Цель:
- составить алгоритм правописании безударных гласных е, и в личных окончаниях глаголов и пользоваться им;
- развивать навык правописания безударных личных окончаний глаголов с использованием дифференцированного метода обучения;
- воспитывать внимательность, аккуратность, прививать интерес к родному языку.
Оборудование:
- материал для составления алгоритма: (части таблицы алгоритма, выполненные на листах);
- карточки – 3 варианта (3 уровня сложности);
- карточки с ударными гласными в окончаниях глаголов;
- учебники, тетради, дидактический материал по русскому языку.
Тип урока: открытие новых знаний (технология проблемно-поисковая).
Ход урока
I. Оргмомент
II. Чистописание
– Наш урок мы начинаем с минутки чистописания. (на доске запись: ояауыиюеёэ)
– Посмотрите на данную запись. Из каких букв состоит цепочка?
– Запишите цепочку букв до конца строки.
– На сколько групп можно разделить эти буквы? (на 2)
– На какие? (гласные 1 ряда и гласные 2 ряда)
– Что вы знаете о гласных 1 ряда? (они не обозначают мягкость согласного звука, а обозначают твердость впередистоящего звука).
– Что вы можете сказать о гласных 2 ряда? (они обозначают мягкость согласного звука).
– Какие гласные могут обозначать 2 звука? (я, е, ё, ю)
III. Введение в тему урока
1. – Много хлопот нам доставляют безударные гласные на письме. Часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме другой буквой.
– В каком случае пишется та же гласная, что и слышится? (когда эта гласная ударная или в сильной позиции)
– Когда возникают сомнения? (когда гласная безударная или в слабой позиции).
– Какие гласные могут быть в слабой позиции? (а, я, о, е, и)
– Подчеркните их в цепочке букв – ояауыиюеёэ.
– В какой части слова гласные могут быть в слабой позиции? (на доске по ходу ответа детей составляется схема для обозначения состава слова. дети дают ответы о частях слова, в которых могут наблюдаться слабые позиции – (приставка, корень, суффикс, окончание).
– Какие гласные вызывали у вас затруднения в написании падежных окончаний имен существительных? (е, и)
– А в окончаниях имен прилагательных?
– Какой звук мы слышим в окончаниях имен существительных в слабой позиции?
2. Игра-эстафета (по рядам раздаются листы со словами-глаголами, надо дописать окончание и передать соседу)
ползёшь лежим цветёт сидишь летит сохраните ведёт шуршит
– Правописание каких личных окончаний глаголов вызвало затруднение?
– Почему? (окончания во всех глаголах ударные)
Вывод: если окончание ударное - пишем то, что слышим.
IV. Постановка проблемы
1. Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? (на доске запись: Тише ед-шь – дальше буд-шь.)
– Какие гласные буквы надо написать в личных окончаниях глаголов?
Появляется запись:
– Какие у вас есть предложения? (ребята высказывают свои гипотезы)
2. – А сейчас мы запишем несколько слов.
Кол-т, свет-т, приход-шь, начина-те, паш-м (у доски работают два ученика на разных частях доски, остальные учащиеся записывают слова в тетради в столбик)
– Сравните, как написали слова ребята на доске.
– У вас есть решение данной проблемы?
V. Решение проблемы. Составление алгоритма.
1. Работа со словами, записанными на доске и в тетради.
– Какие окончания в словах: ударное или безударное? (безударное)
– Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глаголов? (спряжение)
– Как определить спряжение? (по неопределенной форме глаголов)
- Кол-т – колоть – 1 спряжение – пишем Е
- Свет-т – светить – 2 спряжение – пишем И
- Приход-шь – приходить – 2 спряжение – пишем И
- Начина-те – начинать – 1 спряжение – пишем Е
- Паш-м – пахать – 1 спряжение – пишем Е
(исправляем ошибки на доске, а остальные учащиеся исправляют ошибки у себя в тетрадях)
2. Составление алгоритма. (на доске строится алгоритм по ходу ответов детей на вопросы)
– Что мы должны сделать в первую очередь? (ставлю ударение и определяю, какое окончание: ударное или безударное?)
– Если окончание безударное, то ставим глагол в неопределенную форму.
– Если неопределенная форма глагола оканчивается на ИТЬ, то это второе спряжение и пишем –И.
– Если неопределенная форма оканчивается не на ИТЬ, то это первое спряжение и пишем –Е.
– А если окончание ударное? (что слышим, то и пишем)
3. Работа над пословицей.
- Тише ед-шь – дальше буд-шь.
- Ед__шь – ехать – 1 спряжение – пишем – Е
- Буд__шь – быть – 1 спряжение – пише Е
– В каком слове гласная обозначает два звука? (едешь: [й] [э])
4. Сравнение алгоритма, составленного учащимися с алгоритмом, данным в учебнике на стр. 174
5. Выполнение упражнения 234, стр. 138 (5 словосочетаний с комментированием)
6. Выполнение задания на отдельных листочках по 3 уровням сложности:
1 уровень. Запишите глаголы в неопределенной форме и определите спряжение.
- Ставят –
- Вяжет –
- Бегаю –
- Тянут –
- Носит –
2 уровень. Запишите имена существительные в неопределенной форме глаголов и определите спряжение.
- Игра –
- Мороз –
- Свет –
- Холод –
- Подход –
3 уровень. Запишите фразеологизмы глаголами неопределенной формы и определите спряжение.
- Бить баклуши –
- Витать в облаках –
- Зарубить на носу –
- Держать язык за зубами –
- Держать в голове –
VI. Итог урока
– Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
– Что для вас на уроке было выполнить легко?
– А что вызвало трудность?
Домашнее задание: №234 с. 138 дописать, выучить правило с. 137