Цели урока:
- научить учащихся работать с текстом для сжатого изложения, повторить понятия "тема" и "микротема", повторить способы сжатия текста;
- развивать творческое воображение учащихся.
Задачи урока: тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстами:
- выделять главную и второстепенную информацию;
- искать тезисы;
- сжимать текст разными способами;
- записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста.
Оборудование и материалы к уроку:
- экран, проектор;
- презентация "Подготовка к выполнению задания С1 в экзаменационной работе ГИА";
- карточки с текстами для учащихся;
- таблицы "Средства связи предложений в тексте" (Приложение 1).
1 урок
Ход урока
I. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы будем учиться работать с текстом для написания сжатого изложения. Давайте вспомним основные способы сжатия текста.
(Исключение, обобщение и упрощение.)
- Перед вами карточки с текстом, сжатое изложение которого вам предстоит написать.
II. Развитие воображения учащихся. Работа со слайдами, комментарий учителя к слайдам, чтение фрагментов текста учащимися. Объяснение лексического значения сложных слов (при необходимости).
Слайд 1
Древнеримский зодчий Витрувий почти две тысячи лет тому назад "вывел" формулу, с помощью которой описал требования, предъявляемые к произведению архитектуры: прочность, польза, красота. С тех пор специалисты не сомневаются, что именно эти компоненты составляют сущность архитектуры. Каждый из них важен сам по себе, в целом же они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства.
Зодчий - архитектор.
Марк Поллион Витрувий - древнеримский зодчий, живший в I веке до нашей эры. "Десять книг об архитектуре" - единственная сохранившаяся в целости античная работа, представляющая всестороннее энциклопедическое исследование, в котором можно найти исторические, технические и эстетические рассуждения.
Слайд 2
То, что произведение архитектуры должно быть красивым, сомнений не вызывает. Несомненно также, что памятники древней архитектуры сохранились благодаря прочности строительного материала и конструкции здания. Иначе мы просто не могли бы сегодня наслаждаться их красотой и совершенством.
Слайд 3
Мы любуемся красивыми островерхими шлемовидными куполами, а ведь они пришли на смену пологим византийским из-за того, что на них не задерживаются ни снег, ни дождевая вода - так учтены особенности нашего климата с дождливой осенью и снежной зимой.
Слайд 4
И многоглавыми русские храмы строили не только для красоты. Каждый купол в них опирается на цилиндрический барабан с окнами, которые служат для освещения внутреннего пространства храма. Чем крупнее была церковь, тем больше требовалось барабанов, чтобы ее осветить, а значит, - и больше куполов. Купола ставили на разном уровне (один выше, другие ниже) тоже из соображений пользы: чтобы они не затеняли друг друга, чтобы освещение не терялось.
II. Работа с текстом.
1. Чтение текста учителем.
2. Выполнение заданий к тексту:
- определить стиль и тип речи;
- вставить буквы на месте пропуска, раскрыть скобки и объяснить данные орфограммы;
- объяснить употребление кавычек в первом предложении;
- расставить знаки препинания в предложениях 1, 2, 15 и объяснить их постановку.
(1)(Древне)римский зодчий Витрувий почти две тысячи лет тому назад "вывел" формулу с помощью которой описал требования пред..являемые к произведению архитектуры прочность польза красота. (2)С тех пор специалисты не сомневаются что именно эти компоненты сост..вляют сущность архитектуры. (3)Каждый из них важен сам по себе, в целом же они позв..ляют архитектурному сооружению стать произведением и(с,сс)ку(с,сс)тва.
(4)То, что произведение архитектуры должно быть красивым, сомнений не вызывает. (5)Несомненно так(же), что памятники древней архитектуры сохр..нились благодаря прочности строительного материала и конструкции здания. (6)Иначе мы просто не могли бы сегодня насл..ждаться их красотой и совершенством. (7)Но при чем здесь польза? (8)Какое отношение имеет она к высокому и(с,сс)ку(с,сс)тву архитектуры?
