Учебно-исследовательская деятельность на уроках русского языка, функциональные омонимы

Разделы: Русский язык


Цель урока: углубить представление учащихся о многочленных функциональных омонимах на примере морфологического анализа слова ОДИН через организацию на занятии исследовательской деятельности.

Задачи:

  • сформировать умение определять морфологический статус слова ОДИН;
  • развивать познавательный интерес и самостоятельность мышления;
  • развивать умение обобщать изученные языковые факты.

Предварительная подготовка учителя:

  1. Презентация Microsoft PowerPoint.
  2. Подготовка раздаточного материала (лист с заданиями и обобщающей таблицей для каждого ученика).

Содержание занятия

1. Повторение изученного материала.

Учитель: Сегодня мы вновь обращаемся к изучению темы “Функциональные омонимы”. Вспомните их определение.

Учащиеся: Функциональные омонимы – это этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи. Они могут составлять двучленные и многочленные ряды, в которых есть исходное слово и слово (слова), образованные от исходного морфолого-синтаксическим способом.

Учитель: Приведите примеры таких омонимов.

Учащиеся: Больной (сущ.) заснул.— Больной (прилаг.) ребёнок заснул.

В первом предложении слово больной — существительное, выполняет функцию подлежащего. Во втором предложении слово больной — прилагательное, в предложении выполняет функцию определения.

Возможные примеры:

  • блестящий (причастие) – блестящий (имя прилагательное),
  • благодаря (деепричастие) – благодаря (предлог),
  • вокруг (наречие) – вокруг (предлог),
  • что (местоимение) – что (союз),
  • хорошо (наречие) – хорошо (слово категории состояния) – хорошо (в значении “оценка” – имя существительное и т.д.

Учитель: На какие критерии мы можем опираться для определения морфологического статуса функциональных омонимов?

Учащиеся: 1) вопрос, 2) значение, 3) синтаксическая роль слова, 4) метод замены.

Учитель: От исходного слова ОДИН, о котором сегодня пойдёт речь, образуется многочленный ряд функциональных омонимов, которые нам необходимо научиться различать. Но вначале небольшая этимологическая справка об этом слове.

Учащийся (индивидуальное исследовательское задание): Восточнославянское слово ОДИН восходит к общеславянскому ЕДИНЪ, которое в свою очередь образовано из двух слов: ЕДЪ (усилительная частица со значением “только”, “именно”) и ИНЪ (“один”). От этих корней образованы следующие слова: один, иной (первоначальное значение – “один”), инок (монах), иначе, единый, единение.

Учитель: Назовите основные морфологические особенности этого числительного.

Учащиеся: Это количественное числительное, обозначающее целое число.

Оно сохраняет в современном русском языке родовые различия (один мальчик, одна девочка, одно яблоко) и своё старое склонение по образцу местоимений и полных прилагательных (одного, одному и т.д.).

Форма одни имеет формальный показатель множественного числа (окончание –и), но значения множественности не выражает, так как это противоречит самому значению слова один. Эта форма употребляется как числительное только в сочетании с существительными, имеющими только форму множественного числа или обозначающими парные предметы (одни сутки, одни ворота, одни брюки, одни сапоги.)

2. Постановка проблемы.

Учитель: Рассмотрим следующий пример.

Раз он в море закинул невод,– пришёл невод с одною тиной… В третий раз закинул он невод, – пришёл невод с одною рыбкой.

Можно ли оба употреблённые в нём слова ОДИН отнести к числительным? Почему?

Учащиеся: Эти слова относятся к разным частям речи.

Во втором примере слово один имеет количественное значение (можно сказать невод с одной рыбкой – невод с двумя рыбками), его можно заменить цифрой 1, оно отвечает на вопрос сколько?. Значит, это имя числительное.

А в первом предложении слово не имеет количественного значения (нельзя сказать невод с одною тиной – невод с двумя тинами), слово один нельзя заменить цифрой, но оно легко заменяется частицей только. Кроме того, указанное слово не отвечает на вопрос. Значит, перед нами частица.

Учитель: Внесём выводы в итоговую таблицу.

3. Самостоятельная работа в группах.

