Цели урока:
1) показать, как используются возможности конструкций с однородными членами в предложениях;
2) закрепить знания учащихся об однородных членах, связанных сочинительными союзами; отработать навыки постановки знаков препинания при однородных членах, развитие творческих способностей учащихся.
Методические приемы: самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, работа по схемам, работа по текстам, составление предложений.
Средства обучения: тесты, презентация, карточки, схемы.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания:
Ученикам было дано задание найти и исправить стилистические недочеты в следующих предложениях:
– Они с благодарностью говорят о большом внимании и помощи, которыми окружало их правительство.
Ученик: Лексическая несочетаемость. Можно окружить вниманием, но не помощью.
– Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.
Ученик: Управляемое слово относится к разным видам однородных членов предложения. Речь идет о требовании ремонта, а не о “ликвидации ремонта”.
Учитель: Рекомендую дамам не выходить без мужа или без дубины.(М.Горький.) Человек … существо, знакомое с употреблением брюк и дара слова…(М.Горький.)
Ученик: В этих предложениях нарушена логическая связь между однородными членами, так в качестве однородных использованы неоднородные понятия. Это пародия на нелогичную речь.
Учитель: Он с одинаковым усердием изучал математику и сорта грибов.
Ученик: Соединены неоднородные понятия.
2. Словарный диктант на правописание частицы НЕ с разными частями речи.(Выполнение задания А18).
Неистовство, неизбежно, не правда, а ложь, недорогое, но хорошее. Совсем непонятно, ничуть не сложно, никак не возможно, почти неправда, он не глуп (при отрицании какого-либо качества без утверждения противоположного), не должно, недалеко. Подошел, не слышно, не торопясь. . Не по-русски, не каменный (относительное прилагательное со значением цвета), не сразу, не всегда, невзначай, невмочь, недаром, недосуг, неспроста, неохота, некстати, некстати, недобор, недовыполнить.
3. Взаимопроверка словарного диктанта.
Ученики обобщают правила на правописание частицы не с разными частями речи.
Высвечивается слайд
Правописание частицы НЕ
Частица НЕ пишется слитно:
Была придумана совсем неинтересная игра. Он говорит совершенно непонятно.
4.В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-.
Неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый. Непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.
5.С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или когда зависимыми словами являются наречия меры и степени. Мы шли по неосвещенным улицам города. Принял совсем необдуманное решение.
6.В отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях: некого. Нечего, некем, нечем, негде, неоткуда, незачем, некогда, нехотя.
7.В глаголах с приставкой недо-, указывающих на несоответствие требуемой норме: недовыполнить план, ребенок недоедал (=голодал), но : ребенок не доедал суп (=оставил в тарелке).
Частица НЕ пишется раздельно:
1.Если есть или подразумевается противопоставление: Это не счастье, а горе. Река не мелкая (= глубокая)
2.С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме. : не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не обязан, не нужен, не согласен.
3.С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицательными местоимениями и наречиями: никто, ничто, далеко, вовсе, чуть ли, едва ли, отнюдь. Приняли отнюдь не верное решение. Вести были несколько не радостные. Это был ничем не мотивированный поступок.
4.С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными союзами, частицами, предлогами.: не был, не мог, не узнавши, не велено, не убран, не один, не пять, не то -не то, не только, не над (нами)
5.С полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления: Виднелись еще не убранные поля ржи. Нашли не разрушенный, а совершенно целый шалаш.
6.С наречиями и словами состояния:
А.В сравн. Степени
В.В роли сказуемого в безличных предложениях.
Двигался не быстрее, говорил не громче; Не надо, не нужно, не жаль, не страшно.
7.В отрицательных местоимениях с предлогом: Не с кем, не в чем, не при чем (остался).
2.1.Актуализация ранее изученного материала
Учитель: Какие союзы связывают однородные члены предложения?
Ученик: Сочинительные.
Учитель: Назовите основные типы сочинительных союзов.
Ученик: Соединительные: и, тоже, также, не, да, ни … ни. Разделительные: или, либо, то, не то не то. Противительные: а, но, да (в значении “но”) однако, зато.
Учитель: Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения, соединенных одиночными соединительными и разделительными союзами:
Ученик: Запятая не ставится, если однородные члены предложения соединены одиночными соединительными и разделительными союзами:
– Мы можем купить коробку конфет или цветы. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. (А. Чехов)
Учитель: От соединительных союзов следует отличать присоединительные союзы и, да, да и, перед которыми ставится запятая.
Учитель: Ребята, перед вами карточки с предложениями. Найти союзы, определить, для чего они служат в предложении.
– Там белые рубахи баб, да пестрые рубахи мужиков, да голоса, да звяканье кос. (Н.Некрасов.) Снег, да лед тоже служат источником опасности на дорогах.
Запятая ставится, если однородные члены предложения соединены противительными союзами а, но, да(но), однако, зато, тем не менее, хотя (с уступительным значением): Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в нескольких местах. (В.Катаев.) Вопрос спорный, тем не менее важный. (К. Паустовский)
Ставится тире, если однородные члены предложения соединены одиночным союзом и и указывают на внезапность, неожиданность и резкое противопоставление.
– Лиза подняла глаза на отца – и вдруг всплеснула руками.(Ф.Достоевский.)
3.Закрепление
Выпишите союзы, соединяющие однородные члены предложения.
