Цели: повторить разряды местоимений, их признаки; закрепить умение правописания местоимений, умение употреблять их в речи; формировать навык работы в группе; вызвать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: Повторение и обобщение ЗУН.
Приемы: работа в 4 группах (каждой группе даны задания, после выполнения работы каждая группа делится результатом, который оценивается учителем, остальные группы прослушивают ответы соперников), беседа, элементы анализа текста, выразительное чтение, редактирование предложений, составление опорных схем, осложненное списывание.
Оборудование: карточки с заданием, текст, листы бумаги для схем, маркеры.
Ход урока
Орг. мом. Организация групп учителем, знакомство с правилами работы в группе, распределение ролей.
- Сегодня на уроке мы поиграем, проведем соревнование между командами. Цель нашей игры - повторить изученные нами разряды местоимений, их отличительные признаки, правила их написания и употребления их в речи. Итак, команды готовы побороться? Пусть сильнейшие получат пятерки!
Проведение соревнований.
Конкурс "Викторина".
Командам по очереди задается вопрос, за правильный ответ - 1 балл, если команда не имеет ответа, вопрос переходит к следующей команде.
- Какие местоимения называются личными? Назовите их.
- Как изменяются личные местоимения?
- От каких местоимений образованы неопределенные местоимения? Приведите примеры
- Для чего служат в речи вопросительные местоимения?
- Как изменяется местоимение себя?
- У каких местоимений после предлога появляется буква Н?
- Как изменяются неопределенные местоимения некто и нечто?
2. Конкурс "Узнай меня".
Выразительное чтение текста ученицей. Каждая группа работает с текстом (копия у каждой группы) по заданию.
О чем индюк думал?
Жил-был на свете индюк. Жил - и думал. Все - о себе: какой он, Индюк?
Только вылупился из яйца - подумал:
"Ай-ай-ай, какой я маленький! Надо расти!"
Стал расти. Рос, рос - вырос с хорошего поросенка.
Подумал:
"Ого-го, какой я большой! Молодец!"
И верно - большой стал Индюк. Взрослый. Красные серьги у него под носом выросли.
Погляделся в лужу - хвост распустил.
Подумал:
"Вот он я какой! Красивый!"
Маленькая девочка во двор зашла - кинулся на нее, забормотал, забормотал - напугал до полусмерти.
И подумал:
"Ай да я! Какой я сильный да храбрый!"
Кого ни встретит - со всеми у него один разговор:
- Балды-балды!
"Вы, мол, балды, - думает, а я - вон какой умный.
Индюк индюком!
Ну, долго ли коротко ли - пришло время хозяйке Индюка ловить.
А он не дался. Через забор перемахнул - и в лес. Бежит - думает:
"Что - взяли? Врете! Я ого-го какой хитрый!"
А лиса, известное дело, тут как тут:
Ощипала Индюка, обедать села.
А сама приговаривает:
- Эх, Индюк, Индюк! Всю-то жизнь ты о себе думал, а самого главного так и не понял: какой ты вкусный!
Задание: выпишите из текста рассказа местоимения, сгруппируйте по разрядам.
Конкурс "Четвертый лишний".
По какому-либо отличительному признаку найдите лишнее местоимение. Карточки с примерами показываются всем группам, каждая аргументирует свой ответ, оценивается правильный.
- кто-нибудь, что-то, кого-то, кем-либо.
- (кое)кто, (кое)чем, (кое)с кем, (кое)чего.
- (кто)то, (кое)кто, (что)нибудь, (чем)либо.
- какой, сколько, который, чей.
- никто, ничей, нечем, нечто.
- о нем, кто, они, я.
Конкурс "Говори правильно".
Найдите ошибки в употреблении местоимений в предложениях.
Карточка с двумя предложениями каждой группе.
- Кто-то из женщин вошла сюда.
Я хочу сказать вам кой-чего. - Не знаю, чего мне делать сейчас.
Кто из девочек ушла домой? - Чего ты читаешь?
Что из коллекции больше всего вам понравилась? - Я принес вам чего-то.
Сколько много здесь инструментов!
Конкурс "Нарисуй схему".
К заданному правилу составить опорную схему, которой можно было бы пользоваться при выполнении упражнений. Каждой группе свое правило.
- Правописание КОЕ в неопределенных местоимениях.
- Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
- Правописание КОЕ, ТО, ЛИБО, НИБУДЬ и НЕ в неопределенных местоимениях.
- Правописание НЕ и НИ с отрицательными и неопределенными местоимениями слитно и раздельно.
Конкурс "Пиши правильно".
Выписать местоимения в колонки, используя составленные схемы:
Через дефис | Слитно | Раздельно |
Увидел кого(то), с кем(то) повстречался, в (не)сколько минут, почитать что(либо), был (кое)у кого, (ни)чем не удивишь, (не)чего делать, (кое)с кем ушел, (ни)кого не видел, (не)что интересное, (ни)у кого не было, остался (ни)с чем, (не)который недостаток.
Подведение итогов соревнований.
- Выставление оценок.
Рефлексия:
- Как работалось в группе?
- Какое задание было самым сложным?
- Какое задание было самым интересным?
Список литературы.
- Учебник Русский язык. 6 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., -М., Просвещение, 2007.
- Дидактические материалы. Русский язык 5-7 классы. Г.М.Шипицына, С.С.Петровская, И.Н.Черников, -М., Дрофа, 2002