрморта;
- рассмотреть картину И.Хруцкого "Цветы и плоды";
- пробудить интерес к искусству, формировать эстетический вкус учащихся;
- закрепить понятие об описании, как типе речи;
- ввести в активный словарь учащихся слова "натюрморт", "орнамент", "вернисаж", а также имена прилагательные, обозначающие цвет, форму и выражающие оценку.
Задачи урока:
- развивать творческие способности учащихся;
- обогащать лексикон учеников;
- осуществить межпредметные связи: русский язык, музыка, изобразительное искусство.
Оформление: выставка детских рисунков;
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук или компьютер с программным обеспечением Windows XP, экран, компьютерные колонки, карточки с текстами.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы попадете в мир прекрасного, научитесь чувствовать и ценить красоту, понимать картины художников и описывать их. И я уверенна, что результатом нашего урока станут интересные творческие работы.
У вас на столах лежат карточки с текстом. Прослушайте его.
Слайд 1.
Учитель выразительно читает текст.
После этого ученики отвечают на вопросы.
Какова тема рассказа? (цветы)
Что такое оранжерея? (теплое застекленное помещение для выращивания растений)
Какой тип речи соответствует этому тексту?
Какие языковые средства характерны для данного типа речи?
Найдите и подчеркните прилагательные, которые помогают увидеть каждый цветок.
В прямом или переносном значении употребляется в этом тексте словосочетание "капризные растения"? Как называется такой художественный прием?
Найдите в тесте еще эпитет. (задумчивые нарциссы)
В какое время года больше всего цветов? (весной)
Слайды 2-8. Посмотрите, какое красивое время года, и все это благодаря этим замечательным цветам. Под звуки "Вальса цветов" Чайковского мы насладимся прекрасными моментами весны.
Учитель: Итак, сегодня мы поговорим о цветах и назовем наш урок "Цветочный вернисаж". Вернисаж - это торжественное открытие художественной выставки. И у нас на доске выставка ваших рисунков, которые вы подготовили для сегодняшнего урока.
Записываем тему урока. А в это время жюри проверит домашнее задание и выберет призера в номинации "Самый лучший букет".
Попросим победителя рассказать, что изображено на рисунке.
Мы поздравляем нашего победителя и продолжаем наш урок.
Ребята, сегодня вы узнали несколько новых слов, давайте запишем их в тетради.
Словарная работа: оранжерея, вернисаж, :
Оставьте две строчки, по ходу урока мы будем пополнять список новых слов.
На уроках изобразительного искусства вы конечно же рисовали цветы, фрукты, овощи, ягоды, различные предметы обихода. Как же называются картины, на которых все это изображено? (подобные картины носят название "натюрморт", это слово пришло к нам из французского языка и переводится как "мёртвая природа")
Слайд 9.
Записываем еще одно слово в ваш список - "натюрморт".
Слайд 10.
Натюрморт: Мастером этого жанра живописи является Иван Хруцкий. Сочные, аппетитные, нежные плоды, душистые, хрупкие, благоухающие цветы - все это великолепно удавалось художнику. Почти все картины Хруцкого являются натюрмортами. И некоторые из них, вы сможете их увидеть прямо сейчас.
Слайд 11-16.
Во время демонстрации картин, подготовленный ученик рассказывает о художнике.
Учитель: Натюрморт Ивана Хруцкого, с которым мы с вами познакомимся сегодня, удостоен большой серебряной медали "за написание с натуры плодов и цветов".
Эта картина называется "Цветы и плоды".
Слайд 17.
Беседа по картине.
- Нравится вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает? (Хочется протянуть руку и попробовать парочку спелых сочных персиков или желтую грушу; а еще хочется понюхать этот прекрасный букет, чтобы насладиться ароматами цветов)
- Всем понятно, почему в названии картины звучит слово "цветы". Букет цветов занимает центральную её часть. Но почему дальше в названии стоит слово "плоды"? Почему не "фрукты" или "овощи"? (Потому что плоды - это общее название, это фрукты и овощи. На картине много фруктов, но ведь есть и овощи и ягоды)
- Посмотрите ребята, сколько плодов на столе. Вот как щедра наша природа!
Слайд 18.
- В центре картины красивый букет цветов. Не правда ли, он сразу привлекает наше внимание.
Какие же цветы его составляют? Посмотрите, каких цветов больше? Опишите их. (Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые и, конечно, ярко-красного цвета, порой преходящего в бордовый.)
- С чем можно сравнить эти цветы? Какое бы сравнение вы подобрали, чтобы как можно лучше представить пионы? (Мохнатые, даже немного кучерявые лепестки этих цветов напоминают меховую шапку. Кажется, наденешь такой головной убор холодной зимой, и мороз не страшен.)
