Каждый год в нашем крае проводится акция в защиту дикой природы «Амурский тигр». Мы с ребятами решили присоединиться к данной акции, выбрав для открытого урока повесть Н. Байкова «Великий Ван», вышедшую в свет в 1936 г. в Харбине и изданную в России в альманахе «Рубеж» №1 за 1992 г. В повести «Великий Ван» поэтически описана Маньчжурская тайга и жизнь ее обитателей, а сказания и легенды местного населения, приведенные в произведении, связаны с признанным владыкой Великим Ваном, который «был всемогущ, и никто ему не смел становиться на пути». И только старый, мудрый охотник Тун-Ли при встрече с грозным зверем смог над ним психологически одержать победу. В природе царила гармония, которую разрушили «новые люди». Старый охотник Тун-Ли решается исполнить волю Горного Духа: принести себя в жертву, чтобы остановить разрушение в природе и чтобы «пышно расцвёл прекрасный цветок священного лотоса».
Цели урока:
- рассмотреть проблему «диалога» человека и природы как проблему общечеловеческую;
- повторить наречие как часть речи;
- развивать эмоционально-этические чувства учащихся;
- развивать творческую аналитическую мысль учащихся по поднятой проблеме;
- развивать внимание учащихся к художественному слову;
- воспитывать бережное отношение к природе, к «братьям нашим меньшим».
Задача урока: познакомить учащихся с поднятой проблемой и заставить задуматься над ней.
Этапы работы
- Краткие факты жизни и творчества писателя Н. Байкова.
- Обзор содержания выбранного произведения («Великий Ван»).
- Анализ избранных глав (13, 24, 32).
- Работа с наречием как художественным средством создания образов.
- Обобщение урока: как раскрывается тема «человек и природа» в произведении «Великий Ван» Н. Байкова.
Форма работы на уроке
Работа по группам: одна группа выступает, остальные задают вопросы по тексту (строение, типы связи предложений) по русскому языку – (назначение наречия в тексте, роль этой части речи в тексте и т. д.). Урок построен как автомобильные гонки-ралли.
Ход урока
Факты жизни и творчества Н.А. Байкова.
Родился Николай Аполлонович Байков 29 ноября 1872 г. в Киеве, в старинной дворянской семье. Он с детства любил природу. Получил в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии аттестат зрелости, поступил в Тифлисское пехотное юнкерское училище. Военную службу начал на Кавказе в 1892 г.
Но вести о строительстве Китайской Восточной железной дороги, о неизученной природе Маньчжурии все более и более привлекали внимание молодого натуралиста, вызывая у него непреодолимое желание увидеть этот край.
Н. Байков переводится в Заамурский округ пограничной стражи КВЖД.
В 1914 г. в Петрограде выходит в свет первая книга писателя «В горах и лесах Маньчжурии».
Окончание гражданской войны застаёт писателя в Новороссийске больным сыпным тифом. Байков эвакуируется на пароходе «Саратов» в Египет; затем скитания по Африке, Индии, Индокитаю. Это нашло отражение в его рассказах и очерках, которые публиковались в различных изданиях и составили книгу «По белу свету».
В 1922 г. Н.А. Байков возвращается в Маньчжурию, в Харбин, но тайга по-прежнему манит его; он перебирается с семьей на станцию Эхо, затем на станцию Яблоня (все та же Восточная линия КВЖД). С 1925 г. снова Харбин, активнейшая работа в Обществе изучения Маньчжурского края, сотрудничество в журнале «Вестник Маньчжурии», литературная работа. Ей Николай Аполлонович посвящает всю жизнь, неустанно работая до самой смерти, наступившей в Брисбене (Австралия) 6 марта 1958 г.
Н. Байков – автор большого числа книг, повестей и сборников увлекательных рассказов: «Великий Ван», «Тайга шумит», «У костра», «Сказочная быль», «Тигрица» и др. (Это задание одной из групп, полученное на дом).
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе;
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Ф.И. Тютчев
Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а о её спасении.
В. Распутин
Учитель. Старт. Внимание! Внимание!
Сегодня в нашем городе проходят автомобильные гонки-ралли. В заезде участвуют три экипажа (указывается пилот и штурман каждого экипажа).
Это трудная гонка по бездорожью, местам хорошо известным и совсем не известным. И победит в ралли не тот экипаж, который преодолеет дистанцию быстрее всех, а тот который выполнит все задания верно и вовремя отметится в положенных пунктах дистанции (правила прохода дистанции обговаривается до урока).
