Цель урока: обобщить изученное об односоставных предложениях; развивать навыки самостоятельной работы учеников.
Методические приёмы: самостоятельная работа, взаимопроверка, работа со схемой, диктант с грамматическим заданием.
I. На доске записано предложение
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи кочующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берёз.
Отметьте орфограммы, объедините в группы, определите тип односоставного предложения.
II. Назовите типы односоставных предложений
1. Вижу высоко над головой сосны, облака, голубизну.
2. Его везли из крепости, из Бреста.
3. Хлестало в окна дождиком косым.
4. Лес. Палатка. Плеск речной воды.
5. Ель рукавом мне тропинку завесила.
III. Графический диктант (учащиеся обозначают условным знаком тип предложения) Взаимопроверка
1. Умную голову почитают смолоду.
2. Зайца вылечили
3.И казнили Степана Калашникова смертью лютую, позорную.
4. Что стоишь качаясь, тонкая рябина
5. Земская больница. Утро.
6. Нет ни извозчиков, ни линеек.
7.Морозное утро.
8. Мне не спится
9. Не жалею, не зову, не плачу
10. Звонят. Откройте дверь.
IV. Составьте предложения по следующим схемам
1 .(БЕЗЛИЧН.), и (ДВУСОСТ.).
2. (ДВУСОСТАВ.) и (БЕЗЛИЧН.).
3. (БЕЗЛИЧН.) и (ДВУСОСТ.).
V. Диктант “Проверь в себя”
Воображение во время охоты работает на охотника. Идёшь по грибы и заранее рисуешь, как под тёмной елью стоят шоколадные белые грибы. Или видишь как наяву оранжевые блюдца рыжиков в зелёной траве. Говорят, такое охотницкое воображение помогает охотникам обнаружить тетерева, затаившегося в древесной кроне, зайца, слившегося со снежной белизной, любую дичь, тот же боровик под еловой тенью.
Но часто в жизни всё оказывается не так, как рисовало воображение. Заглядываешь под еловые лапы, а там тёмная пустота. Кажется, не может не быть под такой классической елью белого гриба, а его нет и нет. Найдёшь его потом под какой -нибудь ёлочкой-замухрышкой.
Грамматическое задание: отметить грамматические основы предложений, указать типы односоставных предложений.
VI. Тест
Вариант №1
А1. Какое предложение является односоставным?
1) Тиха украинская ночь.
2) На душе светло.
3) Дорожки не расчищены.
4) Он издалека.
А2. Какое предложение является неопределённо-личным?
1) Люблю тебя, Петра творенье.
2) Нельзя было думать и об Оренбурге, претерпевающем все бедствия осады.
3) Построили редут.
4) Сказку легко выделить среди других произведений устного народного творчества.
А3. Какое предложение является безличным?
1). После драки кулаками не машут.
2) За двумя зайцами погонишься -ни одного не поймаешь.
3) Не хочу ходить нарядная без сердечного дружка.
4) За ними надо смотреть в оба.
А4. Какое предложение является назывным?
1) У грызунов нет клыков.
2) Из одной муки хлеба не испечёшь.
3) Песчаная насыпь. Овраги.
4) Ветер разогнал облака.
Вариант №2
А1. Какое предложение является односоставным?
1) Земля в цвету.
2) Мне некуда больше спешить.
3) Убрано поле пшеницы.
4) Хороши вечера на Оби.
А2. Какое предложение является неопределённо-личным?
1) Мне направо.
2) Ей жить бы хотелось иначе,носить драгоценный наряд.
3) Вилку держим в левой руке, нож- в правой.
4) Хлеб едят, отламывая от него небольшие кусочки.
А3. Какое предложение является безличным?
1) На тебя заглядеться не диво.
2) Хочешь, я тебя к горам увезу ?
3) На сердитых воду возят.
4) Не жди меня скоро.
А4. Какое предложение является определённо-личным?
1) Гусь свинье не товарищ.
2) В садах жгут прошлогоднюю листву.
3) Позвони мне завтра.
4) В дверь неслабо постучали.
VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание упражнение 220.