Опыт проведения урока русского языка в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащихся, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практике школы. Мало кто будет сомневаться в том, что в современных условиях учить всех и учить хорошо при традиционном построении учебного процесса практически невозможно.

Исходя из этого построение урока должно быть таким, чтобы материал был доступен и интересен, а значит и понят всеми учащимися.

В этом случае только словесные методы обучения недостаточны, ведущим на уроке русского языка, я в этом глубоко убеждена, должна стать исследовательская работа, активизирующая мыслительную деятельность учащихся. Главное на уроке - это “исследование” языкового материала, частичный или всесторонний его анализ. Ученики не должны быть только слушателями, каждый должен стать участником общего дела и принять посильное участие в работе. Таким путем я выполняю одно из требований, которое поставила перед собой: уроки русского языка должны развивать речь, интеллектуальные и нравственные стороны личности ученика, создавать эмоциональный настрой. Каждый урок должен вызывать интерес учащихся, интерес, основанный на творчестве, на открытии.

Приведу пример организации такого урока русского языка (занятие состоит из двух частей и проводится на спаренных уроках).

Тема урока: “Приставки пре- и при- и их семантические особенности”.

Тип урока: изучение новой темы и первичное закрепление знаний.

Форма урока: урок открытых мыслей.

Форма деятельности: групповая.

Цели урока:

  • знакомство с правописанием приставок пре- и при- и с их семантическими особенностями;
  • воспитание орфографической зоркости;
  • совершенствование навыков правописания пре- и при-;
  • расширение лексического запаса учащихся и обучение умению применять правила языка на практике.
  • формирование правильной литературной речи.

Задачи урока.

Дидактическая – научить распознавать приставки пре- и при-, основываясь на знании их семантики.

Развивающая - активизировать творческие способности ребенка на основе индивидуально ориентированного подхода в обучении.

Воспитательная – воспитать человека с высокой культурой общения, способствовать развитию толерантности в процессе обучения.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Постановка проблемы

Прочитайте небольшой текст о премудром Пескаре из одноимённой сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и попробуйте определить, над чем вам придется работать на уроке.

Текст для чтения (текст напечатан на отдельных листах для каждого учащегося). “Премудрый Пескарь, притихший в своей норке, призадумался о том, как бы ему пренебречь присутствием на представлении с участием жены преемника его превосходительства Сома… Нет, ничего не придумаешь… Придется привести хвост в порядок, приодеться и отправиться на премьеру под названием “Превратности судьбы непредсказуемы” ( учащиеся высказывают свои предположения).

Объявляется тема урока:Приставки пре- и при- и их семантические особенности”.

Учитель: мы познакомимся с правописанием приставок пре- и при-; научимся распознавать их, узнаем, отчего зависит их написание, узнаем новые слова и научимся употреблять их в речи. Работать будем в 4-х группах. В помощь вам выданы толковые и орфографические словари. Также вы получили листы с заданиями. А тетради для творческих работ нужны для выполнения домашнего задания.

III. Проверка домашнего задания

Учитель: 1. Дома вы выполнили упр. 176, где должны были проанализировать написание приставок в словах.

Какие же вы выводы сделали? На какие группы делятся приставки?

(Учащиеся говорят о приставках неизменяемых, написание которых необходимо запомнить и о приставках на -з, -с.

IV. Новый материал

1. Выпишите слова в три столбика и графически выделите приставки:

1 столбец – с неизменяемыми приставками;

2 столбец – с приставками на -з, -с;

3 столбец – с приставками, которые не относятся ни к I ни ко II группе;

4 столбец – нет приставок.

На доске даны слова бе(с, з)сменный, (с, з)гореть, п(о, а)глазеть, вспахать, разиня, ра(с, з)ведка, приподнять, на(т, д)писать, заноза, преувеличить, предводитель, (с, з)бежать, пр(о, а)ложить, причудливый, чре(з, с)мерный, растение, прирожденный.

(представители разных групп отмечают на доске слова, которые они объединили в столбики)

2. Что объединяет слова III столбика?

(Ответ: при- и пре)

Учитель: эти приставки самые трудные. Почему? По двум причинам: во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла, семантики; во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно, а целых шесть правил, которые вы сегодня и откроете в своих “творческих лабораториях”.

1. Узнавание приставок

Учитель: вы уже знаете, что иногда одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет (например: собрать и сосна).

Я предлагаю вам карточки, где есть такие слова. 1 и 2 группы выписывают в тетрадь слова с приставками, 3 и 4 группа слова без приставок.

Содержание карточки: прекрасный, премия, пригород, прерия, призовой, присказка, приход, принцесса, преобразования, президент.

Вопрос к 3 и 4 группам: почему вы решили, что эти слова без приставок? (ответ: сделали морфемный разбор и выяснили, что если выделить сочетания, букв при и пре как приставки, то слово потеряет смысл, не найдем корня).

Вопрос к 1 и 2 группам: почему вы думаете, что это приставки, а не просто сочетания букв? (ответ: при их помощи образовались новые слова, приставки в каждом слове здесь что-то обозначают)

Учитель: а что они обозначают, вам и предстоит определить.

