Развитие творческих способностей учащихся через кружок "Проба пера"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Современное общество в данное время испытывает недостаток в грамотных, хорошо владеющих языком людях, умеющих отстаивать свои убеждения, творчески включаться в коммуникативную деятельность. Но налицо низкий уровень речевой культуры, особенно в сельской местности. Нетрудно заметить возрастающее противоречие между потребностью в людях, которые способны адаптироваться в различных жизненных условиях, творчески подходить к любым переменам, нетрадиционно решать существующие проблемы, делать самостоятельный выбор, и между конкретными условиями обучения и воспитания детей, сложившимися в сельской малокомплектной школе. Школа в нашей местности - это один из немногих источников культуры, воспитания подрастающего поколения, нашего будущего, один из источников развития творческих способностей учащихся. Уроки русского языка и литературы, как никакие другие, способствуют самоутверждению, самовыражению ученика, реализации его творческих замыслов. Но на развитие “творческих детей” урочного времени практически не остаётся, поэтому я полагаю, что внеурочная работа позволяет более углублённо овладевать всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, имея своей прямой целью развитие творческой активности учащихся. Хорошо организованная и систематически проводимая внеклассная работа не только даёт возможность в непринуждённой, увлекательной форме закреплять знания, получаемые на уроках, но и глубже раскрывать богатства русского языка, развивать индивидуально-творческие лингвистические способности, коммуникативные умения и навыки детей. Творческая работа свидетельствует о сформированности комплекса коммуникативных умений учащихся: самостоятельно определять предмет и задачи высказывания, функциональный стиль и тип речи, отбирать необходимые речевые средства, обращать внимание на его связность, цельность, завершённость, формулировку основной мысли. Также развитие творческих речевых способностей необходимо для того, чтобы успешно сдать экзамены выпускникам 11 класса по русскому языку в форме ЕГЭ. Так, на ЕГЭ., выполняя часть С, ученик должен создать свой текст. С помощью этого задания проверяется речевое развитие учащихся: способность определять тему, основную мысль, выстраивать композицию текста, отбирать языковые средства, соблюдать нормы литературного языка. Кроме того, самостоятельно составленный текст даёт возможность судить об уровне развития учащегося, его творческих способностях, умении вступать в диалог, высказывать свою позицию, о сформированности его как личности.

Цель внеклассной работы: формирование коммуникативных умений и навыков, творческих способностей учащихся; повышение общей языковой культуры; привитие любви и уважения к великому русскому языку.

Задачи:

- расширить и углубить знания о языке, которые ученик получает на уроке;

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

- развивать индивидуальные склонности, творческие способности детей, самостоятельную познавательную деятельность в условиях свободной инициативы;

- развивать у учащихся потребность в самообразовании, научить их пользоваться дополнительной литературой, добиваться того, чтобы они полюбили русский язык и вообще книгу как источник знаний;

- развивать и совершенствовать психологические качества личности: трудолюбие, любознательность, инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.

Внеклассная работа по предмету строится на следующих принципах: 1) добровольность; 2) развитие связной речи (главный принцип); 3) взаимосвязь уроков русского языка и внеклассных занятий; 4) творческое взаимодействие учителя и учеников в процессе обучения; 5) практическая направленность; 6) системность; 7) избирательность содержания и форм работы; 8) равное право как сильного, так и слабого учеников; 9) индивидуальный подход; 10) опора на субъективный опыт учащихся; 11) занимательность.

Во внеурочной работе по предмету мы отдаём предпочтение таким видам деятельности, как лингвистический кружок, факультатив по русскому языку, предметная неделя, олимпиады по предмету, выпуск стенгазет и др., так как они позволяют выявлять и развивать индивидуальные творческие способности учащихся, дают возможность задействовать большое количество детей. Ученики могут проявить самостоятельность, инициативу и творческую активность.

В нашем опыте организации внеклассной деятельности по предмету основой, объединяющей все перечисленные виды и формы работы, стал кружок “Проба пера”. По моему убеждению, кружок – это, во-первых, одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы, во-вторых, он может быть центром организации всей внеурочной деятельности по предмету и пропаганды русского языка. Все согласятся, что в любом классе есть творческие личности, которым не всегда хочется писать только по данной учителем теме, делать по образцу. Им хочется творить, писать на свободную тему, о том, что волнует в данный момент, что они могут доверить пока только бумаге, а не другу, допустим, или родителям. Для детей необходимо ощущение уверенности в том, что их творчество будет замечено, понято, правильно, корректно оценено. Необходимо понять ребёнка, бережно относиться к их иногда совсем наивным строчкам. Кружок “Проба пера” ведётся в Великодворской средней школе уже девятый год. Специфика кружковых занятий заключается в том, что на них поддерживается целенаправленный интерес школьников к русскому языку, осуществляется личностно-ориентированный подход к учащимся в зависимости от способностей каждого.

Мы используем не только занятия “кабинетного” характера, но и другие виды деятельности. Судя по тематическому планированию деятельности кружка, можно выделить следующие виды работы, которые мы практикуем: участие в многочисленных конкурсах, олимпиадах разных уровней (от школьного до всероссийского), оформление тематических альбомов, папок, сотрудничество с двумя районными газетами, экскурсии, выпуск тематических стенгазет, оформление стенда, книжек – самоделок и уголка в кабинете русского языка, подготовка и выпуск сборников творческих работ детей в компьютерном исполнении и др.

Главная задача работы нашего кружка – это развитие у детей потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды творчества. “Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов”, - писал К.Г.Паустовский. Наш кружок пытается решать очень важную задачу, которая состоит в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, любить природу, окружающих, всё живое, светлое и выражать такими же добрыми, идущими от сердца словами своё отношение ко всему. После экскурсии, беседы у детей появляются замечательные творческие работы: “Добрые слова, добрые дела”, остановись, мгновенье!”, “Каким я представляю себе красивого человека”, “О чём плачет тучка?”, “Что такое милосердие?”, “Край родной, как ты прекрасен!”, “Удивительное рядом” и мн. др.

Виды заданий для развития речевого творчества

Задача кружковой работы – это не только обогащение словаря учащихся, но и стремление реализовать коммуникативный подход, связать воедино грамматический и речевой аспекты обучения. Надо помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество, побудить к созданию поначалу, может быть, незатейливых, но искренних рассказов, стихов, сказок, побудить к творческому вдохновению. Для этого необходима система работы по развитию творческих способностей, которую мы предлагаем своим ученикам на занятиях кружка и на уроках русского языка. Приведу некоторые задания и приёмы, которые я успешно использую в своей работе.

1. Задания для развития умений создавать свой текст

а) “Я начну, а ты продолжи”… На доске записываются две стихотворные строчки, а ребята должны завершить начатое. Дети любят предлагать свои “начала”. Вот некоторые из них”: “Ах, какая красота, посмотрите сами”; “Быть или не быть? Вот в чём вопрос!”; “Я смелым хочу быть и умным, конечно, быть людям полезным хочу!”…

Ребятам очень нравится такой вид работы, и у нас получаются неплохие продолжения. Предлагаем некоторые из них: 1) Ах, какая красота! Посмотрите сами: ёлка в серебре стоит на лесной поляне! (Женя К.); 2) Ах, какая красота! Посмотрите сами: кошка, рядом с нею кот с рыжими усами! (Наташа С.); 3) Я смелой хочу быть и умной, конечно, быть людям полезной хочу. Хочу в зоопарке работать с зверями, их слушаться я научу. (Катя Г.).

б) Рассказ по пословице. Основная мысль – в заголовке, т. е. в пословице. Дети постепенно начинают превращать одно предложение в собственный текст, чаще всего связанный с нравственной проблематикой. Пословицы предлагает руководитель кружка, но в последнее время ребята записывают понравившиеся афоризмы в специальные блокнотики, а на занятиях предлагают их для творческой работы. Вот некоторые из пословиц, по которым у ребят получились интересные рассказы: “Чужая душа – потёмки”; “Язык и хлебом кормит, и дело портит”; “Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого”; “Умел ошибиться – умей и исправиться”; “Лишнее говорить – себе вредить”; “Умная голова сто ртов кормит” и др.

