Цели.
образовательные:
- познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия и его типичными суффиксами;
- формировать умение отличать причастие от прилагательного и определять глагол, от которого образовано причастие;
развивающие:
- развивать память, речь, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, абстрагировать, проводить аналитико-синтетические операции;
воспитывающие:
- воспитывать вдумчивое отношение к родному языку;
- ответственность, дисциплинированность, собранность.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный комплекс
Структура и хронология урока
Название этапа, его дидактическая задача | Содержание этапа |
1. ОРГМОМЕНТ – 1 мин. Подготовить учащихся к начальной работе на уроке. 2. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП – 5 Подготовка учащихся к усвоению нового материала. 3. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ – Познакомить с новым материалом, обеспечить его связь с ранее изученным. 4. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ – 1 мин. 5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ – 17 мин. На основе новых знаний сформировать у учащихся умения применять полученные знания. 6. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ – 7 мин. 7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ – 2 мин. 8. ИНСТРУКТАЖ ПО Д/З – 1 мин. |
1. Приветствие. Проверка
готовности к уроку. Постановка цели урока в общей
форме. 2. Постановка перед учащимися проблемы. 3. Содержание этапа – частично поисковый. Работа по учебнику. Формирование темы. 4. 1) Постановка вопросов на воспроизведение; 2) Приведение примеров по образцу. 5. Организация деятельности учащихся по применению знаний: 1) упражнения на образование причастий от глагола; 2) нахождение причастий; 3) выполнение упражнения по учебнику. 6. Выполнение теста с самопроверкой по “ключу”. 7. Беседа, выставление оценок. 8. Сообщение домашнего задания, предупреждение затруднений. |
Ход урока
I. Оргмомент
II. Мобилизующий этап
Уч-ль: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем урок с повторения признаков глагола и прилагательного для того, чтобы хорошо понять новую тему урока.
Откройте тетради и запишите число и “Классная работа”. Запишем под диктовку предложение:
Сергей глубоко втягивал в себя запахи свежей земли.
Назовите прилагательное, глагол. Подчеркните их как члены предложения. Выделите словосочетания, в состав которых входят эти члены.
Назовите признаки глагола, а я буду их записывать на доске.
Глагол - обозначает действие - отвечает на вопросы: что делать? что сделать? - имеет возвратность – невозвратность - переходность – непереходность - вид (совершенный – несовершенный); - наклонение; - время - лицо - число - род - в предложении бывает cказуемым |
Прилагательное - обозначает признак - отвечает на вопросы: какой? какая? какое? - имеет полную и краткую форму - род - число; - падеж - согласуется с существительным - в предложении является определением |
- Разберите по составу прилагательное и глагол. На доске работают 2 человека. (Свежей, втягивал)
- Когда глагол бывает возвратным? (Когда есть -ся, -сь)
- Разберите по составу следующие глаголы: зажглась, бледнеет, запылала, наливается.
- Для чего служат суффиксы? (Для образования новых слов)
III. Изучение нового
Уч-ль: Послушайте сказку:
“Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш- (прикрепляю на доску таблички с суффиксами).
Скучно им было на белом свете. Решили они пойти за советом к Глаголу.
Рассказали ему о своем житье - бытье. Отвечает им глагол: “Подарю Я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу”.
“Спасибо!” - в один голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам”.
- Давайте, ребята, и мы к основам глаголов присоединить суффиксы.
(На доске и в тетрадях):
читать – читающ…
бросать – бросающ…
втягивать – втягивающ…
решать – решающ…
решавш…
Уч-ль: Посмотрите, ребята, получились некрасивые, неоконченные слова.
“Опять загрустили суффиксы, чего-то ещё им не хватает.
Вот бредут они по дороге, и встречается им добрый волшебник – Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным
Суффиксам.
- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.
- Спасибо, доброе прилагательное!
И суффиксы, взяв подарки, счастливые, отправились на лужайку к речке”.
Уч-ль: Добавьте окончания к словам: читать – читающий, читавший….