2. Значение приставки пре-

1-е значение приставки пре-

Учитель: замените словосочетания одним словом при помощи приставки пре- (словосочетания написаны на доске до начала урока)

Очень сладкий, очень хорошенький, очень мудрый, очень интересный, очень горький.

Какие же слова получились? Запишите получившиеся слова.

Какое значение приставки пре- в данных словах?

(Ответ: очень)

Учитель: запишите 1-е значение приставки пре- на карточку (заранее выданы карточки).

Учитель(читает стихотворение):

При- иле пре-? Пре- или при-?
Это теперь не секрет.
На содержание слова смотри-
Сразу получишь ответ.

Учитель: какой секрет вы открыли?

Предлинный достанет до крыши рукой.
Прежадный не даст вам конфету.
Если “очень такой” или “очень сякой”-
Что мы напишем при этом.

Словарная работа.

(Слова написаны на обратной стороне доски)

прискорбный

причудливый

Учитель: два слова, однако, пишутся вопреки этому правилу. Запишите их в свои словари по памяти. Определите значение этих слов самостоятельно. Запишите в словарь значения. Проверьте свои выводы, воспользовавшись толковыми словарями.

Учитель: определите, какие слова объяснены правильно, а какие нет. (Раздаются карточки) Премилый очень милый, прекрасный – очень красный, презрение – очень сильное зрение, престарелый – очень старый, предельный – очень дельный.

Запишите в тетрадь предложения, употребив слова в свойственном им значении (прекрасный, презрение, предельный).

2-е значение приставки пре-

На доске до урока написаны слова: предобрый, пресветлый, прерывающийся, преступный.

Учитель: определите, в каких словах пре- употреблена в значении “очень”.

Но ведь в словах прерывающийся и преступный тоже есть приставка пре-, но она имеет другое значение. Догадались, какое?

У доски работает ученик.

Упавшее дерево перегородило дорогу.

- Сделать морфемный разбор слова перегородило. (Одновременно поясняет значение морфем)

Учитель: запишите второе значение приставки пре- на карточку.

Образуйте сами такие слова с приставкой пре-, переделав предложения.

(Каждой группе раздаются карточки с предложениями.)

Содержание карточки:

I группа. Показ фильмов без перерыва (беспрерывный).

II группа. Дождь не перестает (непрестанно).

III группа. Рассказ, передаваемый из поколения в поколение (предание).

IV группа. Перервали нить (прерванная).

Словарная работа (слова написаны на доске).

Будьте внимательны! В некоторых словах смысловая связь приставки пре- с пере- не так заметна, и надо вдуматься, чтобы ее уловить. Объяснить можно только другими словами. Попробуйте это сделать.

I группа. Преобразовать (переделать)
Преобразить
II группа. Преодолеть (пересилить)
Превозмочь
III группа. Преподавать (передать что-то кому-то)
Преподносить
IV группа. Пререкаться (не перечить, без возражений)
Беспрекословно

Учитель: иногда приходится встречаться с такими словами, в которых объяснить значение очень сложно. Такие слова надо запомнить, проверять их по словарю.

Работа с учебником.

А теперь откроем учебник и посмотрим теоретический материал § 19 на стр. 77. ( Русский язык. Учебник для 6 кл. для общеобразовательных учреждений под ред. М.М.Разумовской)

Совпадают ли ваши выводы с выводами в учебнике?

V. Актуализация знаний

1. Работа у доски (1 ученик)

1) Записать предложение. Несколько дней прошло в беспрерывных рассказах Элли об удивительной стране Гудвина.

2) Графически обозначить все “ошибкоопасные” места (графически объяснить орфограммы).

2. Определение значений приставки при-

Учитель: каковы значения при- ?

(Раздаю по группам карточки)

1 гр. – присоединение;

2 гр. – приближение;

3 гр. – неполное действие;

4 гр. – близость к чему-либо.

За 5 минут вы должны сделать открытие.

3. Узнавание приставки при- и определение ее значения

На доске записаны слова: пришкольный, привинтил, приблизился, пригород, присоединил, приехал, приоткрыл, прибежал, прибили, приполз, присел, пригорел, приуральский, прикоснулся, приморский, приснился.

Учитель: вы должны выбрать и записать из них только те, которые соответствуют слову на вашей карточке.

- А теперь по одному человеку от группы – к доске и обозначьте разноцветными мелками слова по значению.

Произвести морфемный разбор слов.

1 гр. – пришкольный;

2 гр. – прибили;

3 гр. – прикоснулся;

4 гр. – пригорел.

Учитель: как и в случае с приставками пре-, есть трудные, необъяснимые слова с при-. Обратитесь к тексту о Пескаре, найдите такие слова (присутствие, придется). Запишите их в свои словари.

4. Работа с учебником

Сверьте свои выводы с теоретическими сведениями §19, стр.78.

5. Физкультминутка

Учитель: а теперь отдохнем. Я предложу вам некоторые команды, а вы их выполните. Но будьте внимательны к слову. Вам после выполнения команд надо будет воспроизвести (записать) те слова, которые относятся к теме сегодняшнего урока.

