Диктант как один из эффективных видов работы на уроке русского языка

Разделы: Русский язык


Каждый учитель русского языка не раз в своей работе использовал на уроке диктант. Диктант (от лат. dicto — диктую) - один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации.

Различают диктанты обучающие и контрольные. Контрольные, как правило, проводятся после изучения одной большой темы, например, после изучения различных частей речи или отдельных синтаксических единиц, а также в конце четверти, полугодия, учебного года. Для выполнения этого вида работы отводится самостоятельный урок.

Обучающие диктанты занимают на уроке его небольшую часть. Выделяют несколько видов обучающих диктантов. Подробнее остановлюсь на тех диктантах, которые наиболее часто использую во время урока. Проиллюстрирую это на примере урока в 6 классе по теме “Не с существительными”.

Одним из “быстрых”, на мой взгляд, является графический диктант, когда не нужно писать, а только чертить. Задание может быть таким:

- Составьте схемы предложений

Невезение и неудачи преследовали меня.

Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит.

Самым распространенным обучающим диктантом, используемым учителем почти на каждом уроке в 5-7 классах, считается орфографический. Он позволяет сформировать навыки грамотного письма.

- Запишите словосочетания, обозначьте орфограммы в словах с не.

Не был в школе, ненастный день; не внимание, а рассеянность, голубая незабудка, справедливое негодование, держать в неволе, проявить неаккуратность, атаковать неприятеля, ненавидеть ложь, не видеть ошибку.

При выборочном диктанте из читаемого текста записываются только определённые слова или их сочетания на изучаемые правила. Например,

- Выпишите из стихотворения Б. Заходера только существительные, которые без не не употребляются.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением,
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха
И на взрачной клумбе у будки,
Голубые цвели забудки
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И,виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазную лужу.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа,
А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна – смеяна,
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

Лексический диктант способствует расширению словарного запаса школьников, а также развивает речевые умения: ведь такой диктант может проводиться не только учителем, но и учениками.

- Определить слова по их лексическому значению.

  1. Грубый, невоспитанный человек. (Невежа)
  2. Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа)
  3. Неграмотный, малообразованный человек. (Невежда)
  4. Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа)

Ещё одним видом обучающих диктантов является распределительный. Подобная работа может строиться следующим образом:

- Распределите слова по двум столбикам в зависимости от написания в них не. (Текст дан на доске)

Книга – друг человека. В ней открывается прекрасный мир, воспитывается (не)праздность, а доброта. Читая книги, мы плачем над (не)счастьями и (не)взгодами людей, которые страдали от (не)справедливости, (не)вежества. Мы любим книги, где герои борются с (не)правдой.

Цифровой диктант можно использовать на уроках закрепления или обобщения изученного материала. Его преимущество заключается в том, что можно быстро проверить уровень усвоения темы учениками.

- На доске даны предложения, в них есть слова с не. Ребята 1 варианта напишут цифры тех предложений, где не пишется слитно, а 2 варианта – раздельно.

  1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
  2. Передо мной был (не)враг, а друг.
  3. (Не)известности уже не было.
  4. Мы остановились в (не)доумении.
  5. С годами у него появилась (не)решительность.
  6. Это (не)правда, а откровенная ложь.
  7. (Не)правду я не потерплю.
  8. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
  9. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
  10. (Не)терпение, а раздражительность мешали разговору.

Реже на уроках использую такие обучающие диктанты, как творческий, когда учащиеся вносят в текст по заданию учителя различные изменения; свободный, который близок к изложению, и так называемый самодиктант, позволяющий ученикам самим придумывать примеры на заданное правило.

Использование диктанта на разных этапах урока помогает сделать его увлекательным, активизировать детей, реализовать комплекс педагогических задач.