(9)Самое прямое! (10)Форма, размеры, внутре(н,нн)яя планировка здания зависят от того, для чего его строят, как соб..раются и..пользовать. (11)И многие архитектурные решения появились не только из стремления архитектора построить нечто красивое - в них есть практический смысл.
(12)Это можно увидеть на примере (древне)русской архитектуры. (13)Мы любу..мся красивыми островерхими шлемовидными куполами, а ведь они пришли на смену пологим византийским из-за того, что на них не задерж..ваются (ни, не) снег, (ни, не) дождевая вода - так учтены особенности нашего климата с дождливой осенью и снежной зимой.
(14)И многоглавыми русские храмы строили не только для красоты. (15)Каждый купол в них оп..рается на ц..линдрический барабан с окнами которые служат для освещения внутре(н,нн)его пространства храма. (16)Чем крупнее была церковь, тем больше требовалось барабанов, чтобы ее осветить, а значит, - и больше куполов. (17)Купола ставили на разном уровне (один выше, другие ниже) тоже из соображений пользы: чтобы они не зат..няли друг друга, чтобы освещение не терялось.
III. Работа над "сжатием" текста.
1. Определите тему данного текста.
2. Сколько микротем содержится в данном тексте?
3. В каждом абзаце найдите главную информацию, которая направлена на раскрытие микротемы.(Подчёркиваем текстовый материал)
4. Выделяем лишний материал. (Заштриховываем)
Учитель: Таким образом "сжимаем" текст. Как правило, количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.
5. Заполнение таблицы
Абзац | Содержание микротемы и ключевые слова |
1 | Сочетание в сооружении трех компонентов: прочности, пользы и красоты - позволяет ему считаться произведением архитектурного искусства. |
2 | Если требования прочности и пользы, предъявляемые к произведению архитектуры, кажутся бесспорными, то требование пользы может вызвать у неискушенного человека сомнения. |
3 | В архитектурных решениях есть не только красота, но и практический смысл. |
4 | Форма куполов русских церквей способствует тому, чтобы на них не задерживались атмосферные осадки. |
5 | Наличие нескольких глав в русских церквях, а также их взаимное расположение связаны с необходимостью освещать внутренне пространство храма. |
IV. Работа со "сжатым" текстом.
Чтение полученного текста; анализ средств связи в полученном тексте. Анализировать средства связи предложений в тексте поможет таблица "Основные средства связи между предложениями в тексте" (Приложение 1).
V. Анализ полученных текстов.
1. Сравнительный анализ "сжатых" текстов учащихся и текста-образца, отображённого на экране.
Более двух тысяч лет назад древнеримский архитектор Витрувий сформулировал требования к произведению архитектуры. Сочетание в сооружении трех компонентов: прочности, пользы и красоты - позволяет ему считаться произведением архитектурного искусства.
То, что произведение архитектуры должно быть красивым и прочным, сомнений не вызывает. Но какое отношение польза имеет к высокому искусству архитектуры?
Самое прямое! Во многих архитектурных решениях есть не только красота, но и практический смысл.
Это можно увидеть на примере древнерусской архитектуры. Островерхие шлемовидные купола сменили пологие византийские, так как на них не задерживались атмосферные осадки.
Русские храмы строили многоглавыми и купола располагали на разном уровне для хорошего освещения внутреннего пространства храма.
2. Учащиеся читают свои "сжатые" тексты, сравнивают с вариантом, представленным на доске, делают выводы.
Анализ средств связи в тексте. (Необходимо подчеркнуть средства связи предложений в тексте)
VI. Итоги 1-го урока.
2 урок
Учащиеся пишут сжатое изложение по памяти в тетрадях по развитию речи.
- Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения - не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Список литературы.
1. Шапиро Н.А., Волкова А.В., Кузнецова Е.В., Шувалова Е.Ю. Материалы курса "Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика". - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2010.