Мы помчимся с запада на восток по светлой долине Сунгари через отроги Лао-Э-Лина, по узкой долине Муданцзян к подножью Татудинзы, пересечём замёрзший Амур и Майхе и снова вернёмся к Татудинзе. Но наше ралли осложняется тем, что в пути мы встретим Великого Вана – тигра, который приводил в трепет обитателей Татудинзы. А на промежуточных финишах вам будет давать советы, как вести себя при встрече с тигром, мудрый охотник Тун-Ли, трижды встречавшийся с Великим Ваном.
Итак, гонки начинаются.
На старт! Внимание! Марш!
Первый экипаж. Пилот.
М.М. Пришвин писал: «Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо. В это «зеркало» надо научиться смотреть самому, научиться видеть в нем себя и других».
Штурман. Тогда станут ближе, роднее и понятнее слова Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Учитель. (Беседа по вопросам).
- Ребята, как вы восприняли «Великого Вана» Н. Байкова в целом?
- Можно ли к повести отнести слова Л. Леонова: «Настоящее художественное произведение – это всегда открытие по содержанию и изобретение по форме?»
- Какова тема произведения и её общественная значимость?»
- Вспомните легенду о деде, Могучем Великом Ване. Как она поможет нам понять другого Великого Вана?
- Что говорится о нашем герое, Великом Ване до первой встрече с Тун-Ли?
Второй экипаж. Пилот. (Рассказывается о том, как мужал молодой самец, «сын Великого Вана, будущий повелитель гор и лесов беспредельного Шу-Хая» гл. 10 «Отец Вана», стр. 34).
Первый таск. (Работа выполняется в группах. По мере выполнения работы штурман экипажа на карту наносит флажок. Диспетчер отмечает время в путевом листе).
- Написать предложение под диктовку без ошибок и исправлений. Чувствуя в себе избыток сил и энергии, он нежился под лучами яркого зимнего солнца.
- Выписать из гл.12 словосочетание сущ.+ прич.(главное слово сущ.).
- Произвести морфологический разбор причастия.
Промежуточный финиш. (Первая встреча Тун-Ли и Великого Вана).
Гл.13 «Встреча с Тун-Ли». (Беседа по вопросам).
- Что предшествовало этой встрече? (Описание охоты соболей на белку).
- О чём рассказывает автор непосредственно перед встречей? (О тигре молодом и старом охотнике – выразительное чтение отрывка стр.39, гл.13).
- Как ведут себя старый охотник и молодой тигр при «столкновении»?(«Ван сошел с тропы, уступая дорогу человеку»).
- Каково состояние тигра и человека после встречи? (Тун-Ли «почувствовал слабость и упадок сил», Ван «был подавлен сильнейшей волей человека и побеждён превосходством высшей духовной силы»).
- Чему научил нас Тун-Ли? Как надо вести себя при встрече с тигром? ( Смело идти, не останавливаться и не оглядываться, т.к. «малейшее проявление трусости и даже нерешительности может стоить жизни»).
- Какие художественные средства языка использует автор в отрывке?
Второй таск. Каждый экипаж из своих глав 13, 24, 32 выписывает по три словосочетания, где зависимым является наречие.
- Разобрать по составу любое наречие.
- Определить разряд выписанных наречий, указать способ их образования.
- Написать без ошибок предложение под диктовку, найти в нем наречие, определить степень сравнения наречия. Дикие песни тайги становились громче, и грозные раскаты их приближались к поселениям человека.
Учитель. Прошло 10 лет. Ван возмужал и вернулся в родные места. Что же он видит в районе Шу-Хая? (Выразительное чтение стр. 63 гл. 22 «Возвращение на родину» со слов… «он никак не мог прийти в себя»… «до слов дающие приют и пищу дикому зверю и птицы»).
Что же теперь предшествовало второй встрече Великого Вана и человека? (Ван убедился, что «двуногий вообще слаб физически и силен только теми орудиями, которые имеются в его руках». Убил охотника Арсеньева).
Промежуточный финиш. Вторая встреча Тун-Ли и Великого Вана. (гл. 24 «Тайга шумит», стр. 68).
- Что испытывают хищник и старый зверолов при этой встрече? (Охотник - «по спине пробежал холодок…, но не дрогнуло старое, закалённое житейскими бурями сердце». Царь тайги – «пощадил старого ветерана, как и тогда, уступив ему дорогу»).
- Какие художественные средства языка вы нашли в этом отрывке?
- Чему научились вы у старого зверолова? (Надо быть смелым и решительным не опускать глаза и не убегать от зверя).
