Суффикс. 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Задачи урока:

  • формировать представление о понятии суффикс как части слова и его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;
  • закреплять навыки нахождения в словах частей слова: корень и окончание;
  • развивать мыслительные операции: мышление, умение анализировать, сравнивать;
  • воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, учебник “Русский язык” 2класс, 1 часть с.100, раздаточный материал.

Этапы урока и их цели Деятельность учителя Деятельность и предположительные ответы обучающихся
1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Послушайте стихотворение: (Приложение 4)

Очень любим мы учиться,
Не лениться, а трудиться.
В страну Знаний мы идем
И друзей с собой берём.

Можно сказать, что это стихотворение об учениках нашего класса?

Как учатся настоящие ученики?

Что значит уметь учиться?

С чего начнем наш урок?

 

 

 

 

Да

Сами

Узнать, чего я еще не знаю и самому найти способ.

Повторим необходимые знания.

2. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать имеющиеся знания достаточные для получения нового знания.

1. Вспомните, из чего состоят слова?

Скажите, какие части слова мы уже с вами знаем?

Что вы знаете о корне?

Что такое окончание?

Как вы думаете, все ли части слова мы знаем?

Готовы ли вы изучать новую часть слова?

2. Поработаем в парах. Вспомним правила работы в парах.

Прочитайте предложения, записанные на доске и у вас на карточках.

Выделите в словах, которые обозначают детенышей животных, части слова. (Приложение 1)

Слон со слоненком

Лось с лосенком

Лиса с лисенком

Все ли части слова вы выделили?

Почему не смогли?

Из частей (из букв, из слогов)

Корень, окончание

 


 

Нет

 

Да

Один вслух, другие следят глазами.

 

Самостоятельно выделяют. Затем вызвать к доске разные варианты ответов.

 

 

Нет

 

Потому, что появилась часть слова, которую мы не изучали.

3. Создание проблемной ситуации.

Цель: зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

На какой же вопрос нам предстоит ответить?

Какую цель поставим перед собой? (Что будем узнавать?)

Как называется новая часть слова.

Познакомиться с новой частью слова.

4. Поиск решения проблемной ситуации. Какие есть предположения, как превратить нам наше незнание в знание?

Как определить название этой части слова?

Для чего она служит?

Каким значком её обозначают?

Где в слове находиться она?

Куда или к кому можно обратиться за помощью?

 

 

 

 

Можно прочитать в учебнике

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

Читаем в учебнике на с 101 текст с ключиком.

А теперь я хотела бы узнать:

Что такое суффикс?
Для чего он служит?
Где он стоит в словах?
Как обозначается суффикс?
Какое название дадите теме нашего урока?

Читают

 

 

 

Суффикс.

Физкультминутка. (Приложение 4)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное действие в типовых ситуациях, организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполненной самостоятельной работы.

1. Поработаем в парах. Не забываем о правилах работы в парах.

Давайте попробуем образовать новые слова с помощью суффиксов. Даны части слова. Суффиксы напечатаны красным цветом. (Приложение 2)

-сад-, -дом-, -кот-, -тигр- ; (-ик-, -ищ-, -ёнок-, -ёнок-) -е

Какой можно сделать вывод? Для чего служит суффикс?

Достаточно ли одного упражнения чтобы усвоить новый материал? Что надо сделать?

2. Запишите эти слова в тетрадь и разберите их по составу: найти корень, окончание, суффикс (проверка по эталону– карточка у учителя).

Мамочка, березка, водичка, носики, травушка.

3. Карточка дополнительная (Приложение 3):

Допиши ряды слов. Обозначь суффиксы.

  • Медведь-медведица-медвежонок
  • Волк-волчица-волчонок
  • Тигр-тигрица – тигренок
  • Орел-орлица-орленок
  • Заяц-зайчиха-зайчонок
  • Лось-лосиха-лосенок
Работа в парах.

 

 

 

 

 

Работа самостоятельно.

7. Рефлексия учебной деятельности

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, провести рефлексивный анализ с точки зрения выполнения учебной задачи.

Что нового узнали на уроке?

(Какова была цель урока?)

Что узнали о суффиксе?

С какими затруднениями вы сегодня столкнулись?
Над чем ещё надо потренироваться на следующих уроках?
Вы хотели бы еще узнать о суффиксах и их значениях?

Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях знак суффикса цветным карандашом:

  • зеленый – всё понятно;
  • желтый – остались вопросы;
  • красный – многое непонятно.
 
8. Домашнее задание. Где мы можем потренироваться? (В домашней работе.)

– Учебник с.102 упр.4.
– Доп. задание: с.103 упр.5 (оно трудное).

В домашней работе.