в) Я чувствую, что я…(рассказ – фантазия). Дети – большие фантазёры. Но ведь слово фантазия в переводе с греческого означает “творческое воображение”, “мечта”, поэтому смело можно предлагать ученикам, превратившись в самый неожиданный предмет, описать свои мысли, чувства, действия в виде небольшого рассказа или стихотворения. Дети представляют себя и снежинкой, и солнышком, и сосулькой, и куклой, и радугой, и сорвавшимся с ветки листочком, и ромашкой, и Дедом Морозом, и президентом, и звездой и т. д. Ребята иногда доверяют тетрадному листу то, что не скажут дома вслух. В такого рода работах развивается связная речь, и дети делятся тем, что наболело, что тревожит, о чём они мечтают. Приведем образцы работ:

1) Я чувствую, что я ромашка. Родилась и выросла я на солнечной лужайке, покрытой зелёной травкой и сказочными цветами. У меня есть много сестричек, таких же ромашек с белоснежными ресничками и жёлтым глазком. Я одета в широкое светлое платьице и жёлтенькую косынку. Иногда на лужайку прилетает весёлый ветерок, чтобы поиграть моими лепестками. Я счастлива, что могу приносить тепло и радость окружающим. (Наташа П.).

2) Я чувствую, что я звезда, которая на небе светит.
Мне кажется, что я одна, да-да, одна на целом свете.
Я чувствую, что я, как солнце, дарую свет всему в округе,
Пускаю лучики в оконце своей любимейшей подруге.
Пускай она дивится свету, тому, какого нет нигде,
И пусть она привет мой этот подарит людям на земле! (Наташа С.).

г) Сочинения-миниатюры. Цель этой работы – приучить детей свободно выражать свои мысли, мнение, улавливать и отражать в написанном разные моменты и жизненные ситуации. Темы, в зависимости от возраста, даются самые разные. Они могут быть сезонными. Дети любят писать о весеннем ливне и весёлом танце снежинок, о золотой берёзке и осинке в красной косынке, о летнем дождике и сосулькиных слёзках. Темы стараемся подбирать звучные и выразительные, например: “Весенняя симфония”, “Голубые глаза зимы”, “Лесной оркестр”, “Подслушанный разговор”, “Шаги по росе”, “Зимние пчёлки”, “Гулял по лесу ветерок”, “О чём шепчет речей?” “Вот дождик брызнул”, “Сентябрь – чародей цвета”, “Идёт волшебница зима”, “Телеграмма из леса”, “Люблю грозу в начале мая”, “Музыка утра”, “Пробилась зелень полевая”, “Царица Зима”, “Принцесса Весна”, “Осенние облака”, “Тропинка в лесу”, “Уж тает снег”, “Зимний полдень”, “Возвращение птиц”, “Весенние проталинки”, “Вьюга”, “Лесной оркестр”, “Покрывало осени”, “Льдинка”, “Улыбки весны”, “Дыхание зимы”, “Берёзовый сок”, “Золотая берёзка”, “Солнечные зайчики”, “Берёзкам холодно”, “Кружевнее узоры”, “Майские перезвоны птиц”, “Бордовые тулупчики”, “Красные бусинки” и мн. др.

Сосулькины слёзки

Вот и долгожданный апрель. Сразу стало теплее. Птичьи голоса сливаются со звуками падающей капели. Кажется, что сосульки, свисающие с крыш, не тают, а роняют свои печальные слёзы. Они переливаются на солнышке бриллиантами, как будто желая покрасоваться перед последним полётом на землю. Капля срывается и стремительно летит вниз, а на кончике сосульки появляется такая же блестящая слезинка. (Катя И.).

Солнечные зайчики

Бывало, в солнечный летний день возьмёшь зеркало, наведёшь его на солнышко, и запляшут на полу, на потолке и по стенам яркие-яркие пятнышки. Разные, большие и маленькие, но очень весёлые и игривые. Когда на них смотришь, то становится смешно и радостно на душе.

Видишь эти яркие пятнышки и думаешь, как хорошо бы стать таким вот солнечным зайчиком и отправиться в сказку, где тебя ждут добрые герои! (Александр С.) и мн. др.

Также ребята любят писать рассуждения. Приведём названия наиболее интересных тем: “Хочешь жить для себя – живи для других” (Сенека), “Умно говорить – трудно, а умно молчать – ещё труднее”. (К. Боуви), “Почему человеку необходимо найти свою профессию?”, “Где прячется настроение?”, “Что такое правда?”, “Почему всё живое нужно беречь?”, “Жизнь – это удивительное…”, “О чём я думаю, вспоминая ложь друга?”, “Каким я представляю себе красивого человека?”, “Милосердие. Что это?”, “Настоящий друг. Кто он?”, “Как я понимаю слова: “Жизнь прожить - не поле перейти” и мн. др.

Жизнь – это удивительное…

Зря многие люди думают, что в их жизни нет ничего интересного, и чудес в ней не бывает, что живём мы лишь для того, чтобы мучиться, переживать. Но мне кажется, что это не так, и человек заблуждается, говоря, что он появился на свет, чтобы терпеть боль и страдания. Действительно, бывают разные моменты в жизни, ведь она, как зебра, проходит мимо нас полосами, ведь она так непредсказуема! Нельзя достоверно знать, что будет с тобой через год или два. Ты идёшь по жизни, как по зыбкому болоту, и не знаешь, кода провалишься в трясину, а когда, уверенно шагая, выйдешь на райскую полянку. Да, жизнь – это “очень тонкая штука”. Но нельзя забывать и о том, что кроме чёрных полос в ней есть белые, когда веселье, удача и бесконечная радость шагают с тобой в одну ногу. Каждый видит своё счастье в жизни по-разному, ведь оно заключено не в том, что его свобода безгранична, а в том, что она не мешает другим.

Я прожил не так много, чтобы уверенно судить о жизни, которую ещё до конца не познал, но кое-что мне уже понятно. Одно я могу сказать с уверенностью, что жизнь – это нечто удивительное и это удивительное рядом… . (Саша С.).

д) “Сочини сам! В.А. Сухомлинский “не представлял себе обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки”. В своей книге “Сердце отдаю детям” он писал: “Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она творение народа. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочным образом, ребёнок учится мыслить словами”. На кружке и дома учащиеся очень любят сочинять сказки. Названия чаще всего придумывают сами, иногда даём темы, которые предлагаются в том или ином районом и областном конкурсах. Кружковцы принимали участие в областном конкурсе “Карусель новогодних историй”, и ученица 6 класса Наташа С. со сказкой “Как Тимми и Джимми Новый год спасали” заняла в области 1 место. В качестве поощрения она получила Диплом 1 степени, ценный подарок и приглашение от Деда Мороза для участия в “Новогоднем поезде”, который представлял собой поездку – путешествие по маршруту Тотьма – В Устюг, где дети встречались с Дедом Морозом. Также в областном конкурсе “Пишу письмо волшебнику” 1 место заняла Ксения К. со своей сказкой “Город солнца и его обитатели”. Она была приглашена на новогоднюю ёлку в Череповец, на “Северсталь”. В нашей “копилке” собрано множество интересных сказочных историй. На кружке ребята пишут не только сказки, но также рассказы, стихи, басни, рекламы, зарисовки, отзывы, рецензии, статьи в газету, призывы, составляют кроссворды, берут интервью, читают выразительно стихи и прозу. На конкурсах социальной рекламы кружковцы часто занимают призовые места. Рекламы получаются очень содержательные.

1) Всегда зарядкой занимайтесь, катайтесь с горки, закаляйтесь.
Спорт нужен каждому из нас, спорт – это сила, это класс! (Наташа П.).

2) Очень любят звери свой зелёный дом. Друзья мои, повежливей ведите себя в нём.
Не жгите костры и храните вы лес. Природа - ваш дом, и он полон чудес! (Наташа С.).

2. Задания для совершенствования культуры речи

а) “Корректор”. Исправить ошибки в предложениях: а) “Из передовой бригады он перешёл в отсталую”. б) В конструкции есть отрицательные и положительные деффекты”. в) “Западня – это квартира с окнами па запад”. г) “Скатываясь на санках с горки, моё лицо покраснело от сильного ветра”. д) “Дом в десять этажов стоял у театра”. е) “Я выразю мысли всего класса”

б) “Редактор”. Отредактируйте текст, запишите его в исправленном виде. Вдруг возле будки – автомата я увидел Игоря. Игорь – это мой сосед по парте. Он всегда весёлый, жизнерадостный. Но сегодня он имел мрачный вид. Я был поражён его странным видом. Я тотчас же подошёл к нему. Он медленно шёл по тротуару, о чём-то сосредоточенно думал и не замечал меня. В правой руке Игорь держал фотоаппарат. Этот фотоаппарат ему прошлый год купил отец. Я окликнул его. Я спросил: “Что случилось?”

в) “Лучший диктор”. Расставить ударение в словах: красивее, жалюзи, столяр, обеспечение, некролог, тефтели, форзац, апостроф, облегчит, повторит.

г) “Лишнее слово”. Найдите лишнее слово: “ Петя ушиб колено ноги”; “Робинзоны устали от недоедания пищи”; “Он написал свою автобиографию”.