Привстаньте со стульев (не встаньте)

Приподнимите руки вверх. Удобно? Нет. А почему? Действие сделано не полностью.

Теперь встаньте, поднимите руки вверх, пригните голову, прикоснитесь подбородком к груди. Поднимите голову, опустите руки. Присаживайтесь.

Учитель: Какие же слова вы должны записать? (привстаньте, приподнимите, пригните, прикоснитесь, присаживайтесь).

- Какое слово в этом ряду лишнее? (прикоснитесь)

- По какому признаку вы его выделили? (все слова – “неполное действие”, прикоснитесь – “присоединение”).

6. Орфографическая дуэль

(По одному представителю от группы – к доске. Записывают по два слова, это же задание и в группах):

1 гр. –

пр_небречь правилами

пр_крутил колесо

2 гр. –

пр_шил умело

охранять пр_роду

3 гр. –

пр_спокойно спать

поезд пр_бывает

4 гр. –

пр_смотрел за братом

пр_смешной малыш

7. Стилистическая правка

Учитель: перед вами шуточное задание. “Словарь нерадивого ученика”. Определите, какие из этих слов объяснены неправильно. Объясните их сами, подобрав синонимы. (Выдаются листы с заданием)

Определите, какие из этих слов объяснены неправильно. Объясните их сами, подберите синонимы.

Приколол – присоединил булавкой.

Прилежание – присоединил к лежащим.

Придрался – присоединился к драке.

Признался – присоединился к знающим.

Припаял – присоединил с помощью паяльника.

Приключение – присоединил к ключу.

Приголубил – присоединил к голубю.

Прислонил – присоединил с помощью слона.

Присобачил – присоединил с помощью собаки.

VI. Проверочная работа

Тест с взаимопроверкой. (Выдаются тесты).

Вариант 1

1. В каком ряду пишется только буква Е?

а) пр_лестный, пр_небречь, пр_скакал%

б) пр_сутствие, пр_городный, пр_рекаться;

в) пр_способиться, пр_подаватель, пр_восходный;

г) пр_градить, пр_кратить, пр_вратиться.

2. В каком ряду пишется только буква И?

а)пр_ятель, пр_скорбный, пр_образование;

б) пр_способление, пр_зрение, пр_тащить;

в) пр_косновение, пр_снилось, пр_лагательное;

г) пр_прятать, пр_равть, пр_слониться.

3. Только И:

а) пр_соединение; в) пр_следовать;

б) пр_ступник; г) пр_косновение.

4. Только Е

а) пр_неприятный; в) пр_вычка;

б) пр_ключение; г) пр_рывистый.

5. “Четвёртый лишний”

1. Пр_возносить, пр_восходить, пр_надлежать, пр_вратить.

2. Пр_норовиться, пр_налечь, пр_тягивать, пр_пятствовать

Вариант 2

1. В каком ряду пишется только буква И?

а) пр_сутствовать, пр_тяжение, пр_градить;

б) пр_ятель, пр_ключение, пр_возмогать;

в) пр_пятствие, пр_подаватель, пр_легающие;

г) пр_влекательный, пр_нарядиться, пр_чудлвый.

2. В каком ряду пишется только буква Е?

а) пр_одолеть, пр_смешной, пр_гревает;

б) непр_рывный, пр_хватить, пр_вратиться;

в) пр_образования, пр_восходный, пр_граждать;

г) пр_небрежение, пр_способиться, пр_лестный.

3. Только И:

а) пр_чиняло; в) пр_следовать;

б) пр_ходилось; г) пр_обретение.

4. Только Е:

а) пр_емственность, в) пр_способление;

б) пр_зрение; г) пр_чудливый.

5. “Четвёртый лишний”.

1. Пр_ниженный, пр_плюснутый, беспр_кословный, пр_вязчивый.

2. Пр_одолеть, пр_целиться, пр_кратить, пр_небречь.

Ключи к тесту:

I в. II в.

Нормы оценок

1 – г 1 – г 0  – “5”
2 – в 2 – в 1-2 – “4”
3 – а, г 3 – а, б, г 3-4  –  3”
4 – а, г 4 – а, б 5  – “2”
5 – принадлежать препятствовать 5 – беспрекословный прицелиться

VII. Домашнее задание

Напишите сочинение в тетрадях для творческих работ, используя подборку слов: беспр_дельный, неи(с,сс)ледованный, пр_готовления, пр_боры, пр_нять г_ризонтальное пол_жение, перегру_ки, пр_одолеть пр_тяжение земли, пр_ступить, непр_рывно, беспр_мерный, пр_ломление солнечных лучей, пр_ближение, пр_чудливая пр_рода, пр_землиться. Тема: “Путешествие в космос”. Стиль – художественный, тип – повествование с элементами описания.

VIII. Подведение итогов урока

  1. С чем мы познакомились?
  2. Какие значения пре- и при- вы узнали?
  3. Если невозможно определить значение приставки, что нужно сделать?
  4. Сообщение оценок.