Учитель: Рассмотрите ещё несколько примеров со словом ОДИН. Пользуясь предложенными критериями, определите морфологический статус выделенных слов. Внесите результаты своих наблюдений в таблицу.

  • Неужели мне остались одни воспоминания?
  • Если один из друзей молчал, смеялся и пел другой.
  • В одном департаменте служил один чиновник.
  • Они служили в одном полку.
  • Ивины приходились нам родственниками и были одних лет с нами.
  • Комнатка такая маленькая, что в ней может поместиться только один человек.
  • Оставшись один, он вернулся к столу.

4. Выступления представителей групп с подготовленными сообщениями и обсуждение результатов работы.

  • Неужели мне остались одни воспоминания?

(= только, частица)

  • Если один из друзей молчал, смеялся и пел другой.

(= какой-то, местоимение)

  • В одном департаменте служил один чиновник.

(= некоем, некий либо каком-то, какой-то; местоимение)

  • Они служили в одном полку.

(= том же, том же самом; местоимение)

  • Ивины приходились нам родственниками и были одних лет с нами.

(= одинаковых, прилагательное)

  • Комнатка такая маленькая, что в ней может поместиться только один человек.

(=1, числительное)

  • Оставшись один, он вернулся к столу.

(= в отдельности, без других; наречие)

5. Заполнение итоговой таблицы.

  Числительное Прилагательное Местоимение Наречие Частица

Значение

Количество

Признак предмета

Указывает на признак

Признак признака или действия

Выделяет слово

Вопрос

Сколько?

Какой?

Какой?

Как?

Не отвечает на вопрос

Синтаксич. роль

Связано с существ-ным и является с ним одним членом предложения

Связано с существным (местоимением) и является определением

Связано с существ-ным и является определением

Связано с глаголом, деепр-ем и является обстоят-вом

Синтаксически независима

Метод замены

=1

(можно заменить цифрой)

= в отдельности, без других, одинокий, одинаковый

= некий, какой-то, тот же самый

= в отдельности, без других

= только, лишь

6. Выполнение заданий повышенной сложности.

Учитель: Определите частеречную принадлежность слова ОДИН в предложении.

На столе лежали одни ножницы.

Учащиеся: Однозначный ответ невозможен.

На столе лежали одни (т.е. в количестве одного экземпляра) ножницы. (Числительное.)

На столе лежали одни (=только) ножницы. (Больше на столе ничего не было). (Частица.)

Чтобы мысль была более ясной, надо либо заменить слово один на частицу только (На столе лежали только ножницы), либо расширить контекст (например, На столе лежали одни ножницы и два листа бумаги).

Учитель: Ещё один пример.

Выхожу один я на дорогу.

Учащиеся: Возможны два варианта ответа.

1. Слово ОДИН зависит от глагола ВЫХОЖУ, отвечает на вопрос как? каким образом?, так как реализует значение “в одиночестве”, “отдельно”, “без других”; выполняет функцию обстоятельства. Следовательно, слово ОДИН выступает в качестве наречия.

2. Слово ОДИН зависит от местоимения Я, отвечает на вопрос какой?, реализует определительное значение (“в одиночестве”, “отдельно”, “без других”, “'без посторонних”), может быть заменено прилагательным ОДИНОКИЙ (ср. Одинокий путник выходит на дорогу). Таким образом, слово является прилагательным.

Учитель: В этом предложении мы можем наблюдать такое явление, как дуплексная связь, т.е. двусторонняя связь, когда к одному слову можно задать вопрос от разных членов предложения.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание на выбор:

  1. Написать творческую работу на тему “Приключения слова ОДИН в стране “Линвистике”.
  2. Подобрать 5 примеров использования слова ОДИН в художественной литературе. Указать его морфологический статус.

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник для школ и классов с углубл. изуч. рус. яз. – М.: Дрофа, 2000. – 432 с.
  2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка – М.: Дрофа, 2000. – С. 194.
  3. Региональные олимпиады школьников по русскому языку: Московская область, I-IV олимпиады 2000-2003гг. 8-11 кл.: Учебно-методическое пособие/ Авт.-сост. Н..Г.Гольцова, Л.Ф. Копосов, И.В.Шамшин.– М.: Дрофа, 2004. – С.433-434.