- Посмотрите, в центре букета художник изобразил розу. Что вы можете сказать об этом цветке? Какого цвета у нее лепестки? Одноцветны ли они? (Роза розового цвета, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы бахрому нежно-розового цвета)
- Цветок розы любят очень многие. Даже в литературных произведениях часто пишут "расцвела как роза", подчеркивая этим красоту, преображение человека. Как вы думаете, если бы это растение ожило, то какими человеческими чертами оно бы обладало? (Роза очень красивая, но у нее есть шипы, поэтому скорее всего это был бы гордый человек)
- Вам хорошо известен такой цветок, как нарцисс. Знаете ли вы какие-нибудь сказки или легенды о нем? (Существует легенда о юноше, который очень любил себя и был превращен в цветок)
- А каким изображает этот себялюбивый цветок художник? (На картине изображено два нарцисса, они ярко желтого цвета. Их лепестки едва не светятся. Художник изобразил этот цветок очень хрупким и ранимым.)
- Посмотрите, прямо над нарциссами совершенно другие цветы - это гиацинты. Как они выглядят и с чем их можно сравнить? (Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из четырех лепесточков, похожих на маленьких звездочек. Даже цвет у некоторых из них нежно-сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся бледно-белым, только вот не хватает им еще одного лепестка - пятого.)
- А если бы эти цветы стали людьми, то какие черты характеры были бы им свойственны? (Скорее всего, они были бы тихими и мирными, потому что цвет их не яркий, а спокойный.)
- Найдите на картине цветы, выполненные в синих и голубых оттенках. (Рядом с гиацинтами мы видим нежно-фиолетовый ирис.)
- Попробуйте описать этот необычный цветок. (Лепестки ириса начинаются желтоватым цветом, они очень необычные, продолговатые, расширенные книзу, а в центре словно маленький пушистый комочек. На каждом лепестке видны прожилки)
- Какие слова можно подобрать для сравнения с этим необычным цветком. (Он чем то похож на бант: с одной стороны вытянутый, а с другой пышный)
- Посмотрите, на самом верху букета ярко-синие васильки, охарактеризуйте эти цветочки. (На тоненьких хрупких стеблях держатся маленькие кругловатые головки, похожие на шишки.)
- А чем отличаются васильки от других цветов, изображенных художником? (Это полевые цветы)
- Скажите, а какими человеческими чертами, по вашему мнению, могли бы обладать васильки? (Они были бы добродушными и приветливыми людьми, потому что они легкие и воздушные)
- Какие еще цветочки мы с вами не заметили? (У самого края вазы незаметно примостились небесного цвета фиалки)
А теперь давайте запишем названия цветов и их признаки. Работа выполняется коллективно.
Слайд 19.
Слайд 20.
- Ребята, а вы рассмотрели, в чем стоят цветы? Что изображено на этой вазе, опишите ее? (Ваза в которой стоят цветы - серебристо-медного цвета. На ней художник детально выписывает ветку дерева. Мы отчетливо видим каждый листочек. Под деревом изображены собаки, у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных. Там, где ваза сужается, художник изображает орнамент)
- А вы знаете, что означает слово орнамент? (Орнамент - узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких- либо предметов и архитектурных сооружений) Подберите к нему синоним. (Узор)
- Запишите в ваш словарный список новое слово.
- Подберите прилагательное к слову орнамент (необычный, оригинальный, красивый)
- Итак, мы с вами рассмотрели каждый цветочек на картине и вазу. Но ведь работа И. Хруцкого называется "Цветы и плоды". Какие же плоды здесь изображены? Давайте начнем с тех, которые вам больше всего хочется попробовать. (Конечно, это персики, насыщенно-желтого, преходящего в бежевый, а иногда и в темно-красный цвет. Они выглядят очень сочными. Персики кто-то заботливо положил в плетеное лукошко на специально постеленные для них листочки. А разломленный на две половины персик выглядит очень аппетитно)
- Посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета при этом использует художник (Смородина блестящая, где-то красная, нежно-розовая, а где то бежевая. Ягодки смородины напоминают бусы)
- С другой стороны букета лежит желтая тыква. Что вы можете сказать о ней? (Она громадных размеров. Тыква словно поделена на продолговатые дольки)
- Что изобразил рядом с тыквой художник? (Сочные груши. Их всего пять, но видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так муха ползет по одной из груш)
- Каким внимательным к любым движениям природы был художник Иван Хруцкий! Он даже заметил мушку, которая совершает свое путешествие по сочной груше. А ведь для мухи это настоящее путешествие. Обратите внимание, какая маленькая мушка и какими большими должны казаться ее фрукты. А тыква для насекомого просто другая планета.
- Давайте подумаем, куда дальше совершит свое путешествие муха.
-И последнее, каким изобразил художник виноград? (Прозрачный, янтарного цвета)
Слайд 21.
Теперь давайте запишем, что мы с вами увидели.
Что же говорит в этом натюрморте о присутствии человека? (Долька лимонов в стакане, разломанный пополам персик, оторванная от грозди кисточка винограда)
- Молодцы, ребята! Итак, мы с вами описали каждый предмет, изображенный на натюрморте Хруцкого. Теперь вам не составит труда выполнить домашнее задание. И как вы уже догадались, это будет сочинение. Задание будет трех уровней сложности. Выбирайте любой уровень на свой вкус.
Слайд 22.
Источники информации
- "Русский язык", учебник для 5 класса под редакцией М. Разумовской. М.,Дрофа 2007
- "Сочинение по картине в 5 классе". Методическое пособие под редакцией Л.А. Ходяковой М.2007