Найдите “четвёртое лишнее”: капюш..н, ч..рточка, ж..рнов, щ..лка; ц..рк, ц..фра, ц..плёнок, милиц..я.

д) “Произноси правильно”. Конечно, Савична, скворечник, свитер, депо, кофе, Ильинична, реле, тире, сессия, что – то, яичница.

3. Задания для обогащения словарного запаса

а) “Цени слово”. На кружке, как и на уроках, мы систематически проводим работу над словом, постоянно используем разного рода словари в зависимости от того, с какой точки зрения необходимо проанализировать то или иное слово. План работы: 1) Запись слова; 2) Доброе оно (поставить +) или злое (- ); 3) Лексическое значение (толковый словарь); 4) Происхождение слова (этимологический словарь); 5) Подобрать синонимы, антонимы, фразеологизмы; 6) Морфемный разбор слова; 7) Какие слова, по – вашему, это слово может “притягивать”?; 8) Из полученного “поля слов” составить связный текст. Например, у ребят получилось, что слово доброта “притянуло” слова: мамочка, ласковая, чудесная, радость, счастье, весна, солнышко. Тексты получились поистине добрыми, слово как бы “ожило” и работает с нравственно-эстетической позиции.

б) Эрудит. Это задание активизирует мыслительную деятельность и содействует расширению кругозора учащихся. Например: 1) Угадай слово по толкованию его лексического значения: а) Тот, кто любит свою Родину, предан своему народу. (патриот.); б) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания. (термос). 2) Объясни разницу в значении слов: поступок – проступок; поглотить – проглотить; сытый – сытный; адресат – адресант.

в) Аналогии. Подобрать по аналогии подходящее по смыслу слово: 1) Не дать игрушку – жадность; подарить игрушку - …(щедрость). 2) Друг – верность; предатель - …(измена). 3) Говорить правду – честность; лгать - …(лживость).

г) Бумеранг. Ученик должен очень быстро извлечь из памяти нужное слово и возвратить его учителю. 1) Найти синоним: беспокойный человек; беспокойный взгляд; крепкая дружба; крепкая подошва. 2) Найти антоним: близкий человек; близкий берег; весёлая комедия; весёлое настроение.

д) Справочное бюро. Группе учеников объявляется, что она становится справочным бюро. На занятии учитель и учащиеся обращаются к ним с разными вопросами, например: 1) “Что такое жалюзи, апостроф, фарватер, девиз, пенальти, кашпо, матрица? 2)Назовите пословицы с числительным семь. 3) Чем отличаются выделенные слова друг от друга: железная крыша, железная воля; рукав рубашки, рукав реки; зелёный парк, автобусный парк. 4) Придумайте 3 предложения с заимствованными словами из греческого и латин. языков и др.

4. Задания, развивающие спонтанные речевые навыки

а) Подбери словечко (строчку). Вставить слово в рифму, подходящее по смыслу, например:. 1) Солнце выглянуло в щ..лку, свесив огненную... (чёлку). 2) Велосипед меня понёс, понёс куда-то под откос. Он там остался без колёс… (и дальше я его понёс).

б) Переводчик. Замените в предложениях все слова, кроме служебных, синонимами.

Доктор прописал пациенту инъекции. Шофёр вновь стал всматриваться во мрак. Разъярённая вьюга замела тропинки и т.д.

в) Составьте фразу. Правильно составьте пословицы из разрозненных частей. Составьте с ними два предложения.

- Грибы ищут - где волк в пастухах.

- Май холодный - плеч не оттянет.

- Худо овцам - по лесу рыщут.

- Ремесло не коромысло - не посеешь – не пожнёшь.

г) Творческие соревнования. Кто быстрее и больше запишет: 1) На что похож жёлудь? 2) На что похожа цветущая веточка черёмухи? 3) На что похожи деревья в инее?

д) Аукцион. Подбери эпитет. Подобрать как можно больше эпитетов к словам: туча, метель, ветер, улыбка, звёзды и т.д.

Любая работа должна иметь какой-то результат, а он напрямую зависит от эффективности приёмов, методов и средств обучения. Я пытаюсь не только через уроки русского языка, но и через внеурочную деятельность обучать, воспитывать ученика, любящего мудрость написанного слова, творчески развитую личность. Я считаю, что на позитивное отношение к русскому языку у моих учеников повлияла и внеурочная деятельность по предмету. Учащиеся с удовольствием решают олимпиадные задания, даже Всероссийской олимпиады-конкурса “Русский медвежонок”, и имеют неплохие результаты. Дети активно участвуют в различных конкурсах, начиная со школьных, заканчивая всероссийскими, и получают большое количество призовых мест.

В качестве рефлексии приведу некоторые данные из интервью с членами кружка.

а) Почему ты посещаешь занятия кружка “Проба пера”. - “Мне очень нравится сочинять разные виды творческих работ, наблюдать за природой и описывать её в разные времена года. Мне стало намного проще писать сочинения по школьным предметам, так как я, посещая кружок, развиваю свою речь”. (Наташа П.). - “Я люблю сочинять, особенно юмористические рассказы и сказки. Моя речь стала более выразительной и правильной. Я стала меньше делать речевых ошибок, благодаря нашему кружку. (Инна Т.). - “Я учусь сочинять рассказы, сказки, стихи. Мне даже стал больше нравиться русский язык”. (Ксюша З.).

б) Чему ты научился, посещая кружок? - “Посещая кружок, я научилась многому. Мы писали стихи, сказки, миниатюры, рассказы, познакомились со стихотворной речью, приёмами художественной выразительности и мн. др. Мы учимся понимать и чувствовать природу. Кружок развивает эмоциональность и творческие способности”. (Наташа П.). - “Посещая кружок, я немного научилась писать стихи. Правда, они пока очень короткие. Также у меня лучше стали получаться сочинения, так как я употребляю те выразительные средства, о которых мы говорим на кружке”. (Инна Т.) (Подробнее смотри в приложении)

Многие согласятся, что творчество – это интересный, но и не менее сложный процесс. Иногда он начинается даже со слёз, недовольных реплик, но и заканчивается нередко “глазёнками на мокром месте”, но уже от радости, от сознания того, что получилось, хотя и через огромные трудности. Необходимо умело сочетать приемы, методы и формы работ, чтобы заинтересовать учеников новой деятельностью, вызвать у них положительную мотивацию учения. Решать эти задачи помогает внеурочная работа, в том числе кружок “ Проба пера”. Всегда под контролем находится развитие речи учащихся, их мышления, творческого воображения. Многообразные виды творческих работ позволяют добиться повышения грамотности учащихся, развития коммуникативных умений и для успешной аттестации выпускников 9 и 11 классов. Велика и воспитательная роль таких работ. Правильно подобранные задания, тексты, картины и др. являются хорошим средством воспитания у учащихся любви к природе, способствуют расширению их кругозора, творческой активности. Благодаря внеурочной деятельности, учащиеся могут удовлетворять познавательные запросы, развивать свой творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школьные конкурсы, олимпиады, выставки, лингвистическое и литературное творчество, что дает импульс для выявления и развития творческих способностей учащихся.

Воспитывать живой интерес к родному языку, внимание к слову, умение видеть и слышать его, призваны не только уроки, но и праздники русского языка, и вся внеурочная деятельность, направленная на развитие коммуникативных умений и навыков, творческих способностей и неугасимого интереса к родному и “живому как жизнь” языку. Внеурочная деятельность дает возможность развивать творческие способности учащихся, несёт эмоциональный заряд: творчество никого не оставляет равнодушным. Самое главное - это заинтересовать ученика, заставить его творчески мыслить, а затем появится и положительное отношение к внеклассной деятельности, а через неё и к предмету, хотя русский язык - один из сложных и не всегда любимых учениками предметов школьного цикла. Проблема развития речи, особенно в сельских школах, существовала всегда и существует по настоящее время, поэтому необходимо продолжать работу над данной темой, тем более что современное общество всё больше нуждается в инициативных, коммуникабельных, творчески развитых личностях.

В.А.Сухомлинский в книге “Сердце отдаю детям” писал: “Переживая духовное удовлетворение оттого, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живёт. Без творчества невозможно представить жизнь”. Через кружковую работу и другие виды и формы внеурочной деятельности у детей пробуждается живой интерес к русскому языку, и он становится тем, чем является на самом деле: способом познания окружающего мира, человека, самого себя, “великим, могучим, правдивым и свободным” родным языком.