“Суффиксы долго веселились, плясали, рисовали составленные слова.
Один из братьев предложил:
- Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.
Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть свободными, беззаботными. Забыли они, что в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но не долго им удавалось лентяйничать.
Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили Они наказать непричастных ни к чему бездельников”.
Уч-ль: Ребята! Каких бездельников?
Уч-ки: Непричастных ни к чему.
Уч-ль: Как вы это понимаете?
Уч-ки: Не имеющих отношения к чему-либо.
Уч-ль: “Глагол сказал:
- Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и ещё, так и быть, оставлю вам два вид - совершенный и несовершенный, и возвратность”.
- Ребята! Как глагол назвал слова? (Причастия). Как объяснить?
(Теперь они имеют отношение к глаголу, так как у них будет время, вид и возвратность).
- Какая же тема нашего урока? (Причастия)
Запишите в тетрадях тему урока.
“- А я, - сказало Прилагательное, - наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам и зависеть от существительных.
С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном.
Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться.
Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их”.
Уч-ль: Что же дал причастию глагол? Прилагательное? Запишем в виде схемы:
Причастие
Признаки глагола | Признаки прилагательного |
- время ( наст.,прош) | - окончание |
- вид | - род, число, падеж |
- возвратность | - зависит от сущ. |
- способность иметь при себе | - в предложении чаще |
зависимое сущ. или наречие | является определением |
(Схема заполняется постепенно по ходу)
- А теперь сравните составленную схему с той, что на экране. (Слайд)
- Посмотрите ещё раз на слова, которые образовали. Внешне на какую часть речи они похожи? (На прилагательное)
- Попробуйте определить значение причастия. Что обозначает глагол?
Что обозначает прилагательное? Какой вопрос можно задать?
- Откройте учебники на странице 80 (120) &20 (24).Читаем параграф вслух.
- Что же такое причастие? Назовите признаки глагола, прилагательного.
При помощи каких суффиксов образуются причастия? От какой части речи? К какой части слова добавляются суффиксы?
Образуйте от данных глаголов причастия: облетать, лежать, летать, писать, синеть, пробежать, вымыть.
Найдите причастия в предложениях, которые запишем на доске и в тетрадях.
Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня.
- Как найти причастие? (Ищу существительное и от него задаю вопрос “какие”: громкие и раздавшиеся).
- Как узнать, какое из них причастие? (Заменить глаголом, посмотреть на суффиксы).
- Какое слово можно заменить глаголом? Укажите суффиксы.
Крики отдавались в мирно спавших заводях реки.
Стелющийся над речонкой густой туман поднимался все выше.
- Итак, как отличить причастие от прилагательного?
- Каким членом предложения является причастие? Подчеркните в предложениях.
IV. Закрепление знаний
Фронтальная работа.
- Укажите причастия. Докажите правильность выбора. (Слова записаны на доске).
розовый | сереющий |
розовея | сероватый |
розовеющий | серый |
розоватый | серея |
розовеет | сереет |
Самостоятельная работа. (Упражнение 201(300))
Уч-ль: Объясните, что обозначает данная схема.
- Как вы будете искать определяемое слово?
- Как вы думаете, для такого анализа причастия нужен второй столбик в таблице? Как будете определять тот глагол, от которого образовано причастие?
- Все ли части четвертой графы таблицы обязательно должны быть заполнены и почему?
- Выписываем из первого четверостишия причастие с существительным, как в таблице. Какое? (Пронизанных туч)
- Дальше работаете самостоятельно.
V. Проверка усвоения знаний
Уч-ль: А сейчас для проверки усвоенного материала я вам предлагаю выполнить тест. Внимание на экран.
Тест (Приложение)
- Проверьте свою работу по ключу. Кто работу выполнил без ошибок?
Кто допустил одну- две ошибки?
VI. Подведение итогов
- Итак, что вы узнали о причастии?
VII. Домашнее задание
Уч-ль: На дом: параграф 20(24), ответ можно готовить по схеме, которую составили на уроке. Упражнение 201(300) закончить. Обратите внимание на суффиксы причастий.