Урок развития речи на основе краеведческого материала. Сочинение-миниатюра "Астры". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Образовательные цели: 1) развитие образного мышления и речи учащихся; 2) формирование индивидуального видения окружающего мира в музыкальных, живописных, словесных картинах; 3) ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные , обозначающие цвет, форму, а также слова, выражающие оценку; 4) воспитывать чувство прекрасного, развивать чувства патриотизма и гордости за свой город.

Оборудование урока: 1) презентация “ АСТРЫ”; 2) раздаточный материал: стихи об астрах; лист с таблицей для оформления рабочих записей к сочинению– миниатюре; 3) репродукции картин местной художницы Н. А. Криван (г. Наро-Фоминск Московская обл.); 4) аудиозапись: Э. Артемьев “Цветы” из кинофильма “Через тернии к звездам”.

Ход урока

(Презентацию можно получить у автора статьи.)

1. Подготовка к восприятию учебного материала.

Мы все очень разные, но мы учимся вместе, поэтому я предлагаю вам помочь мне сочинить урок. Тему нашего урока вы определите из речевой разминки и поймете, что ваше творческое домашнее задание было неслучайно.

2. Речевая разминка.

Балерина вышла:
Юбочка пышна,
Сборки да оборки,
Складки да подкладки.
А имя у артистки –
Небесной прописки. (Интернет, без автора.)

Учитель. Догадались, какой предмет “спрятался” в загадке? (Астра.)
Какие слова, выражения помогают “отыскать” его?

Прочтите ещё раз загадку вслух и выделите эти слова голосом (2–3 ученика выразительно читают загадку).

Как вы понимаете выражение “небесной прописки”? (1 учащийся определяет лексическое значение слова “астра”.)

Словарь С.И. Ожегова:

Астра – от греч. звезда. Осеннее садовое травянистое растение с цветками различной окраски, без запаха.

3. Работа по теме.

Под музыку Э.Артемьева “Цветы” фотографии с изображение астр.

Учитель. Спасибо вам за помощь. Я рада, что дома вы хорошо потрудились и нашли лексическое толкование слова “астра”. Благодаря выполнению домашнего творческого задания вы легко поможете мне продолжить урок.

Ведь именно цветок астры и будет в центре нашего внимания. Мы будем описывать этот цветок и создадим сочинение – миниатюру на основе своих наблюдений. – (Вспомним! Сочинение-миниатюра – это…)

Вам сегодня предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы ,как художники, должны суметь увидеть в простом цветке что-то удивительное, необычное. А это непросто, так как вам понадобится и фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти нужные слова тоже непросто, поэтому будем учиться. Без помощников нам не обойтись. Я предлагаю вам обратиться за помощью к нашей землячке, художнице Н. А. Криван. Отправимся на заочную экскурсию в галерею города Наро-Фоминска. (Фильм – интервью с художницей, 5 мин.. Из фильма узнаем биографию, основную тематику картин – цветы(любимые – астры), остановимся на 4 картинах с астрами).

4. Работа по картине Н. А. Криван “Астры”.

Учитель:

Мне хочется обратить ваше внимание на одну картину Н. А. Криван. Давайте посмотрим на это полотно глазами художника и оформим свои наблюдения в виде таблицы.

Итак, астры. Посмотрите, ведь нет ни одного одинакового цветка.

На что прежде всего мы обращаем внимание? (На цвет.)

Какие цветовые решения использует художница?

Орфографическая работа у доски:

заполнение 1 колонки таблицы, которую можно обозначить “Цвет” или “Цветовые слова”.

(1 ученик, другие предлагают слова для записи);

также заполняем 2 колонку таблицы и обозначаем её “ Форма”.

Учитель:

Итак, как настоящие художники мы смогли увидеть всю красоту цветка астры.

– Детально ли художница выписывает астру? (Нет.)

Вы правы, Н. А. Криван стремится передать нам своё впечатление от всех цветов, от всего букета.

Я снова прошу вашей помощи. В творческом домашнем задании вам нужно было подобрать стихотворные строчки об этих цветах. (Приложение 1)

– Обратите внимание, как описывают астру поэты? Что подмечают?

Орфографическая работа у доски:

Заполнение 3 колонки таблицы “ Впечатления.” (1 ученик.)

– И вновь звучит музыка Э.Артемьева “Цветы”.

Как вы думаете, помогла ли музыка нам лучше увидеть цветок астры?

Какое настроение смогла передать? (Умиротворение, буйство цвета, грусть уходящей осени.)

Пришло время вновь встретиться с художницей и услышать, что она скажет о своих астрах (фильм-интервью 2, 3 мин.)

– Вы, конечно, услышали такие слова, как “ностальгия”, “аристократизм”. А знаете ли вы, что они обозначают? (Лексическое значение этих слов.)

Послушайте, как интересно: с одной стороны исключительный цветок астры, а с другой – тоска.

В своем интервью Н. А. Криван сказала, что где-то услышала : астры – это последняя улыбка осени.

Я думаю , мы можем сказать тоже самое об астрах этой художницы.

5. Написание сочинения – миниатюры.

На основе собранных материалов создаём миниатюру об этих удивительных цветах. У каждого будут свои астры. Возможно, кто-то напишет несколько стихотворных строк.

Название своей работе придумайте сами.

(Работать можно под музыку 5–7 мин.)

6. Чтение работ учащимися (5 мин.)

Приложение 2 – лучшие сочинения.

7. Подведение итогов:

Благодаря вашей помощи у нас получился очень плодотворный урок. А последние дни осени наполнились цветочной улыбкой астр.

Примечание. Учебное содержание данного урока непосредственно связано с одним художником города Наро-Фоминска Московской области. Руководствуясь предлагаемым образцом, учитель сможет подготовить урок на любом краеведческом материале.