Приложения

Миниатюры “Времена года”

Хрустальная звездочка

В снежную ясную погоду я вышла на улицу и протянула руку. На неё упала хрустальная узорчатая звёздочка-снежинка. Её лучики, как будто ручки, тянутся в разные стороны. У каждого лучика есть интересные маленькие пальчики. Сама кроха-звездочка одета в пальтишко, которое украшено разными узорами.

На солнце снежинка светится, блестит, искрится. Но вскоре снежинка-звёздочка растаяла на моей теплой руке и превратилась в капельку воды, скатилась вниз. Как жаль, что она растаяла!

Селиванова Наталья (5 кл.)

Зимнее кружево

Укутала зима теплым покрывалом поля, на деревья надела красивые шубки, а реки сковала льдом. Ничего не забыла зима, даже паутинку украсила! Это маленькое кружево сплел мастер-паучок. “Вот так труженик!” - удивилась зима. Она приблизилась и дунула на неё. Паутинка в тот же миг покрылась белыми крупинками инея. Зимнее кружево держалось на шести белых ниточках, казалось, тронешь, и они лопнут. Затем шёл большой круг, потом поменьше, потом ещё и ещё, а в самой серединке, в маленьком кружочке, был очень загадочный, но необычайно красивый узор. “Теперь это настоящее чудо!” - восхищённо произнесла зима.

Кремлёв Евгений (6 кл.)

Зимняя красавица

Начались холодные зимние дни. Проказник ветер играет с весёлыми резными снежинками, которые кружатся в зимнем танце. Метель и вьюга покрывают всю землю снежной простынёй. На ледяных ветвях берёз развешаны жемчужные ожерелья. Когда выглядывает лучистое солнышко, они сверкают, и, кажется, что берёзка плачет, роняя драгоценные слёзки. Стоит берёзка, радуясь подаркам зимушки-зимы, и очаровывает всех своей красотой.

Попова Наталья (6 кл.)

Зимние пчёлки

Зимние пчёлки прилетают к нам из далёкого снежного государства “Снежнопчёлки”. Им управляет снежная королева и присылает к нам их на зимовку. А весной, когда всё тает, то они ручьями стекают в речку и потихоньку возвращаются морями в свое государство. Им кажется, что это обыкновенный снег летит, а на самом деле это зимние пчёлки. Не каждый догадается, что они надели белые шубки, чтоб не замёрзнуть.

У этих пчёлок есть немало шалостей, которые мы называем явлениями природы. Когда зимние пчёлки лягут на землю в большом количестве, то получается сугроб. Вьюгу тоже они придумали. Они летают, резвятся, танцуют, - это ещё одна их зимняя шалость.

Варзина Елена (6 кл.)

Льдинка

Недавно я ходила на берег нашей реки Печеньги и заметила, что она стала больше. Казалось, будто речка хочет подняться повыше и посмотреть, что происходит на берегу. Вдалеке я заметила плывущую маленькую льдинку. Наверное, когда она начала свой путь, то была большой. Казалось, что она отстала от других льдинок и спешила их догнать, но на пути ей встретилось много преград, в результате чего она и стала такой маленькой. Я увидела, как она спешит, но ничем не могла ей помочь. Бедную льдинку крутило течение изо всех сил, и она билась как белка в колесе, но потом поняла, что больше не может плыть и растаяла, слившись с речной водой. Наверное, в речном потоке она нашла себе новых друзей и не скучала.

Селиванова Наталья (7 кл.)

Зимний полдень

В солнечный зимний полдень в лесу ни звука. Вся природа спит на алмазной перине. Холодный ветер гуляет в поле, в лесу, на лугу. Земля, вода, лес – всё покрыто белым пушистым снежком. Медведь тоже спит в своей снежной берлоге, построенной ещё летом. Белка натаскала в норку запасы на зиму: грибы, ягоды, шишки, орехи. На снегу видны маленькие ямки. Это снегири радуются приходу зимы и ныряют в пушистый снежок. Хорош и чудесен зимний полдень в лесу!

Попова Наталья (5 кл.)

Зимнее утро

Морозное свежее утро. Я вышла на улицу и увидела, что берёзки надели длинные серебряные сарафаны и жемчужные бусы. Ленточки-тропинки запорошило мягким белым пушком первого снега. Зимнее солнце смотрело на меня спросонья застенчивой улыбкой маленькой скромной девочки.

Вот откуда-то с неба полетели белые пёрышки, будто кто-то вверху взбивал перину. Всё понеслось в головокружительном вальсе. Но через несколько минут всё стихло. Я долго буду вспоминать это замечательное утро.

Селиванова Наталья (6 кл.)

Голубые глаза зимы

Вы когда-нибудь видели, какие глаза у зимы? Вглядитесь!

У нашей северной зимы, одетой в белую, пушистую шубку, глаза голубые, с тёмными зрачками лесных озёр, обрамлённых серебристыми ресницами зимнего леса. Взгляд у зимы холодный, с острыми снежинками, которые медленно падают с её голубых ресниц. Иногда зима плачет. И тогда из её глаз капают слёзы-сосульки, похожие на хрустальные, волшебные палочки.

Коточигова Ксения (6 кл.)

Зимний день

Как прекрасны зимние солнечные дни! Тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша перелетает по насту, как пудра со сверкающими блёстками. Каждый кустик, каждая травинка, как в зеркало, смотрится в этот сверкающий наст.

Особенно красив зимой лес. Тронешь пушистую веточку, и упадёт с неё белый пушистый снег. Ты отойдёшь, а снег продолжит сыпаться, как серебряный дождь. Потом всё опять стихнет. Холодное зимнее солнце уходит за горизонт, и сразу начинает смеркаться. Наступает ясная ночь. Выглянули звёзды. Как бы нехотя из-за леса показалась луна. Вот и закончился ещё один зимний день.

Смирнова Анна (8 кл.)

Мороз и солнце: день чудесный!..

Мороз, жгучий, колючий, щиплющий тебя за кончик носа, но в то же время манящий и очаровывающий своей красотой. Но всё это очарование можно рассмотреть и прочувствовать только сердцем. Солнце, манящее яркими лучами за собой, отогревает замёрзшую душу. Оно оживляет застывший и заледеневший снежный покров, заставляя его переливаться и блестеть на морозе. Хотя солнышко и радует тебя, но оно ледяное, далёкое от нас. А вместе мороз и солнце делают день чудесным, радужным, наполняя душу теплом. Ведь недаром великий русский поэт восхищался этим морозным солнечным днём!

Брагина Ольга (8 кл.)

Зимнее утро маленькой деревни

Ясное зимнее утро. Солнышко только-только стало посылать свои тёплые долгожданные лучики из-за ближнего леса. Всё вокруг стало меняться. Защебетали голодные птички. Где-то промычала корова, которая ждала утра, потому что её в это время кормят. Снег засеребрился и заиграл в лучах солнца всеми своими узорчатыми хрупкими снежинками. Когда доброе солнце вышло из-за леса, то около дома заблестел большой и весёлый снеговик, который радовался приходу утра, особенно зимнего.

Очень интересно наблюдать, как наступает это холодное утро.

Слободина Светлана (7 кл.)

Вьюга

Зимой по вечерам заунывно воет пурга, вьюга, метель. Грустно, скучно ей одной на белом свете. Тебе кажется, как будто случилось горе и нерадостно становится у тебя на душе. Жалеешь её, но ничем помочь не можешь, слишком она недосягаема. Вьюга поднимает снег, который клубится в воздухе как дым, танцует какой-то невероятный танец. Потом всё успокаивается, и снег ложится, словно фата, и переливается, горит загадочными огнями, как будто ничего только что и не было. Вьюга всегда загадочна.

Попов Сергей (7 кл.)

Зима

Зимой медведи впадают в спячку. Они осенью накапливают жир, а зимой, благодаря ему, спят и не чувствуют голода.

Заяц очень интересный зверёк, летом – серый, а зимой – белый, потому что меняет свою шубку. Зимой, когда он белый, ему легче прятаться от хищников. Очень страшны зимой волки, они голодны и подбираются близко к деревням и посёлкам.

Ильина Екатерина (5 кл.)

Зимнее утро

Зимнее утро. Выходишь погулять и видишь, как прекрасна природа. Ходишь по улице и замечаешь зимнюю рябину. На её ветвях висят красненькие огоньки. Это ягоды. Их очень много и кажется, что они освещают дорогу. Вдруг из-за дома вылетает снегирь. Он уселся на ветку и стал клевать красные шарики. Рябина, вроде, и обрадовалась, что её бусинки кого-то могут накормить, но она теряла свои украшения. Но всё же деревце не пожалело для птиц своих угощений.

Соболев Алексей (6 кл.)

