Урок-игра по русскому языку для 4–5-х классов

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тема: Повторение изученного материала.

Урок предназначен для учащихся 4-5 -х классов, обучающихся по различным программам и учебникам.

Цель урока: создать условия, при которых ученик сможет повторить изученный материал, тренироваться применять знания при выполнении заданий.

Задачи урока:

  • создать условия, при которых ученик сможет активно работать в группе;
  • создать условия, при которых ученик сможет применить ранее изученный материал при работе с конкретными заданиями;
  • создать условия, при которых ученик сможет задуматься о важности изучения русского языка.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Урок повторения изученного материала проводится в форме игры. Класс разбивается на команды по 4-5 человек. Задание даётся для всей команды. За полностью правильно выполненное задание команда получает 3 балла, за частично выполненное задание и дополнительные ответы – по 1 баллу. В конце игры подсчитываются баллы и команда, набравшая максимальное число баллов, получает отметку «5» за работу на уроке, могут также вручаться призы и грамоты. Цель игры - научить ребят работать в команде и повторить материал по лексикологии, морфологии, словообразованию, морфемике, орфографии и фразеологии.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель сообщает учащимся цель данного урока, правила игры и способ подведения итогов.

2. Задание по лексикологии.

1) Дополнительные вопросы:

- Что изучает лексикология?

- Какие слова называются синонимами?

- Приведите примеры синонимов.

- Какие слова называются антонимами?

- Приведите примеры антонимов.

2) Основное задание для групп.

Подберите синонимы к данным словам:

  1. Инициативный – (активный)
  2. Высокомерный – (надменный, гордый, спесивый, заносчивый)
  3. Одобрение – (похвала, хвала)
  4. Разумный – (благоразумный, умный, рассудительный, здравый, здравомыслящий)
  5. Рубиновый – (красный)
  6. Сообщить – (известить, оповестить, уведомить, осведомить, информировать)
  7. Странный – (чудной, диковинный)

Подберите антонимы к данным словам:

  1. Военный – (мирный)
  2. Взлёт – (падение)
  3. Весёлый – (скучный)
  4. Горький – (сладкий)
  5. Забывать – (помнить)
  6. Налево – (направо)
  7. Начинать – (заканчивать)
  8. Общий – (частный)
  9. Трусливый – (храбрый)
  10. Увеличивать – (уменьшать)

3. Задание по словообразованию и морфемике.

1) Дополнительные вопросы:

  • Что изучает словообразование?
  • Что изучает морфемика?
  • Отличаются ли словообразовательный и морфемный анализ слова?

2) Основные задания

Подберите как можно больше однокоренных слов к словам

  1. Высокий
  2. Дом
  3. Лев
  4. Строить

Выберите 3 слова из придуманных и проведите их морфемный анализ.

4. Задания по морфологии.

1) укажите, к каким частям речи принадлежат данные слова: радостями, перед, однодневный, очень, перекладываете, не, банях, комете, со, сторожите, по, мне, однодневкой, классическим, а, честность, протестую, лень, легко, кружевными, ровняю, вас, вчера, полей

2) Укажите все грамматические значения существительного честность (нарицательное, неодушевлённое, женский род, единственное число, 3 склонение, именительный падеж)

5. Задание по орфографии.

Вставьте пропущенные буквы и обоснуйте свой выбор.

Валенки.

Как делают валенки? Сначал_ готовят шерсть. Для этого соед_няют тонкую и толстую шерсть в нужном соотношени_. Затем её моют, высушивают и ра(с,з)чёсывают для освоб_ждения от комков и примесей. Длинную шерсть разр_зают на к_роткие куски. Потом всю шерсть смачивают в_дой и загружают в валяльную машину. Она похожа на длинную ванну. В этой ванне есть валы с тупыми л_патками. Они вращают(?)ся, толкут шерсть и сваливают её в полотнища. Из этих полотнищ сворачивают основу валенка. Она больше н_ги человека. Ведь при валянии её об(ъ,ь)ём сильно уменьшается. Затем на специальных машинах формируют валенок, надевают его на колодку, прод_лжают валять и подогр_вают в_дяными парами. Последний этап – сушка и обточ(?)ка.

6. Задания по фразеологии.

1) Объясните смысл фразеологизмов и крылатых выражений

  1. Наломать дров (прост., экспресс.) – (наделать глупостей, насовершать грубых ошибок.)
  2. Инженер человеческих душ (книжн., высок.) – (о писателе, педагоге-воспитателе и т. п.)
  3. Сесть в калошу (разг., фамильярн.) – (оказываться в глупом положении, терпеть неудачу)
  4. Попасть впросак (устар.) – (оказываться в неудобном или неприятном положении)
  5. Беречь как зеницу ока (книжн.) – (заботливо, тщательно беречь, хранить что-нибудь)

2) Приведите примеры фразеологизмов, крылатых фраз и выражений.

7. Конкурс вопросов.

В этом конкурсе учащиеся задают командам подготовленные заранее вопросы, связанные с изучением русского языка.

В данном конкурсе оцениваются как ответы, так и вопросы.

8. Итог урока.

В конце урока подсчитываются баллы, набранные командами. Команда победителей получает оценки, призы, грамоты. Можно для награждения выделить 1, 2 и 3 место. Обязательно должны быть названы наиболее активные участники игры, самая сплочённая команда, самый лучший капитан команды. Далее учащимся предлагается письменно ответить на вопросы:

  • Какое задание было для тебя самым интересным?
  • Какое задание было для тебя самым трудным?
  • Что из сегодняшнего урока поможет тебе в дальнейшем изучении русского языка?

Ответы дети пишут на листочках и сдают учителю. Желающие могут прочитать свои ответы вслух. Учитель использует полученную информацию для планирования следующих уроков русского языка.

Список литературы

  1. Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку: 1-4-й кл./ О.В. Узорова. - М.: АСТ: Астрель, 2006.
  2. Карточки по русскому языку: 4-й кл./ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
  3. Словарь синонимов и антонимов/ Сост. О.А. Михайлова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  4. Школьный словообразовательный словарь русского языка/ Сост. А.Н. Тихонов.- М.: Цитадель-трейд, 2007.
  5. Фразеологический словарь русского языка. Издание 2-е., испр. и доп. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009.