Данная тема представлена значительным объёмом содержания учебного материала (10 уроков) и является ключевой. Результаты обучения русскому языку в 5 классе зависят от того, как построена работа по словообразованию. Уже с самого начала учебного года необходимо показать школьникам, что морфема – значимая часть слова и что этим её свойством можно и нужно пользоваться при анализе слова. Очень важно, чтобы учащиеся научились безошибочно выделять в слове морфемы, усвоить, как подойти к слову, чтобы правильно разобраться в его морфемном составе. Результаты контрольных работ показывают, что ученики 5-ых классов допускают многочисленные ошибки в разборе слов по составу, причём количество ошибок увеличивается по мере перехода из класса в класс. Основная причина этого недостатка – формальный подход к анализу структуры слова. Учащиеся относятся к слову как к набору морфем. Поэтому, разбирая слово по составу, ученик озабочен прежде всего тем, как выделить его отдельные части, уже встречавшиеся ему в других словах. При этом он полагается на внешнее сходство каких-то частей разных слов. Оттого и появляется суффикс – чик в словах мячик, ключик, кончик, зайчик, морфема – щик в словах ящик, хрящик, лещик. Так ученик приучается отыскивать в словах знакомые значимые части. Такой подход порождает появление в словах несуществующих морфем (при-ход-ить, велич-ай-ший, деш-евый). Но ведь слово – это не набор морфем. Строение слова является результатом слово-и формообразовательных процессов. Поэтому главная цель уроков – учитывать не только отношение “морфема-морфема”, но и “слово-слово”. Таким образом, выделяя служебные морфемы в слове каменщик, ученик будет сопоставлять его с тем словом, от которого оно образовано. Суффикс – щик выделяется в результате такой мыслительной цепочки: каменщик “тот, кто производит кладку из камня” камень+- щик. Если затем ученику предложить сопоставить это слово со словом плащик, он поймёт, что в последнем нет и не может суффикса – щик. Значение слова плащик не содержит элемента “тот, кто …”(значение лица, профессии), который передаётся суффиксом – щик. Плащик – это “маленький плащ, значение “маленький” вносит в существительное морфема –ик, она-то и выделяется в этом слове. Поэтому необходимо отказаться от противопоставления морфемного и словообразовательного анализа, так как правильное членение слова на значимые части невозможно без последовательного выделения в нём значимых частей в соответствии с тем, как в его строении отражён словообразовательный процесс.
Уроки, кроме первого, построены так, чтобы резко противопоставить и отграничить процессы формо-и словообразования, в которых участвуют морфемы. В результате такого построения обучения учащиеся должны понять, как образуется форма слова и как образуется новое слово с новым лексическим значением.
Урок №1
Тема: Морфема – значимая часть слова.
Цели урока:
- познакомить с основными задачами раздела (что нового предстоит узнать и зачем нужны эти сведения о языке);
- показать связь значения корня, приставки, и суффикса с лексическим значением слова;
- напомнить ученикам смысл формулы “значение окончания = форма слова” и подчеркнуть, что окончание не участвует в образовании нового слова.
Этот урок будет обобщающе-повторительным, что само по себе является необычным для первого урока по новой теме.
Урок № 2
Тема: Как образуются формы слова.
Цели:
- познакомить с механизмом образования форм слова с помощью окончания;
- познакомить с основными значениями нулевого окончания и тренировать в умении опознавать это окончание.
В результате той работы, которая проводилась в I и II четверти, у школьников накопилось немало важных сведений об окончании как формообразующей морфеме. Эти знания, конечно, облегчат им восприятие нового материала. При выделении в слове флексии, конечно, нужно учитывать, что она сама по себе не существует в языке, а, образуя грамматическую форму слова, выделяется в парадигме. С этой точки зрения, более уместна традиционная запись на уроке, которая в необходимой последовательности перечисляет все формы слова (например, падежные формы существительного). Такая запись помогает школьнику уловить главное: замена окончания изменяет грамматический статус слова. Ядром этого урока может стать схема:
Учитель рисует на доске эту схему так, чтобы в неё можно было вписать необходимую информацию, стереть её, когда потребуется , и внести новые сведения. Важно, чтобы не забывалось главное: замена окончания не формальный, механический процесс, не просто замена букв – замена окончаний меняет грамматический статус слова. Вот почему эта схема должна содержать и информацию о значении окончания. В течение урока эта схема может обновляться за счёт примеров, но суть её, “образ” её останутся в памяти ученика неизменными.
Эта схема поможет детям лучше понять и природу нулевого окончания, которое выделяется по соотношению с другими формами слова. Так, разбирая слово страна и его формы, пятиклассники сталкиваются с необходимостью записать окончание, передающее форму родительного падежа мн. числа. Оказывается, в “квадратик” записывать нечего. Окончание есть (потому что есть значение), а буквы для его выражения нет. Вот таким образом – от значения окончания – лучше строить работу с этим видом флексии. На данном этапе обучения в центре внимания оказываются только несколько форм, имеющих нулевое окончание.
Урок № 3. (Приложение)
Урок № 8. (Приложение)