Обобщение и систематизация знаний по теме "Закрепление и углубление изученного в 5–6-х классах"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме; ознакомление с заданиями ГИА.
  2. Развитие умений, связанных с пониманием текста, его переработкой.
  3. Воспитание осознанного отношения к чтению.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

1. Запись темы урока.

Задание классу: “Попробуйте, исходя из темы урока, определить его цель”.

Формулирование обучающимися целей урока. (Приложение1.)

2. Проверка домашнего задания. Ученики были распределены на группы, каждая группа подбирала задания к определённому виду орфограмм:

1-я группа – гласные в корне слова;
2-я группа – согласные в корне слова, правописание приставок;
3-я группа – правописание суффиксов и окончаний разных частей речи;
4-я группа – дефисные и слитные написания.

Показ слайдов “Орфографические правила русского языка” (домашнее задание-проект, выполненное обучающимся) учащиеся иллюстрируют примерами из домашнего задания. (Приложение 2.)

Участник одной группы говорит пример, член другой группы формулирует правило. (Работа по цепочке.)

3. Выполнение проверочной работы по орфографии в форме теста. (Приложение 3.)

II. Переход к изучению темы урока.

1. Слово учителя:

– Пунктуационные правила мы с вами повторим, работая с текстом.

Чтение как фактор конкуренции

(По Олегу Никифорову / Независимая газета, 20.10.2009.) (Приложение 4.)

2. Лексическая работа.
ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения

3. Чтение текста вслух учеником.

1) Чтение – процесс индивидуальный и часто всепоглощающий.
2) Результаты опроса ВЦИОМа, посвященного читательским предпочтениям россиян и проведенного в начале лета, не оставляют до сих пор в покое российских интеллектуалов.
3) Известный отечественный ученый и популяризатор науки профессор Сергей Капица дал такой комментарий: “За последние 15 лет мы воспитали неразвитое, нечитающее поколение”.
4) Действительно, данные ВЦИОМа впечатляют.
5) Число наших сограждан, вообще не берущих книгу в руки, возросло с 20% в 1996 году до 35% – в 2009 году.
6) В принципе это плохо.
7) И не только с точки зрения интеллектуального потенциала государства.
8) Но российские показатели не сильно отличаются, например, от немецких. 9) По данным опросов, проведенных немецким фондом “Чтение”, в сегодняшней Германии процент регулярно читающих книги примерно такой же, как и в России.
10) Причем и литературные предпочтения остаются такими же – большинство читателей как в России, так и в Германии предпочитают детективы и остросюжетные боевики.
11) Подобное явление вызвано и ускорением темпа жизни, и развитием Интернета, который во многом стал заменять для рядового потребителя культуры и книгу, и театр, и концертный зал, и посещение музеев.
12) Разнообразие телевизионных программ и передач также способствует вытеснению традиционной книги из повседневной жизни, и киноиндустрия не остается в стороне, внося свой вклад в процесс вытеснения печатной книги из повседневного обихода.
13) Однако чтение остается ведущим фактором и с точки зрения уровня культуры, и в плане конкурентоспособности.
14) Исследования немецких ученых показывают, что в большинстве фирм их сотрудники ровно четверть своего рабочего времени посвящают чтению письменной информации.
15) Это могут быть и деловые журналы, и научные издания, и сообщения электронной почты или интернетовские страницы.
16) Самое главное – только на основе полученной путем чтения базовой информации могут быть приняты правильные решения.
17) Но просто прочитать недостаточно, надо уметь выделить главное.
18) Повышение на 25% эффективности процесса чтения уже означает выигрыш более двух недель рабочего времени в год.
19) При этом необходимо учитывать, что поток информации возрастает на 30% каждый год.
20)Как же нам оценить явное снижение интереса к книге?

4. Задание классу.

Выполнить работу по вариантам:
1-й вариант – составить схемы предложений 1-ого абзаца;
2-й вариант – составить схемы предложений 2-ого абзаца.
(2 ученика работают у доски (Приложение 5).) Проверка задания.

