Цели:
создание условий для:
- организации творческой деятельности обучающихся на уроке,
- развития речи детей,
- формирования интереса к эпистолярному жанру, любви и уважения к родному языку.
Задачи:
- пробудить интерес к эпистолярному жанру,
- учить анализировать предложенный текст,
- формировать умение правильно составлять текст письма,
- развивать навыки групповой работы,
- обогащать словарный запас обучающихся.
Оформление урока: открытки и письма различной формы, почтовый ящик, раздаточный материал (тексты), интерактивная доска, мультимедиа проектор, презентация в программе Notebook, инструментальная музыка для оформления фона самостоятельной работы детей.
Тип урока: урок развития речи и творчества.
Формы работы на уроке: частичный анализ текста, групповая работа, кроссвордный диктант, словарная работа, прослушивание и чтение текстов, творческая работа.
Предварительная подготовка: учащиеся готовят подборку интересных фактов из истории почты, делятся на группы.
Предполагаемый результат: творческие работы обучающихся (письма детей, сочинение – размышление по теме урока).
Пояснение: урок проводился в 7 классе с частичным анализом сокращенного текста из сборника ЕГЭ, в 11 классе проведен с использованием полного текста, слайд 10 сориентирован на работу в 11 классе..
Ход урока
1. Организационный момент2. Определение темы урока, целеполагание
– Посмотрите на оформление кабинета. Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор на уроке?
– Запишите тему урока “Письма, письма…”
Слайд 1, см. Приложение 1
– А зачем нам нужен разговор о письмах и нужен ли он?
3. Работа с текстом стихотворения.Слайд 2
– Чтение стихотворения учителем
Письма
Письма. Письма. Короткие, длинные,
Скучные, грустные или наивные,
Нежные, скромные, официальные,
Вы расстоянья проходите дальние.
Почерк знакомый волнует любимую,
Радость приносит неоценимую.
Если любимый был нежен в письме,
Счастья и радости будет вдвойне.
Письма. Письма. Есть строчки скупые,
Но очень хорошие, очень родные.
………………………………………..
Письма. Письма. Короткие, длинные,
Вы расстоянья проходите дальние.
Вы передайте родному, любимому,
Как я грущу без него в ожидании.
Письма. Письма. Вы передайте ему…
Т.Бакшт
– Определение темы стихотворения,
– Чтобы определить отношение автора к письмам, выпишем слова, характеризующие письма.
Слайд 3 – работа на интерактивной доске – дети работают на местах в группах, затем представители групп по очереди записывают на доске слова, не повторяясь.
– Что же значат письма для автора?
4. Ассоциативный ряд– Какие ассоциации к слову “письмо” мы можем подобрать?
Слайд 4 – работа в группах, затем на доске.
5. Словарная работаСлайд 5
– Какое из указанных значений слова “письмо” имеет отношение к теме нашего разговора?
6. Кроссвордный диктантПо лексическому значению определить слово.
После написания самопроверка по словам, написанным за конвертами.
Слайд 6.
7. Словарная работаК какому жанру относится письмо?
Слайд 7.
8. Аукцион “Что мы знаем о почте?”Слайд 8.
Какая группа больше назовет интересных фактов из истории почты – по очереди. (об узелковом письме, о голубях, почтовых станциях, об открытках и письмах …)
9. Алгоритм написания письма– Из чего состоит письмо? Какие составные части должны быть обязательно в письме? Восстановите алгоритм написания письма.
Слайд 9.
10. Работа с текстом(текст 11 из сборника “ЕГЭ 2009. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ– М.: Интеллект-Центр,2009”)
(1)Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому. (2) Что за причуда: в двадцатом веке – письма! (3) Как будто нет телеграфа и телефона. (4) Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя…
(5) Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (6) Но произошел удивительный парадокс. (7) Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (8) Да боже мой!
(9) Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом… (10) Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового?
(11) Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. (12) Но это все – мы. (13) Когда же “ты” останешься наедине с самим собой без реактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра – просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?
(14) Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но все равно за письменный стол каждый человек садится в отдельности.
(В.Солоухин)
Слайд 10.
Частичный анализ текста.
– Сформулируйте проблемы, поднимаемые автором текста.
- Убыстрение темпов жизни.
- Нехватка времени современному человеку даже на письма.
- Могущественность человечества в целом и слабость отдельного человека.
– Определите позицию автора. (Выражена в последнем предложении.)
– Совпадает ли она с основной мыслью текста? (Да.)
– Определите стиль и тип речи. (Публицистический, рассуждение.)
А нужно ли писать письма и зачем? Выберите те задачи, которые, как вы считаете, необходимы для написания писем.
Слайд 11
Вывод:
Слайд 12
Творческая работа.
Слайд 13
- Выразите свое мнение по поднятой проблеме. Приведите аргументы.
- Напишите письмо своей семье.
- Напишите письмо ветерану.
- Напишите письмо своему другу о родном селе.
Звучит музыка, дети пишут письма (если времени мало, можно предложить как домашнюю работу. В нашем случае урок был сдвоенным.)
11. Итог урокаЗаслушивание отдельных работ. Оценка работы детей на уроке.