Зимний лес

Как красиво в зимнем лесу зимой! Когда выйдешь ранним зимним солнечным утром в поле, тебе сразу ослепит глаза ярким цветом серебряная шубка, укрывающая деревья от мороза. Подойдя к одному из них, ты увидишь, что шубка слеплена из маленьких снежинок. Когда прикоснёшься к веточке, то снежинки радостно и беззаботно полетят на землю, укрытую тёплым и пушистым одеялом.

Кустова Галина (7 кл.)

Кружевные узоры

Утром, встав с кровати, я пошла открывать занавески и увидела на стёклах удивительные рисунки и узоры. На одном стекле была изображена серебристая сверкающая река, через которую, казалось, был положен хрустальный мостик. На другом – белоснежный овраг. Ещё на одном можно было рассмотреть красивые кружевные узоры. Они были так искусны, что, наверное, даже самый умелый мастер не смог бы придумать и изобразить их на дереве или на ткани. Я долго ещё стояла и рассматривала эти чудесные узоры.

Зовутина Ксения (6 кл.)

Зимние листья

Зима. Земля под покрывалом отдыхает. Деревья под шубкою стоят. А некоторые листочки ещё с осени сидят на веточках деревьев. Их немало. Они стали коричневые, сухие. Свой нарядный костюм сменили на простенький пожухлый полушубок.

Один раз я шла по улице мимо дерева, на котором остались только два листочка. Они как будто разговаривали между собой. Один листочек говорил: “Ох, как я замёрз. Быстрее бы улететь под зимнее покрывало”. А второй как бы ему отвечал: “Да, быстрее бы улететь, а то я тоже очень замёрз”. На следующий день они уже спали на перинке под снежным покрывалом.

Варзина Елена (5 кл.)

Танцующие снежинки

Однажды на улице была очень хорошая погода. И мама мне сказала, чтобы я сходила погулять. Я тепло оделась и побежала на улицу. Когда я вышла, то замерла на месте и засмотрелась на этот чудесный снегопад. Я увидела, как красиво падают и кружатся маленькие беленькие снежинки. Я одну поймала и стала её рассматривать. Она была, как балерина вся беленькая, стройненькая, а её лучики были, как пальчики, но вскоре она растаяла, и я пошла домой. Но мне ещё долго вспоминался этот очаровательный танец снежинок.

Герасимовская Екатерина (7 кл.)

Серебряная берёзка

Наступила красавица зима. Сидит она на своём снежном троне и скучает. Решила зима сходить в лес, посмотреть, как там деревья живут. Идёт, идёт и видит: стоит маленькая берёзка и плачет. Посмотрела на неё красавица зима и сказала: “Не плачь, берёзонька”. Взмахнула волшебница рукавом своей тёплой шубы, и берёзка засияла на солнышке, потому что на ней появился серебряный наряд. Попрощалась матушка зима с ней и пошла дальше. Шли мимо берёзки озорные ребятишки, да так и застыли на месте, увидев белоствольную красавицу. Долго дети стояли и любовались деревцем. Оно им так понравилось, что ребята каждый день приходили и смотрели на деревце. Берёзке с детьми не было скучно, и она была всегда весёлая.

Зайцева Светлана (5 кл.)

Зимний полдень

В солнечный зимний полдень в лесу ни звука. Вся природа спит на алмазной перине. Холодный ветер гуляет в поле, в лесу, на лугу. Земля, вода, лес – всё покрыто белым пушистым снежком. Медведи тоже спят в своих снежных берлогах, построенных ещё летом. Белка натаскала в норку запасы на зиму: грибы, ягоды, орехи, шишки. На снегу видны маленькие впадинки. Это снегири радуются приходу зимы и ныряют в пушистый снежок. Хорош и чудесен зимний полдень в лесу!

Попова Наталья (6 кл.)

Дыхание зимы

Всё кругом запорошило снегом, но назойливые белые мухи всё летят и летят на землю.

Деревья оделись в белоснежные шубки, а земля тёплой периной накрылась. Выйдешь на улицу, расцвеченную искорками, и мороз начинает пощипывать тебя за щёки. На стёклах появляются изумительной красоты узоры мороза-художника. Под его волшебной кистью то деревья с кустами возникают, то расцветают цветы. Зима заковала речку снежными оковами, и никто не сможет их разбить. Иногда блеснёт из-за тучки солнце, пошлёт скупые лучики на радость людям. Так зима вступает в свои права.

Попов Сергей (7 кл.)

Улыбки весны

Лес ещё не проснулся, лишь только некоторые деревья пробудились от долгого зимнего сна. Бодро и весело зажурчал первый ручеёк, он рассказывает всем о скором приходе весны. А вот пробивается из-под снега ещё одна улыбка весны. Это подснежник. Он тянется к весёлому солнышку белыми бархатными лепесточками. Кругом видны весенние улыбки!

Селиванова Наталья (5 кл.)

Лесной оркестр

Наступил май. Все животные и птицы проснулись. Вы когда-нибудь были в мае в лесу? Он полон шума, гама, трескотни, пения, свиста. Если подойти поближе к старой корявой ели, можно услышать там настоящее птичье представление. Стучат на барабане дятлы, свистят флейтой иволги, урчат, квакают лягушки и жабы, ухает филин, стрекочут кузнечики. Выступив, они поочерёдно слетаются на поляну, кружась в воздухе. Потом как бы кланяются и разлетаются в разные стороны. Вот такие чудесные оркестры можно услышать в наших весенних лесах.

Попова Наталья (5 кл.)

Весенние слёзки

Часто говорят, что вот и весна заплакала, и ты задумываешься над этими словами. Рано утром идёшь в школу и оглядываешься по сторонам в надежде увидеть, а в чём проявляются её слёзы?

Когда возвращаешься из школы, то видишь, что солнышко уже обдало окрестности светом и теплом, и ты замечаешь, что снег растаял и превратился в весёлые ручейки, бегущие по дорогам, а сосульки, которые незадолго до этого были огромными, почти исчезли и о чём-то плачут. Вот такие они весенние слёзки.

Слободин Александр (7 кл.)

Улыбки апреля

Все улыбки апреля начинаются с солнышка, что согревает нас своими тёплыми и приятными лучиками, с журчания ручьёв, которые радуют нас своим прелестным пением. А в лесу присутствуют улыбки апреля, прилетают скворцы и как будто кричат: “Здравствуйте, люди, мы так давно не виделись!” А нам кажется, что их пение подобно колыбельной ласковой, нежной мамы, которая убаюкивает своего ребёнка. Улыбки апреля повсюду: и в таянии снега, и в тех прелестных весенних вечерах, и во многом другом. Но они заметны только для тех, кто любит природу и не только любит, но и защищает её. Любите природу, берегите её, и тогда всюду вы встретите добрые улыбки.

Слободин Александр (6 кл.)

Говорливые ручейки

Вот природа освободилась от зимних оков, и побежали ручейки-затейники. Они бегут, разговаривают, но о чём, никто не знает. Их журчание разносится по земле и заставляет всех улыбаться. Ручейки-озорники всегда веселы и добры друг к другу. Они собираются вместе, а потом всей весёлой гурьбой спешат к речке. Ручейки играют с детьми, неся их кораблики по своим волнам и спуская с водопада. Они, как малые детки, балуются: то поменяют русло, то промоют подо льдом пещерку, и никогда они не сидят на месте, всё бегут, журчат, озорствуют.

Как прекрасны говорливые ручейки расцветающей весной!

Попов Сергей (6 кл.)

Весенние проталины

Вот уже весенние проталины появляются. Ручейки бегут. Это весна всё ближе и ближе к нам. Лучики солнца пригревают сосульки, и они плачут. Их слёзы похожи на хрустальные капельки.

Вот первая проталинка, которую я увидела. Она похожа на маленькое шоколадное озеро. А вот и другая, она похожа на солнышко, только без лучиков. Самые интересные проталины похожи на следы зверей.

Варзина Елена (5 кл.)

Мартовская капель

И вот ушла разбойница-зима. Наступила весна. И начинают нас окружать мартовские разбойники. Сидишь дома, и вдруг стук в дверь и ты думаешь, что это стучит гость. Выбегаешь во двор и понимаешь, что к тебе постучалась весна-красна.

Выйдешь на дорогу, а там бегут ручьи и поют весеннюю песенку, ты побежишь по ручью, и все брызги летят на тебя. Каждая капелька похожа на девочку или мальчика-шалунишку, которых привела с собой весна. В марте просыпается капель. Вечером выйдешь на улицу и как будто попадаешь в страну капели. Я подошла к дереву, затронула его, и на меня посыпалось серебро, мне было так приятно, щекотно.

Потом ложишься спать, и тебе снится весна со своими детками-капельками. Как приятна мартовская капель!