– Какие пунктуационные правила вы вспомнили?

5. – Вы знаете, что на экзамене в 9 классе большое внимание уделяется умениям понимать текст, интерпретировать его, выделять главное. Выявить, как вы поняли текст, помогут следующие задания:

1). Подумайте, какие вопросы вы могли бы задать к тексту?

(Согласно “Приёмам педагогической техники” А.Гина вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими и развивающими.)

Работа в парах; запись вопросов тетради. Проверка.

2) Какое из высказываний противоречит содержанию текста?

1) Интерес к чтению угасает из-за того, что Интернет стал заменять практически все культурные развлечения.
2) За последнее десятилетие в России количество людей, не берущих в руки книги, возросло.
3) Киноиндустрия влияет на вытеснение традиционной книги из повседневного обихода.
4) Чтение не является ведущим фактором, определяющим уровень культуры человека

6. В экзаменационной работе есть задания, связанные с поиском ответов в самом тексте. Перед вами примеры таких заданий:

  • Из предложений 1–3 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

5) Чтение – процесс индивидуальный и часто всепоглощающий.
6) Результаты опроса ВЦИОМа, посвященного читательским предпочтениям россиян и проведенного в начале лета, не оставляют до сих пор в покое российских интеллектуалов.
7) Известный отечественный ученый и популяризатор науки профессор Сергей Капица дал такой комментарий: “За последние 15 лет мы воспитали неразвитое, нечитающее поколение”.

  • Из предложений 8–10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: “В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется -НН-”.

8) Но российские показатели не сильно отличаются, например, от немецких.
9) По данным опросов, проведенных немецким фондом “Чтение” , в сегодняшней Германии процент регулярно читающих книги примерно такой же, как и в России.
10) Причем и литературные предпочтения остаются такими же – большинство читателей как в России, так и в Германии предпочитают детективы и остросюжетные боевики.

  • Из предложений 11-12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: “В кратких страдательных причастиях пишется -Н-”.

11) Подобное явление вызвано и ускорением темпа жизни, и развитием Интернета, который во многом стал заменять для рядового потребителя культуры и книгу, и театр, и концертный зал, и посещение музеев.
12) Разнообразие телевизионных программ и передач также способствует вытеснению традиционной книги из повседневной жизни, и киноиндустрия не остается в стороне, внося свой вклад в процесс вытеснения печатной книги из повседневного обихода.

7. Задания, связанные с пунктуацией:

  • В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения.

Однако чтение остается ведущим фактором и с точки зрения уровня культуры, (1) и в плане конкурентоспособности. Исследования немецких ученых показывают,(2) что в большинстве фирм их сотрудники ровно четверть своего рабочего времени посвящают чтению письменной информации. Это могут быть и деловые журналы, (3) и научные издания, (4) и сообщения электронной почты или интернетовские страницы. Самое главное – только на основе полученной путем чтения базовой информации могут быть приняты правильные

8. При написании сжатого изложения важно владеть приёмами сжатия текста. Давайте вспомним, как можно сжимать текст. (Опрос.)

Приёмы сжатия текста:

  • Исключение из текста причастных и деепричастных оборотов;
  • Обобщение однородных членов;
  • Упрощение предложений.

Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сжать данный текст (1 абзац). Запись в тетрадь. Проверка.

III. Подведение итогов урока.

– Достигнута ли цель урока?

Резюме.

  1. Что не понравилось на уроке?
  2. Что понравилось?
  3. Какие вопросы остались после урока?
  4. Оценка работы преподавателя и своей.

IV. Домашнее задание.

По выбору учащегося:

  1. Сочинение-миниатюра “Почему сегодня подростки не читают книг?”
  2. Подобрать 1–2 задания в тестовой форме по орфографии или пунктуации к тексту.
  3. Сочинение-ответ на вопрос, заданный в статье “Как оценить снижение интереса к книге?”
  4. Подобрать 5 предложений для орфографического и пунктуационного разбора.