Третий таск. Определение функций наречия. (Работа в группах по главам 13, 24, 32 – по экипажам).
Найти в отрывках (1, 2, 3 встречи) и выписать все наречия.
1 встреча | 2встреча | 3встреча |
Впереди сзади хорошо медленно решительно быстро усиленно неожиданно смело навстречу бесстрашно вперёд | Опять снаружи бодро вниз быстро далеко пристально давно жутко неподвижно медленно грузно навсегда | Достаточно здесь опять теперь медленно быстро вслед |
Лингвистическая задача. Найдите наречие, которое повторяется во всех главах и вставьте его в предложения, объясните, что оно может означать?
- Он вышел из-за ствола дерева и (…), решительно направился к нему по тропе . (Медленно = осторожно).
- Не допустив до себя охотника шагов на двадцать, Ван (…) и грузно сошёл с тропы. (Медленно = спокойно, с ленцой).
- Чувствуя нестерпимую жгучую боль в груди, Ван опустил свою голову и (…) пошёл в гору. (Медленно = еле-еле, обречённо, безразлично).
Замените слово медленно синонимами. Изменится ли смысл предложений или нет? Сделайте вывод. (Чтобы правильно подобрать в предложение наречие, надо знать, что было описано в начале повествования и что будет потом).
Третий экипаж. Пилот.
Можно ли согласиться с высказыванием Паустовского К.Г.? «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».
Учитель. Впереди у нас третья встреча охотника Тун-Ли и Великого Вана. Почему она состоялась? Какова причина этой встречи? Обратимся к гл.32, стр.93. (Подруга Вана была «связана как жалкий телёнок»… Ван пришёл в ярость и «не заметил приближения человека, успевшего пустить в него меткую пулю»).
Как ведут себя Ван и Тун-Ли? (Старый зверолов стал на колени и просил Вана «исполнить волю Великого Горного Духа». Тигр поражён и озадачен. «Появление Великого старика подействовало на него, как удар молнии с безоблачного неба», «… он опустил свою голову и медленно пошёл в гору»).
Чем заканчивается повесть? «Великая смерть коснулась Вана своим белым крылом». Тун-Ли всю ночь оставался у тела Великого Вана, «только когда первые лучи восходящего солнца озолотили гранитную вершину Татудинзы, он спустился с горы и исчез в дебрях тёмного Шухая. Безмолвие пустыни царило вокруг, но вот, где-то далеко-далеко, прозвучал колокол».
Финиш. Почему так заканчивается третья встреча и повесть «Великий Ван»? (Звон колокола – это символ, который вначале является символом предостережения, а в конце – символом утраты). Какой композиционный приём использует автор и как он связан с идеей повести? ( Приём – кольцевой композиции, идея – всё возвращается «на круги своя»). Почему автор использует два уровня восприятия? (Тигр – автор. Автор – разумное существо, человек. Тигр – животное. Кольцевой композиционный приём подчёркивает равенство человека и животного: тигр – звероловы – это гармония, тигр – «новые люди» - это разрушение, потому что человек нарушил гармонию в природе).
Что станет с текстом, если изъять из него наречия? Зачем они нужны? (Конкретизируют действия или признак, указывают на пространство и место, могут быть средством связи предложений в тексте. Иногда замена синонимом не возможна, т. к. меняется смысл написанного).
Подведение итогов ралли.
Учитель. Обращение к эпиграфам.
Вывод. «Новый человек», пришедший в тайгу, победил природу. Но как? Погубив её.
Мир природы и мир человека – это экология природы и души. Повесть начинается рождением новой жизни, а заканчивается смертью Великого Вана: там, где появляется человек, разрушается гармония. Природа мстит, а мститель и защитник дикой природы – Великий Ван. Жизнь превращается в смерть, а созидание в разрушение.
О чём мечтает автор повести? Н. Байков мечтает о том, что «настанет время», когда люди задумаются над тем, что они делают с природой и когда снова восторжествует гармония в природе. Вот тогда и «пышно расцветёт прекрасный цветок священного лотоса».
Д.З. Ответить на вопрос: «О чём думал Тун-Ли в «ту долгую ночь» у тела Великого Вана»?
Литература:
- Н.А. Байков «Великий Ван». Журнал «Тихоокеанский альманах» «Рубеж» №1(863), 1992. Владивосток Ассоциация «Дальэко», стр. 11-96.
- А. Куликов, Л. Куликова «Русский язык вместе с тигром», пособие для учителей. Владивосток 1997, стр. 24-26.