Попова Елена (6 кл.)

Первый цветок

На опушке появились первые проталины, в которых вот-вот расцветут подснежники. Они так прекрасны, потому что это первое пробуждение весенней красоты. Выглядывают из-под снега, радуют своей белизной. Они напоминают зиму и весну сразу. Цветок белый, как зимний, блестящий снег, а стебелёк и листочки зелёные, как первые листья на деревьях. И не оторвать глаз от подснежников, кажется, что это неземное воплощение красоты, чистоты и весеннего пробуждения всего живого.

Попов Сергей (7 кл.)

Весеннее солнышко

Просыпаешься утром, смотришь в окно и видишь, как выглядывает солнышко. Оно тебе улыбается и шепчет:

- Пришла весна!

Ты бежишь по лужам, пытаешься их перепрыгнуть, но капли-шалунишки как будто преследуют тебя. Белокурые берёзки радуются солнышку, оно своими лучиками щекочет красавиц, и они улыбаются. Лес просыпается, звенит. Когда идёт дождь, то солнышко прячется, убегает, чтобы мы не подумали, что это оно, красно солнышко, вызвало дождик.

Весеннее солнышко – это радость для всех!

Попова Елена (6 кл.)

Весеннее утро

Утро. Первые лучики солнца робко задевают холодную после тёмной ночи землю. На весенней травке блестят паутинки инея, потому что ночью были заморозки. Жёлтые корзиночки мать-и-мачехи закрылись в маленькие, плотные бутончики, чтобы не замёрзнуть от проделок старушки-зимы, которой так не хочется уходить из своих владений. Ближе к обеду стало жарко, и поэтому весенние птички попрятались в ветках деревьев, но и оттуда слышится их чудесная, звонкая песня. Так весна провожает зиму.

Слободина Светлана (7 кл.)

Мартовская капель

Пришла весна. На дворе стало теплее. Солнышко пригрело кристальные сосульки, висящие на краю крыши, повеяло на них теплом. Заплакали ледяные девицы, запели прощальную песенку. Одна звенит: “Дзинь – дзинь, дзинь-дзинь!” Другая напевает: “Дон-дон, дили-дон!” И так, пока совсем не похудели и не растаяли. Весело им было зимой, метель-вьюга их оберегали. Пришла весна, с тёплыми деньками, и поплакать пришлось дочерям зимушки.

Не только птички могут создать прекрасную музыку, но и даже капель в марте запеть может.

Платова Елена (6 кл.)

Признаки весны

Первые лучи, первые капели, солнечные дни, песни свиристелей,

Радуга на небе, свист на берегу, громкий смех ребячий, звоны на лугу –

Всё это прекрасные признаки весны. Солнце улыбается, дни чудес полны!

Попова Наталья (7 кл.)

Прекрасная пора

Вот лето и каникулы – прекрасная пора!
На улице, ликуя, гуляет детвора.
Учебный год закончился, и вот уже пора
Плескаться в речке весело – ведь на дворе жара!
А на закате солнышка седлать велосипед
И с шутками, и песнями лететь заре вослед!

Селиванова Светлана (6 кл.)

Лето красное

Лето часто называют красным. Красным, наверное, потому, что оно удивительно красивое. Да, летом, действительно, прекрасно! Деревья одеты в новые ярко-зелёные наряды. Изумрудные луга покрыты изумительными цветами. Вот на аленький цветочек села разноцветная бабочка.

Как здорово, искупавшись в речке, лежать на тёплом мягком песочке! А как звонко поют птички! Летнее солнце дарит всем тепло и свет!

Рычкова Мария (6 кл.)

Лесные тайны.

Лес – самое чудесное, тайное и загадочное место. Идёшь по лесу, а под ногами шуршат сухие листочки. Сама не знаешь, что может произойти в этот момент. Лес наполнен чудными, удивительными запахами, как флакон с духами. Вот вспорхнула птичка, она полетала и села на старую сосну. Под сосной лежат обгрызенные белкой шишки. На берёзе сидят две сороки, вертят хвостами, трещат без умолку. Когда они увидят человека, то отталкиваются крепкими лапками от сучьев и летят, стрекоча о своём.

“О чём сороки беседовали?” - подумала я. Никто не знает, о чём они кричали. Вдруг небо затянуло тёмными тучами, вот-вот должен начаться дождь. Я побежала домой. На выходе из леса находится муравейник. Муравьи уже сидят в своих домиках. Как много тайн хранит лес!

Слободина Светлана (6 кл.)

 

Солнышко

На лесной полянке, около реки, распустились лютики, ромашки, васильки.
Видят они солнышко, тянутся к нему, поднимают листики, радуясь всему.
Солнышко лучистое, ты свети всегда, очень тебя любят все растения!

Попова Наталья (7 кл.)

Вечерняя зорька

Вот солнце склоняется к горизонту. Он становится тёмно-красным, даже кровавым, и окрашивает небо вокруг себя более светлым цветом, а если в это зарево попадут облака, то они кажутся горошинками белого цвета на шляпе мухомора. Но вот солнце плывёт, уплывает за край земли, а зарево всё ещё блещет свои последние мгновения, и облака, которые зашли в это зарево купаются в нём, как малые дети в речке жарким летом.

Но вот время подошло, и зорька угасла вместе с уплывшим огненным кругом за край земли, не попрощавшись с нами. Зорька, наверное, ушла, увидев красавицу луну, которая выехала в сопровождении звёзд-охранников на своей колеснице.

Вот как прекрасна летняя зорька вечером!

Попов Сергей (6 кл.)

В лес за грибами

Нравится мне ходить в лес по грибы. Идёшь по осеннему лесу, а под ногами шуршат опавшие листья. Присматриваешься: то ли листочек, то ли сыроежка с жёлтой шляпкой мелькнула на кочке, а поднимешь ветку ели – стоит там крепкий коренастый белый гриб. Срезаю его осторожно, чтобы не повредить грибницу, вот и первый пленник в моей корзинке. А это лисички распушили свои жёлтые кружевные юбочки. Решила их не брать, пусть стоят, красуются.

Набрал я грибочков, будет жаркое вечером и соленье на зиму.

Зайцев Евгений (5 кл.)

Природа летом

Как хорошо проснуться ранним летним утром, когда солнышко только-только встаёт. На улице тишина, только пташки щебечут да иногда петух прокукарекает. А воздух чистый, свежий! На траве росинки.

Но ещё несколько минут, и всё начнёт просыпаться. Не только люди, животные, но даже цветочки раскрывают свои бутончики, встречая новое утро. Бывает, сразу с утра заморосит мелкий “грибной” дождик. Он такой тёплый, приятный, и быстро заканчивается. Посмотри на небо: рядом с маленькой тучкой показалась разноцветная радуга-дуга. Какая красота! Я очень люблю лето!

Зовутина Евгения (5 кл.)

Семицветная радуга

Только что на небе сияло ясное солнце. Но вдруг стало темнеть. Это чёрная туча, как большая птица закрыла солнце своими огромными крыльями. Где-то далеко слышатся раскаты грома, как будто стреляют из пушки. Но тут небо пронзила огненная стрела. Крупные капли дождя застучали в окна. И через пять минут всё стихло. На небе появилась семицветная радуга.

Хорошо, что был сильный ветер, и он прогнал тучу и освободил солнце.

Зайцев Евгений (6 кл.)

Листочки-парашютики

Осенний лес, словно таинственная сказочная страна. Все певчие птицы уже улетели в тёплые края. Всё тихо. Но вот по лесу раздаётся лёгкий шорох. Что это? Как будто миллионы крошечных парашютиков, полетели в разные стороны листочки. Все они разные: резные, узорчатые, жёлтые, красные, оранжевые. Листочки кружатся и начинают танцевать в воздухе осенний вальс. Но вот подул ветер и унёс маленькие парашютики-листочки далеко-далеко. Ещё долго в лесу слышится легкий шорох осенней листвы.

Попова Наталья (7 кл.)

Осенние облака

С наступление осени настроение природы меняется. Становится холодно, на небе появляются серые облака. Дело в том, что пушистые облачка решили отправиться в путешествие с ветерком, посмотреть, как живут люди, познакомиться со своими собратьями.

На смену белым плывут тёмные, серые, они старше, им не хочется гоняться друг за другом, веселиться. Они грустные-грустные, и в любую минуту могут заплакать осенним дождём. Маленькие капельки-дождинки начнут падать на усыпанную золотыми монетками землю. Тщетно солнышко пытается поиграть с ними. Облака проплывают мимо него. Рыжее солнышко, обижаясь на них, прячется далеко за лес и лишь изредка выглядывает, надеясь, что вдруг какое-то облако захочет поиграть, но это желание безнадёжно. Облака проплывают мимо.

