1. Вступительное слово.
Цели урока: (формулируют сами учащиеся)
- уяснить, от чего зависит правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме;
- понять, почему приставки могут быть измен-ся и неизмен-ся;
- .уметь применять на практике письма нормы правописания приставок;
- ежеурочная подготовка к ЕГЭ посредством повторения изученного материала;
- развитие речи путем работы над словом.
2. Оргмомент - работа в тетрадях (число, тема урока). Параллельно- проверка наличия домашнего задания с последующим сбором на проверку
Немного повторения: словарная работа- один учащийся у доски, класс работает в тетрадях. Задание: расставить ударение в словах и пропущенные буквы. По зачитанному учителем лексическому значению определить слово.
Ант..теза, ид..ал, анаф..ра, тер..итория, п..рспектива, тр..диц..я, кр..терий, ад..птация, воз..рение, м..дернизац..я, пре..шествен..ик, опт..мизм.
Учитель по порядку зачитывает значения слов: анафора, территория, перспектива, модернизация, оптимизм. Ученик у доски определяет слово по его значению, подчеркивает его, в случае затруднения прибегаем к помощи класса. Последним было определено слово "оптимизм". Вывод учителя: таким образом, несмотря на возникающие трудности, мы с вами должны с оптимизмом смотреть в будущее! Для выставления оценки за работу у доски учащиеся задают вопросы отвечающему по изученным темам.
Работа с новым материалом. Самостоятельное изучение материала параграфа № 27, стр. 118. На доске даны вопросы, на которые учащиеся должны дать ответы в ходе работы над параграфом 1. Что характерно для правописания большинства приставок в русском языке? 2. Что вы можете сказать о правописании приставок, оканчивающихся на -з и -с ? 3. От чего зависит правописание приставок-раз-роз, -рас-рос ? После изучения нового материала дети дают ответы на записанные вопросы.
Выводы сделаны. После этого детям предлагается обратиться к алгоритму, составленному по данной теме с заведомо допущенными ошибками. Учащиеся должны определить эти ошибки.
Алгоритм. (дети сами дают значение слова "алгоритм")
- Приставка на з-с? (Если нет-пишем независимо от последующего соглас ного) ;
- Если на з-с, то:
- Перед гласными и звонкими согласными - С ;
- Перед глухими согласными-З. (ошибка)
- Если приставка -раз-рас; роз-рос, то:
- Под ударением-А;
- Без ударения- О. (ошибка)
Учащиеся находят ошибки в алгоритме,исправляют их, записывают нужный вариант в тетрадь.
3. Закрепление материала. Учащимся предлагается выполнить по вариантам задание по карточкам со словами на изученную орфограмму.
- 1 вариант-выписать слова с приставками, не изменяющимися на письме;
- 2 вариант- слова с приставками на -з-с;
- 3 вариант- слова с приставками, оканчивающимися на гласный звук.
Слова, данные в карточке.
Ниспадать , предшественник, воззрение, сдельщина, расхвораться, ниспровергнуть, розвальни, сжечь, обтекаемый, подписчик, просвещать, наслаждение, задвижка, доверчивый, подучить. Одновременно с работой по карточкам одному учащемуся дается задание поработать с толковым словарем С.И.Ожегова: найти и зачитать значения первых 7 слов из карточки. После проверки заданий по вариантам зачитываются значения указанных слов. Далее- после исправления заданий по карточке дети сами ставят себе оценки за работу:
- "5"- 0 ошибок;
- "4"- 1-2 ошибки;
- "3"- 3-4 ошибки;
- "2"- 5 и более ошибок.
После самостоятельного оценивания дети поднимают руки- кто какую оценку себе поставил. Создаю ситуацию успеха: "Если кого-то не удовлетворила поставленная отметка, просьба не расстраиваться, а дома еще раз внимательно проработать материал, и тогда у Вас все получится!" Выводы по уроку делают сами ученики.
4. Следующий этап работы - рефлексия. Прошу детей опять же самих дать оценку их работы на уроке по заранее выданным схемам оценивания работы на уроке:
- Поняли ли Вы новую тему?
- Какие возникали трудности по ходу урока? Как Вы ихх преодолевали?
- Где Вам может быть полезен изученный сегодня материал?
- Какую оценку за урок Вы себе ставите?
Спасибо за участие!
Каждый учащийся заполняет лист и сдает учителю для ознакомления и, если будет необходимо, последующей коррекции знаний учащихся и т.д.)
5. Объяснение домашнего задания - параграф 27, упр. № 168 (проставляем пропущенные буквы по цепочке). Задание дифференцированное:
- На оценку "3"- вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание;
- На оценку "4"- то же самое задание, что и на "3", плюс определить вид связи слов в словосочетаниях:
- На оценку "5"- то же, что на "3" и "4", плюс составить два предложения с выделенными словами.
- На дополнительную "5"- творческое задание- выписать 8-10 словосочетаний из любых печатных изданий (газет, журналов, книги, которую сейчас читаете и т.д.) на изученную орфограмму.
6. Оргмомент. Завершение урока.