Урок в 10-м классе "Безударные гласные в корне слова"

Разделы: Русский язык


Русский язык в старших классах - это всегда ответственно, ведь задача учителя - подготовить своих учеников к итоговой аттестации. Данный урок – обобщение опыта работы по углубленному повторению правила “Безударные гласные в корне”.

Предлагаю вашему вниманию конспект и презентацию этого урока.

Цели.

  1. Систематизация знаний по правописанию безударной гласной в корне слова.
  2. Конкретизация способов применения правила.
  3. Развитие речи учащихся.
  4. Воспитание ценностного отношения к способу получения знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра презентации.

Приложение

1. Оргмомент. Учитель необычно приветствует учеников

Сегодня солнечное осеннее утро. Солнце несет людям тепло, свет, жизнь. Может быть, и знания – это тоже солнце? А еще Александр Сергеевич Пушкин - солнце русской поэзии. Попробуем написать сочинение – миниатюру о Пущкине.

2. Актуализация.Развитие речи. (Используется прием “ассоциативное поле”)

Совместно с учащимися составляется схема из ключевых слов. Ученики самостоятельно определяют, о чем они будут писать. Для примера предлагается сочинение. Ученики читают свои сочинения.

Стоит лишь чуть-чуть прик…снуться к п..эзии Пушкина, как ты чувствуешь т..пло и любовь п..эта ко всему, что есть в жизни. Ты пол…гаешь, что это пушкинский мир, а он и твой тоже. Как м..лоденький з..лёный р…сток, ты тянешься к солнцу, “солнцу русской п..эзии”. Ты дышишь полной грудью, устр..мляешься всё выше и выше. И уже ничто не заст…лает тебе пути к свету. И душа живёт.

3. Работа над орфограммами текста? Выход на тему урока. Определение учащимися целей урока

4. Формирование новых знаний

Задание №1. Спишите словообразовательное гнездо, вставляя нужные слова.

Сделайте морфемный разбор слов. Прим…рять, ув…ртюра, расст..лить, Соотнесите правила и слова.

Проверяемая безударная гласная ------ примирять

Непроверяемая гласная -------- увертюра

Чередующаяся гласная -------- расстелить

Задание №2. Закрепление способов проверки проверяемой гласной в корне слова.

(Используется памятка презентации)

Имейте в виду, что в качестве проверочных слов нельзя использовать глаголы с суффиксами -ЫВА, -ИВА, так как в них происходит чередование | – О||А

Задание №3. (на интерактивной доске)

Вставьте пропущенные буквы.

Ст..рожил (местности) – ст..рожил (сад).

Посв..тить  (стихи) – посв..тить (фонариком).

Разр..дить (всходы) – разр..дить (ружье).

Св..ла (гнездо) – св..ла (ребенка).

Ум..лять (значение) – ум..лять  (о помощи).

Обв..вал (лицо) – обв..вал (ствол).

Ч..стота (пульса) – ч..стота  (в квартире).

Нав..вать (грусть) – нав..вать (проволоку)

Д..лекий (даль) – д..лина (дол)

Нал..пить (игрушки) – нал..пает (снег).

М..чи (меч) – м..чи (мяч).

Задание №4. Работа над непроверяемой гласной в корне слова.

В…стибюль, акк…мп…немент, об…яние, нав…ждение, возр…жать, ди…пазон, пан…рама, п…риферия, ув…ртюра, эксп…римент, импр…визация, к…мб…незон, экстрав…гантный.

Все ли слова соответствуют этому правилу?

Задание №5. “Орфография слова есть биография слова”.

Вставьте буквы, определите лексическое значение слов, в случае затруднения, обратитесь к этимологическому словарю.

О б.. я н и е –

О б.. н я н и е –

Задание №6. Назовите толкования слов одним словом.

  • Краткий, немногословный, чёткий в изложении – … (лаконичный)
  • Ум, мыслительная способность, умственное начало в человеке – (интеллект)
  • Угнетатель, мучитель, деспот – (тиран)
  • Происшествие, недоразумение, столкновение - (инцедент)
  • Всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса – (референдум)
  • Выставлять свою кандидатуру для голосования- (балотироваться)

Задание №7. Сколько однокоренных слов в предложении?

Можно ли их проверить ударением?

Вратарь возвратился к воротам.

Распределите слова по орфограммам, используя таблицу.

Загореть – загар;   поклониться – кланяться;
выбирать – выберу;   предлагать – предложить;
соприкасаться – соприкоснуться;   вырастить – выросла;
блестящий – блистающий;   обмакнуть – промокнуть;
вычесть – вычитать;   уклоняться – кланяться;
равняться – уровень;   выскакивать – выскочить;
озарять – зори;   подниматься – подняться;
поджигатель – поджёг.  

Впишите в пустые графы таблицы подзаголовки. Подкрепите своими примерами каждое положение таблицы.

5. Подведение итогов урока

6. Рефлексия