Селиванова Наталья (8 кл.)

Золотая берёзка

Посреди поля стоит волшебница-берёзка. Она очень красивая. У неё белый, стройный ствол. Осенью листва у берёзки, как золотые монетки. Они такие маленькие и красивые. Проходя мимо, каждый прохожий говорит ей ласковые слова: “Какая славная берёзка золотая”. А берёзке это нравилось, и она в знак благодарности одаривает прохожих “медными денежками”.

Варзина Елена (5 кл.)

Листопад

Наступила осень. Деревья стояли тихо и спокойно. Погода была сухая, и осень решила позвать дождики, чтобы они полили землю. Деревца стояли близко друг к другу. Они решили поразговаривать шуршанием своей расписной листвы. Однажды матушка осень проходила около деревьев и увидела, как они плачут. Дождик лил на них, и капельки с листочков падали на землю. Осень взмахнула волшебной палочкой, и листочки медленно и плавно стали падать на землю. Деревца загрустили о своих красивых листочках, а красавица осень тихо шепнула им: “ Не плачьте, наступит зима, и вы наденете красивую зимнюю одежду”.

Деревья успокоились и стали мечтать о зимних наградах.

Зайцева Светлана (6 кл.)

Золотая осень

Вот наступила золотая осень. С деревьев падают жёлтые листья, как будто моросит маленький дождик. Так и хочется полетать вместе с ними!

В небе я увидела стаю птиц, которые улетали от нас на юг. Но на следующий год они прилетят снова. За рекой виднеется лес. Он кивает своими ветвями, как будто прощается с летом. Всё в природе переменилось. Жёлтая листва шелестит под ногами. Листочки похожи на золотые монетки. Наверно, поэтому и назвали осень золотой.

Зайцева Татьяна (6 кл.)

Осенний вальс

Однажды я гуляла по улице. Вдруг подул ветер, и я увидела прелестное зрелище. Листья падали с деревьев и кружились в вальсе. Красный, жёлтый, оранжевый, багровый. Цвета смешались в одно целое, и кружили палитрой, будто сама королева Осень смешивала их своей волшебной кисточкой. И каждый листочек танцевал свой танец, не похожий ни на один другой. Освободившись от своей веточки и почувствовав себя на свободе, листочек кружился, выполнял разные движения. Станцевав свой прощальный вальс, листочек ложился под пушистое тёплое одеяло на долгую зиму. Так они прощались с тёплыми летними деньками.

Герасимовская Надежда (5 кл.)

Осинка в красной косынке

Вот и пришла осень. Начались долгожданные осенние дожди, которые прогнали тёплое и ласковое солнышко. Когда я пошла гулять холодным воскресным утром, то увидела, что все заборы, крыши, дорожки, деревья покрыты инеем. Вдруг среди белых от инея деревьев я заметила костёр и очень захотела у него погреться. Подошла поближе, а это оказалось осинка. Её веточки были покрыты ярко-красными листочками, они трепетали на ветру, как будто пытались согреться. Издалека всё зрелище было очень похоже на пылающий где-то костёр. Это хрупкое деревце покрывали листочки, похожие на тонкий шёлк. Вот так осинка в красной косынке!

Слободина Светлана (7 кл.)

Конец осени

Вот и осень походит к концу. Некоторые птицы уже давным-давно улетели в тёплые края. На улице грязь, слякоть и сырость. Даже зверям и тем не хочется покидать своих нор. На невзрачных, серых деревьях совсем нет листвы. Ночи стали длиннее, а дни короче. Все время хочется спать. Я совсем не люблю позднюю осень. Но вот выпал первый снег. Жалко, что он полностью не закрывает слякоти, а только пропадает в ней, и снега почти не видно.

Ильина Екатерина (5 кл.)

Осенний снег

Вот уже наступил последний месяц красавицы-осени. Хотя она пока ещё хозяйничает, но зима-старушка уже просыпается в своём серебряном дворце и скоро придёт к нам. Кусты одеты в пушистые полушубки, а статные берёзы нарядились в прелестные белые шубы. Шубку для них шил мороз. Он очень потрудился, потому что старался отбирать только самые-самые пушистые снежинки, а потом смешивал их с холодом.

В этот год осень не плачет проливными дождями, а сдаётся без боя матушке-зиме. Прощай, осень! Здравствуй, зима!

Слободина Светлана (7 кл.)

Сентябрь

Прошёл август, начался сентябрь. Ранняя осень. На деревьях и кустарниках листья ещё зелёные, но постепенно начинают желтеть и багроветь. Очень много удивительных цветов. Все приходят в школу с букетами неописуемой красоты. На улице сухо и тепло. В середине сентября осень в самом разгаре. Она берёт свои краски и направляется в лес. Каждое дерево разукрасит осень, ни одно не пропустит. Каждый оставшийся листочек попадёт под её волшебную кисточку. У каждого листочка разный наряд, не похожий друг на друга. Все животные довольны своим лесным домом. Вот идёшь по лесу, подул ветерок, и начинают танцевать листья, но одинаковых танцев у них тоже нет.

Такая красота в лесу! Ходишь будто не по земле, а по лесному ковру осени.

Герасимовская Надежда (7 кл.)

Красавица осень

Вот и прошла летняя пора. Всё в свои владения взяла красавица осень. Сначала она зашла в лес. Взмахнула осень своей волшебной палочкой, и лес стал разноцветный. Клёны надели багряные костюмы, берёзки – жёлтые платья с чёрными кармашками. Все деревья переоделись, только хвойные деревца так и остались по-прежнему зелёными. Прибежали к красавице осени все лесные жители, и она их одарила. Попрощалась осень со всем лесом и пошла дальше. Трава, по которой она шла, вся пожелтела и стала вянуть. Цветы тоже повяли. Стало холодать, и матушка осень отправилась передавать волшебную палочку зиме.

Зайцева Светлана (5 кл.)

Покрывало осени

Когда наступает осень, то листья начинают желтеть, опадать. Они кружатся в воздухе, танцуют вальс, а потом ложатся на землю. Когда почти вся земля покрывается листьями-лоскуточками, то приходит портниха осень и как бы сшивает их между собой. Она делает это бережно, незаметно. Нам кажется, что просто листья легли на землю, а на самом деле это осень поработала, и получилось разноцветное покрывало.

Варзина Елена (6 кл.)

Лесные тайны

Таинствен лес, особенно ранней осенью, когда с деревьев опадают листья и расстилаются жёлтым ковром, и шелестят под ногами. Уже не услышишь пения птиц, только каркают чёрные вороны. Серые галки и сороки стрекочут и перелетают с дерева на дерево, стучит лесной барабанщик – дятел по сухому стволу. Он забил туда шишку и выклёвывает из неё семена. А под ногами трудятся хлопотливые муравьи: они готовятся к зимовке.

Впереди виден просвет: мы выходим на поляну. Вдруг что-то промелькнуло среди кустов, это, наверное, какое-нибудь животное собирает припасы на зиму. Взглянув вверх, мы увидели клин журавлей, которые улетают на юг. Наступает осень, холода, и в лесу всё становится таинственно и тихо. Для тех, кто любит природу, лес постоянно будет раскрывать свои удивительные тайны!

Слободин Александр (6 кл.)

Листопад

Стоит красавица берёзка. Стоит она в зелёно-жёлтой косынке. Листья у неё шелестят, будто слышится красивая музыка. Ствол у берёзы, как прекрасное платье с хитрыми узорами. Осенью она сбрасывает свои листья, и землю покрывает жёлтый ковёр. Как медленно и красиво падают листочки, прямо засмотришься! Каждый листик какой-то особенный! Так красиво осенью!

Селиванова Екатерина (5 кл.)

Осенняя пора

Всё чаще хмурится небо, крепчает ветер. Короче становятся дни, длиннее и темнее ночи. Появляются на деревьях первые жёлтые листья. Солнце часто прячется за облака и под вечер уже чувствуется прохлада. Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Прощально курлычут в небе журавли. Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки. Всё чаще дует резкий, пронизывающий ветер. Наступают первые морозцы.

Осовская Алёна (6 кл.)

Царица осень в школьном лесу

Осень – самое красочное время года. Присмотритесь, и вы увидите на веточках большие золотые монетки. Золото, висящее на деревьях, бесценно. Не нужно его сбивать, срывать, набивать себе карманы, нужно просто стоять и любоваться им! Присмотритесь дубкам, вязам, стоящим около школы. Правда, красиво!? Как только стволы удерживают такую красоту! Вот тополя накидали на землю золотистый ковёр. Как здорово бы полежать на нём и помечтать!

