Русский язык
-
Сочетание традиционных и информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы 2011
Статья содержит описание опыта работы по данной проблеме, перечень методов и приемов работы с интерактивными ресурсами на уроках русского языка и литературы, преимущества преподавания с помощью ИКТ.
-
Подготовка к ЕГЭ. Повторение пунктуации в сложносочиненном предложении (на материале творчества А.И. Солженицына). 11-й класс 2011
На уроке систематизируются и повторяются сведения о постановке знаков препинания в сложносочиненном предложении, развивается умение анализировать, работать в парах, воспитывается эстетическое отношение к родному слову. Школьники учатся анализировать предложения с точки зрения смысловых и синтаксических соотношений их частей, отрабатывают навыки правописания гласных в суффиксах причастий и деепричастий.
-
Приемы формирования орфографического действия как основы языковой компетенции 2011
О наиглавнейшей задаче учителя в плане раскрытия темы – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
-
Разделительный твердый знак после приставок 2011
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме. Учащимся коррекционной школы для прочного усвоения материала необходимо включение нескольких анализаторов. Поэтому при разработке урока учитель должен использовать наглядные опоры.
-
Односоставные предложения. Урок первого обобщающего повторения. 8-й класс 2011
Цели урока: повторить и обобщить изученное о каждом из типов односоставных предложений; учить отличать неопределенно-личные от определенно-личных и безличных; показать роль этих предложений в речи; развивать навыки самостоятельной работы учащихся и создавать на уроке ситуацию успеха.
-
Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными 2011
Урок предполагает отработку умений определять виды придаточных предложений, типы подчинения придаточных; строить предложения по заданным схемам на культуроведческом материале. Данный материал позволяет расширить познавательное пространство учащихся, развивать эмоциональный опыт.
-
Итоговая работа по русскому языку за курс 7-го класса 2011
Представленный урок - это один из методов проверки знаний обучающихся по изученному курсу в новой форме. Материал данного урока может использоваться как на промежуточной аттестации учащихся 7-х классов, так и в качестве входной работы для учащихся 8-х классов.
-
Обобщающий урок по теме "Имя числительное" 2011
Цели урока: используя краеведческий материал, обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы "Имя числительное", расширять кругозор обучающихся.
-
Интегрированный урок развития речи в 7-м классе (русский язык, литература, ИЗО) "Портрет в литературе и живописи" 2011
Урок даёт целостное представление о портрете в литературе и живописи. Форма урока - проект, составленный учащимися. Урок разработан с использованием ИКТ. Материал, представленный в мультимедийных презентациях, расширяет кругозор учащихся, знакомит с историческим материалом, усиливает эмоциональное восприятие картины, прививает любовь к искусству, что способствует более успешной подготовке к сочинению.
-
Текстовые задания в процессе обучения русскому языку 2011
Тестовые задания на уроках русского языка занимают важное место в системе разнообразных способов проверки и оценки знаний обучающихся. Данный вид контроля дает учителю представление о степени усвоения учебного материала, позволяет выявить пробелы в знаниях обучающихся, а также помогает спланировать процесс обучения с целью их ликвидации. Приведенные в статье тестовые задания проверены в практике обучения.
-
Урок-соревнование "Повторение изученного о прилагательном" 2011
На уроке вызывает интерес не только содержание изучаемого материала, но и форма организации его изучения. Особенно хочется отметить важность уроков игровой формы, благодаря которым повышается интерес к предмету, активизируется деятельность школьников.
-
Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное" 2011
Урок-практикум на применение и совершенствование знаний по теме. На уроке идет повторение правописания родовых и падежных окончаний прилагательных, которое проводится на более сложном словарном материале. Особое внимание уделяется правописанию суффиксов и НЕ с прилагательными, как наиболее трудным для усвоения орфограммам. Изучение имен прилагательных дает широкие возможности для работы по развитию речи: совершенствуется навыки анализа слова, развивается интерес к жизни языка, обогащается словарный запас учащихся.
-
Закрепление и совершенствование навыков правописания самостоятельных частей речи 2011
На уроке обобщаются и систематизируются знания по орфографии, выполняются задания на выработку обобщенных умений, формулируются выводы по изученному материалу. Достижению результата способствуют формы работы (фронтальный опрос, индивидуальная работа, коллективная работа) и приемы работы (распределительный диктант, комплексный анализ текста). В ходе урока акцентируется внимание на связь фонетики, морфемики и морфологии с орфографией. Отрабатывается умение определять все виды изученных орфограмм.
-
Конспект урока развития речи "Народные промыслы" 2011
Урок развития речи в 6-м классе знакомит учащихся с историей, художественными особенностями народных промыслов России; формирует представления о народных промыслах как связующем звене в исторической жизни народа: прошлое – настоящее, настоящее – будущее. Урок проводится с целью приобщать учащихся к национальной культуре России, к искусству народных промыслов. На уроке осуществляются межпредметные связи: русский язык, литература, изобразительное искусство, география.
-
Урок русского языка "В гостях у дядюшки Глагола" 2011
Комбинированный урок русского языка в 6-м классе представляет собой повторение и систематизацию изученных сведений о глаголе как части речи в занимательной форме. Урок способствует расширению кругозора учащихся, поддерживает интерес к получению новых знаний, развивает творческий потенциал учащихся, поддерживает здоровый дух соревнования.
