Задачи урока:
- формировать представление о понятии суффикс как части слова и его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;
- закреплять навыки нахождения в словах частей слова: корень и окончание;
- развивать мыслительные операции: мышление, умение анализировать, сравнивать;
- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, учебник “Русский язык” 2класс, 1 часть с.100, раздаточный материал.
Этапы урока и их цели | Деятельность учителя | Деятельность и предположительные ответы обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Послушайте стихотворение:
(Приложение 4)
Можно сказать, что это стихотворение об учениках нашего класса? Как учатся настоящие ученики? Что значит уметь учиться? С чего начнем наш урок? |
Да Сами Узнать, чего я еще не знаю и самому найти способ. Повторим необходимые знания. |
2. Актуализация знаний. Цель: актуализировать имеющиеся знания достаточные для получения нового знания. |
1. Вспомните, из чего состоят слова? Скажите, какие части слова мы уже с вами знаем? Что вы знаете о корне? Что такое окончание? Как вы думаете, все ли части слова мы знаем? Готовы ли вы изучать новую часть слова? 2. Поработаем в парах. Вспомним правила работы в парах. Прочитайте предложения, записанные на доске и у вас на карточках. Выделите в словах, которые обозначают детенышей животных, части слова. (Приложение 1) Слон со слоненком Лось с лосенком Лиса с лисенком Все ли части слова вы выделили? Почему не смогли? |
Из частей (из букв, из слогов) Корень, окончание
Нет
Да Один вслух, другие следят глазами.
Самостоятельно выделяют. Затем вызвать к доске разные варианты ответов.
Нет
Потому, что появилась часть слова, которую мы не изучали. |
3. Создание проблемной ситуации. Цель: зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний. |
На какой же вопрос нам предстоит ответить? Какую цель поставим перед собой? (Что будем узнавать?) |
Как называется новая часть слова. Познакомиться с новой частью слова. |
4. Поиск решения проблемной ситуации. | Какие есть предположения, как превратить нам наше
незнание в знание? Как определить название этой части слова? Для чего она служит? Каким значком её обозначают? Где в слове находиться она? Куда или к кому можно обратиться за помощью? |
Можно прочитать в учебнике |
5. Первичное закрепление с проговариванием во
внешней речи. Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. |
Читаем в учебнике на с 101 текст с ключиком. А теперь я хотела бы узнать: Что такое суффикс? |
Читают
Суффикс. |
Физкультминутка. (Приложение 4) | ||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное действие в типовых ситуациях, организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполненной самостоятельной работы. |
1. Поработаем в парах. Не забываем о правилах работы в
парах. Давайте попробуем образовать новые слова с помощью суффиксов. Даны части слова. Суффиксы напечатаны красным цветом. (Приложение 2) -сад-, -дом-, -кот-, -тигр- ; (-ик-, -ищ-, -ёнок-, -ёнок-) -е Какой можно сделать вывод? Для чего служит суффикс? Достаточно ли одного упражнения чтобы усвоить новый материал? Что надо сделать? 2. Запишите эти слова в тетрадь и разберите их по составу: найти корень, окончание, суффикс (проверка по эталону– карточка у учителя). Мамочка, березка, водичка, носики, травушка. 3. Карточка дополнительная (Приложение 3): Допиши ряды слов. Обозначь суффиксы.
|
Работа в парах.
Работа самостоятельно. |
7. Рефлексия учебной деятельности Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, провести рефлексивный анализ с точки зрения выполнения учебной задачи. |
Что нового узнали на уроке? (Какова была цель урока?) Что узнали о суффиксе? С какими затруднениями вы сегодня столкнулись? Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях знак суффикса цветным карандашом:
|
|
8. Домашнее задание. | Где мы можем потренироваться? (В домашней работе.)
– Учебник с.102 упр.4. |
В домашней работе. |