Не смогла осень придумать только новый цвет для елочек и сосен, но, может быть, когда-то они тоже станут ярко-жёлтыми!? Вот какая чудесница осень!

Селиванова Светлана (6 кл.)

Осенний лист

Сколько жилок на осеннем листе! Как он красив! Когда лист падал, то я наблюдала за его падением. Как он красиво летел! Все его уголки колыхались из стороны в сторону в медленном осеннем танце. Танец был просто изумительным!

Зовутина Ксения (6 кл.)

Эта чудесна осень

Осень – одно из самых чудесных времён года. Как красиво кружатся разноцветные листья в воздухе, устилая землю ярким ковром! Хотя солнышко выглядывает реже, но его лучикам радуются и люди, и животные. А как свеж осенью воздух! Хочется долго-долго вдыхать осенние ароматы. Вдали слышатся крики птиц, они прощаются с родными краями.

Природа затаилась…

Рычкова Мария (6 кл.)

Разноцветный листопад

Как красива осень! Вот дунул резкий ветер, и с деревьев, как монетки, посыпались листочки, красные, жёлтые, оранжевые, бордовые! Через несколько дней на земле выстилается разноцветный ковёр. Какой красивый подарок осени!

Погода тоже меняется, становится хмурым небо, чаще перепадают дождики. Но этот красочный ковер придаёт земле нарядный солнечный вид.

Спасская Екатерина (6 кл.)

Ах, осень…

Тихо и медленно кто-то шагал по тропинке. Кто это? Да это же красавица осень! Её шаги были легки и неторопливы. Она никуда не спешила. Было видно, как на дорожки и дома, на деревья и кусты – всюду, куда можно, она роняла слёзы. Это опять начался нудный осенний дождь. Маленькие капельки поблёскивали на листьях, как бриллиантики. Дождь расходился, и осень шагала уже по лужам. Осень плакала.

Рычкова Ульяна (7 кл.)

Красивая осень

Осень – самое красивое время года. Куда ни глянь – всё имеет свой цвет. Листья теперь на деревьях не только зелёные, но и жёлтые, красноватые, бордовые, оранжевые. Я очень люблю смотреть на листопад, кажется, как будто с неба падает разноцветный дождь.

Радуют изобилием красок цветы на клумбах. Красные, белые, лиловые, бордовые шапки георгинов склоняются едва ли не до земли. Вот красавицы астры тянутся к солнышку своими фиолетовыми, алыми, розовыми, сиреневыми головками. Красота кругом такая, что глаз не отвести!

Зайцева Татьяна (7 кл.)

Последний полёт

В первой половине сентября погода на улице стояла прекрасная. Но вскоре начались проливные дожди. С деревьев стали опадать листья. Тут и там можно было увидеть жёлтые, оранжевые, красные дорожки. Листья падали и падали, и деревья вскоре совсем разделись.

Вчера на прогулке я заметила, что на одной небольшой берёзке упорно держался уже потемневший от непогоды одинокий листок. Казалось, что ему не хотелось покидать родную веточку. Вдруг подул сильный ветер, и маленький листочек оторвался от ветки и полетел… . Недолго покружившись в медленном, печальном танце, он упал на мокрую землю.

Это был его последний, прощальный полёт. Селиванова Екатерина (7 кл.)

Миниатюры “Кружок “Проба пера”

1) “Я очень рада, что есть такой кружок, и всегда буду его посещать. Екатерина Александровна учит нас подбирать рифмы, писать рассказы, стихотворения, миниатюры, сказки. Также мы брали интервью у тех, с кем сами хотели побеседовать. На кружке мы оформили альбомы “Слово о маме”, “Мои домашние питомцы” и др., выпускаем красочные стенгазеты со своими работами. Я хочу, чтобы занятия кружка проходили ещё чаще, я с удовольствием буду их посещать”. (Зайцева Т.; 6 кл.).

2) “Всё, что раньше не замечали, мы научились видеть, благодаря нашему удивительному кружку. О каждом цветочке, деревце можно столько всего рассказать! Вот под окном стоит стройная берёзка. Она приносит всем радость и заставляет улыбнуться. Через кружок мы учимся чувствовать природу, видеть то, что скрыто от глаз других. Знания, полученные здесь, идут нам на пользу”. (Тондрик И.; 7 кл.).

3) “Я записалась на кружок “Проба пера”, чтобы научиться писать рассказы, стихи, сказки, уметь красиво высказывать свои мысли. Прошло совсем немного времени, и стал виден результат. Я думаю, что кружок многому меня научил. Мне стало легче развивать идею, которая приходила в голову, сочинять, особенно сказки, ведь они волшебные, и можно легко перенестись в мыслях, куда ты хочешь”. (Герасимовская Е.; 6 кл.).

В качестве доказательства того, как дети относятся, допустим, к кружку “Проба пера”, мы приведём данные из анкет учеников, выдержки из миниатюр “Кружок “Проба пера”, интервью с кружковцами.

1) Анкета (9 человек)

а) Почему вы посещаете кружок?

- нравится общаться с ребятами и преподавателями – 3 чел.

- от нечего делать – – .

- привлекает возможность раскрыть свои творческие способности – 9 чел.

б) Атмосфера на занятиях кружка и твоё душевное состояние:

- спокойные – 4 чел. ; - напряжённые - – ; - комфортные – 9 чел.

в) Уходишь с занятия с чувством:

- уверенности в себе – 9 чел.

- неуверенности в себе – – .

- удовлетворённости - 5 чел.

- неудовлетворённости, разочарования – – .

2) Интервью с членами кружка. Вопросы

а) Почему ты посещаешь занятия кружка “Проба пера”.

- “Мне очень нравится сочинять разные виды творческих работ, наблюдать за природой и описывать её в разные времена года. Мне стало намного проще писать сочинения по школьным предметам, так как я, посещая кружок, развиваю свою речь”. (Наташа П.).

- “Я люблю сочинять, особенно юмористические рассказы и сказки. Моя речь стала более выразительной и правильной. Я стала меньше делать речевых ошибок, благодаря нашему кружку. (Инна Т.).

- “Я учусь подбирать рифмы, правильно излагать свои мысли, подмечать те моменты, которые можно описать, видеть то, на что раньше не обращала внимания. Жизнь так интересна, а мы иногда проходим мимо всего удивительного и красивого”. (Катя Г.).

- “Я учусь сочинять рассказы, сказки, стихи. Мне даже стал больше нравиться русский язык”. (Ксюша З.).

- “Я посещаю кружок, потому что мне нравится сочинять, я развиваю речь, узнаю новые выразительные средства, учусь писать грамотно. Мне здесь интересно и всё нравится”. (Света З.) и др.

б) Какой вид занятий привлекает больше всего? Почему?

- “Мне нравятся все творческие задания, предложенные нашим руководителем, Екатериной Александровной. Я очень полюбила кружок “Проба пера”. (Ксюша З.).

- “Мне нравится участвовать в выпусках стенгазет, которые читают все учащиеся школы и учителя. В конце года мы составляем книжки, в которые помещаем свои лучшие работы”. (Таня З.).

- “Я люблю сочинять, особенно сказки. Мне кажется, что здесь нет предела фантазии. У меня в голове постоянно крутятся разные сюжеты, только садись и пиши. Мне интересны все занятия кружка”. (Катя Г.).

- “Мне очень нравится делать книжки, так как я одновременно чувствую и писателем, и редактором, художником”. (Наташа П.). “Благодаря кружку, я полюбила писать сочинения, хотя раньше они у меня совсем не получались, было много речевых ошибок. Спасибо кружку, он мне помог, буду посещать его и дальше”. (Инна Т.).

в) Чему ты научился, посещая кружок?

- “Посещая кружок, я научилась многому. Мы писали стихи, сказки, миниатюры, рассказы, познакомились со стихотворной речью, приёмами художественной выразительности и мн. др. Мы учимся понимать и чувствовать природу. Кружок развивает эмоциональность и творческие способности”. (Наташа П.).

- “Посещая кружок, я немного научилась писать стихи. Правда, они пока очень короткие. Также у меня лучше стали получаться сочинения, так как я употребляю те выразительные средства, о которых мы говорим на кружке”. (Инна Т.).

- “Мне нравится писать сочинения разных жанров, особенно миниатюры о разных временах года, а раньше я совсем не любила творческие работы и русский язык”. (Ксения З.).

- “Я совсем недавно начала посещать кружок, но за это время уже многому научилась, например, как написать удачную миниатюру о природе. Мы здесь также учимся рассуждать. Но самое главное то, что на кружке я сочинила первое в своей жизни стихотворение. Мне очень нравится посещать кружок “Проба пера” (Света З.) и др.