-
Процесс сотрудничества с участниками педагогического сообщества в рамках компетентностного подхода в обучении 2011
В данной методической разработке представлен творческий отчет ШМО учителей русского языка и литературы за 2009/2010 учебный год. Также данную работу можно считать формой обобщения и распространения передового педагогического опыта.
-
Множество обличий подлежащего. 8-й класс 2011
Урок «Множество обличий подлежащего» является комбинированным. Построен в соответствии с технологией встречных усилий (ТВУ) обучающихся и учителя. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности (исследовательские, поисковые, работа со справочной литературой).
-
Занятие по риторике "Такие разные обращения". 6-й класс 2011
Учебное занятие проходит как урок творческого воображения с применением игровых и информационно-коммуникационных технологий. В начале урока осуществляется совместное целеполагание с использованием игры «Отгадай слово». Ученики формулируют тему занятия и совместно с учителем пытаются определить его цель.
-
Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий 2011
Изучение нового материала строится на установлении внутрипредметных связей: урок начинается с повторения изученного о наречии, орфографической разминки, что помогает настроить учеников на серьезную работу. Объяснение нового материала проходит в интересной форме (учащимся рассказывается сказка).
-
Урок "Количественные имена числительные" (обобщение и закрепление изученного) 2011
Склонение и правописание количественных имен числительных - наиболее трудная тема из курса 6-го класса. Работа учащихся на уроке предполагает закрепление знаний о склонении и правописании числительных. Урок закрепляет полученные знания по русскому языку и демонстрирует их применение в повседневной жизни.
-
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка 2011
Организация урока на основе материала духовно-нравственного, историко-культурного, социального характера позволяет сделать его более разнообразным, способствует развитию кругозора учащихся, усиливает его воспитательное воздействие. Использование средств ИКТ позволяет обеспечить необходимую наглядность, создать условия для внедрения разных методических приемов и видов упражнений (игра, конструирование, эффект неожиданности), а также построить благоприятную психологическую обстановку на уроке.
-
Урок по русскому языку в 5-м классе на тему "Происхождение лексики русского языка" 2011
Урок знакомит учащихся с исконно русской и заимствованной лексикой не на основе перечисления терминологии, а с помощью игрового и в то же время научного подхода. Анализируется языковой материал, повторяются и закрепляются ранее изученные темы, в работе активно используются словари иностранных слов. Прилагается презентация в виде лингвистической сказки, что поможет детям выполнить практические задания.
-
Имя существительное. 5-й класс 2011
В ходе урока повторяются такие понятия, как собственные и нарицательные существительные, категория рода, одушевлённые и неодушевленные существительные.
-
Словари русского языка. Урок русского языка. 5-й класс 2011
Урок возник как совместный проект преподавателя русского языка и школьной библиотеки. Он позволяет познакомить детей с многообразием словарей, которые, к сожалению, часто остаются невостребованными. Дети знакомятся с особенностями оформления словарных статей, учатся получать нужную информацию из этих важных книг.
-
Тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуация. Повторение. 11-й класс 2011
Повторение и закрепление знаний об употреблении тире между подлежащим и сказуемым, в частности, в старших классах носит прикладной характер: написание творческих работ, подготовка к экзаменам и т.д. Поэтому задачей данного урока является развитие умения видеть и применять на практике правила употребления тире между подлежащим и сказуемым. Основу структуры урока составляет сочетание теории и практики, позволяющее выпускникам выработать более устойчивые навыки пунктуации по данной теме.
-
Конспект открытого урока по русскому языку во 2-м классе по системе Л.В. Занкова 2011
Урок построен по системе Л.В. Занкова, рассмотрены три темы: слова, отвечающие на вопрос кто? что?; одушевлённые и неодушевлённые слова; собственные и нарицательные слова.
-
Обучение учащихся текстообразованию 2011
Обучение связной речи - одна из актуальных задач преподавания русского языка в школе. Это обусловлено принципом коммуникативной направленности обучения, вызванным в свою очередь ведущей задачей школьного преподавания русского языка - необходимостью практического овладения им как средством общения. Методическая разработка нацелена на раскрытие индивидуальных и творческих возможностей каждого ученика.
-
Урок русского языка по теме "Типы речи. Повествование". 5-й класс 2011
Цель урока: познакомить учащихся с понятием тип речи, с типом речи - повествование; развивать умение анализировать текст, определять его особенности, выделять основные части текста повествовательного типа; развивать умение сравнивать, обобщать; развивать монологическую речь учащихся.
-
Урок русского языка в 7-м классе с применением ИКТ и ТРКМ на тему "Союз как часть речи. Отличие союзов от предлогов" 2011
Цели урока: показать союз как часть речи, его роль в предложении; формировать умение отличать союзы от предлогов, определять значения союзов, их роль в предложении; привить интерес к изучению языка.
-
Фразеологизмы. 6-й класс 2011
Цели урока:познакомить учащихся с фразеологизмами; учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения; учить находить фразеологизмы в тексте.