1.Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. (Ни… ни)
2.Стройные и сознательные убеждения развиваются в человеке или под влиянием общества, или при помощи литературы. (И, )
3.Как в личном, так и в общественном, человек познается в минуты опасности.(Как …так и)
4.Храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских случаях. (Не только, но и ..)
5.И за будущее, и за прошлое отвечает одно только настоящее. (И, и)
6. Мы нуждаемся не столько в помощи от наших друзей, сколько в уверенности, что помощь эту мы получим. (Не столько…сколько)
4.Обобщение по теме “Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных повторяющимися и парными союзами”
4. Задание для учащихся.
1.Придумать и записать предложения по данным схемам написания однородных членов предложения, соединенных повторяющимися союзами.
А.(… и О, и О, и О.)
В этом возгласе было и удивление, и благородность, и восторг.
Б.(…ни О, ни О, ни О.)
Ни справа,ни слева,ни впереди никого не было видно.
В.(… либо О, либо О.)
С чужими я либо робел, либо важничал. (М.Горький.)
Г.(… не то О,не то О, не то О)
Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина. (Л.Толстой)
2.Записать предложения, объяснить знаки препинания.
Решит ли он задачу или не решит.
(Запятая не ставится, если однородные члены предложения соединены союзами и и или.)
Он стоял ни жив, ни мертв. Ни свет ни заря они отправились в дальний путь. И так и этак он пытался вывернутсься от ответственности от за содеянное.
(Запятая не ставится, если повторяющиеся союзы и, ни связывают однородные члены предложения, входящие во фразеологическое единство и обозначающие противоположные понятия.)
Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим. (Н.Гоголь.) К тишине ожидания уже примешивался не столько слышимый, сколько угадываемый шум неотвратимого поезда. (В.Катаев)
(Запятая ставится перед второй частью двойных союзов. (как о, так и О), (не столько О, сколько О)).
Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят. А вокруг были дым, и бой, и смерть. (М.Горький.)
(О, и О, О) (число однородных членов предложения больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, поэтому запятая ставится между ними всеми.)
Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате успокаивали Власову. (М. Горький)
(Союз и соединяют попарно однородные члены предложения, поэтому запятая ставится между парными группами.)
Снаряды рвались и близко и далеко, и справа и слева.
(Парные группы соединяются повторяющимся союзом и, запятая ставится между парными группами. (и О и О, и О и О))
5. Домашнее задание. Прочитать текст. Выполнить следующие задания: 1. Какие типы речи представлены в тексте
А) повествование
Б) есть все типы речи
В) рассуждение
Г) описание
2. В каких предложениях есть однородные члены (Указать номера предложений)
3. Написать сочинение – рассуждения по тексту
Текст.
1.Принципиальное отличие человека от животного заключается в том, что среди всех прочих потребностей – биологических, сексуальных, материально-потребительских и т.д – для него на перрвом месте стоят духовные, нравственные и социальные. 2. “В желании, – считает Б.Спиноза, – возрождается сущность человека”. 3.Раскройте тайну желаний, мотивов личности, и вы увидите личность, ее личность, ее суть… или отсутствие. 4. Сама по себе наука мало что дает человеческому уму и душе. 5.Она лишь усиливает возможности человека, т.е. власть. 6.Дурак становится вооруженным.7. Н.Козлов, написал “Наука не дает Путь. Наука дает силу”. 8. Иное дело-наука, в которой восстановлена связь с духовностью, в которой разум советуется душой. 9. Многие западные философы утверждают, что наука под присмотром души теряет свою познавательную силу, как поэт, ограниченный цензурой. 10. Не будем углубляться в проблемы методологии науки. 11. Заметим лишь, что за ними стоят вопросы нравственного выбора. 12. И вспомним, что великий мыслитель XX века В.И.Вернадский считал науку явлением духовным. 13. Он написал следующее: “Наука не существует помимо человека и есть его создание, как его созданием является слово, без которого не может быть науки…В научно выраженной истине всегда есть отражение, может быть чрезвычайно большое, духовной личности человека, его разума. В мире реально существует только личности, создающие и научную мысль. Проявляющие научное творчество-духовную энергию. Ими созданные невесомые ценности – научная мысль, и научное открытие – в дальнейшем меняют ход процессов биосферы, окружающей нас природы.” 14.Важно подчеркнуть, что для возрождения духовности необходимо сознательное ограничение – аскеза, ибо “роскошь развращает всех: и богача, которой ею пользуется, и бедняка, который ею пользуется, и бедняка, который алчет ею.” (Ж. –Ж.Руссо) 15. Сознательная аскеза в социальной жизни (которую, кстати, в виде поста нам предписывает православие) – это отказ от многого из того, что является ложными ценностями, прежде всего в области материального потребления. 16. Но ведь аскеза-это антипод общества потребления, абсолютный враг неолиберализма! 17.Помните русскую пословицу: “Кто малым доволен, тот у Бога не забыт?” 18.Сознательная аскеза сегодня даже более актуальна, чем в прошлом. 19.Чем больше самоограничения, тем больше человечности, духовности. 20. Иначе: чем больше ложных ценностей, чем сильнее погоня за материальными благами, тем больше либерализма и тем меньше духовности. 21. Тем дальше оказываемся от магистрального пути русского народа, тем слабее надежда на выход из кризиса, ибо пределов потребительства нет.