Цели урока:
- проверить знания, умения и навыки по теме «Причастие»;
- развивать умение учащихся в игровой манере работать с научным материалом;
- формировать интерес к предмету.
Оборудование: плакат, карточки с заданиями в форме модулей.
Ход урока
1. Оргмомент.
Объявление темы и целей урока. Установка, в какой форме будет организована работа на уроке.
Учитель. Чтобы нам было интересно на уроке, давайте представим, что мы попали в чудесную страну «Причастие», населённую принцессами, Кощеями и другими сказочными героями. И чтобы её пройти за такой короткий срок, нужно проявлять ловкость, умение и сноровку.
2. Беседа с учащимися с последующим заданием в форме модулей.
- Что называется причастием?
- На какие две группы делятся причастия?
- В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями?
Задание «Проберитесь через Кощеево царство».
Пробраться через это царство, где на каждом шагу встречается опасность можно только в том случае, если вы найдёте в тексте действительные и страдательные причастия и выпишите в тетрадь.
а) учитель читает текст;
Замок Кощея находился на полуразрушенной скале, недалеко от пылающего озера. На берегу застыли окаменевшие фигуры рыдающих девушек. Это были сказочные красавицы, не желавшие выходить замуж за Кощея. Разбушевавшийся Кощей превратил их в камень. По небу летала в своей ступе Баба-Яга, поселившаяся в сторожке на курьих ножках ещё в стародавние времена. Тогда она, ещё совсем юная, частенько сиживала у окна с вышиванием, а молодой Кощей, прогуливавшийся по лесу, останавливался поглазеть на неё. Но однажды произошла ссора, разрушившая дружбу Яги и Кощея. Теперь Яга превратилась в лазутчицу, потихоньку освобождавшую невольниц, заколдованных Кощеем.
б) учащиеся выписывают действительные и страдательные причастия;
Действительные причастия |
Страдательные причастия |
|
Пылающего, рыдающих, окаменевшие, |
Полуразрушенной, заколдованных. |
|
не желавшие, разбушевавшийся, |
|
|
прогуливавшийся, разрушившая. |
|
в) проверка.
- Что такое причастный оборот?
Задание. Синтаксический разбор предложения.
На еловой ветке, унизанной бурыми шишками, сидит красивый пышный зверёк.
Задание «Выручите Русалочку». Русалочка пишет письмо в газету, но затрудняется в постановке знаков препинания.
Карточки с заданиями на партах учащихся. Читают предложения, объясняют постановку знаков препинания.
- Как пишутся причастия с не?
Задание-тест «Освободите дорогу». (Плакат на доске)
Завал на дороге. Лягушатам самостоятельно не справиться.
- Что вы знаете о написании не с краткими причастиями?
Задание «Продолжите предложение».
Говорит учитель |
Пишут ученики |
|
У аккуратного ученика книги сложены, уроки выполнены, волосы причесаны. |
У неряхи и лентяя не _сложены, не_выполнены, не_причесаны. |
Задание-тест. А нас всех ждёт в гостях лягушка-мать. Хозяйку задерживает меню. Помогите ей.
-Н- и –нн- в причастиях.
Оформите грамотно меню.
- Картошка жаре..ая.
- Борщ из кваше..ой капусты.
- Бульон кури..ый с сушё..ыми грибами.
- Кипячё..ое молоко.
- Бутерброд с топлё..ым маслом и колбасой.
- Копчё..ая рыба.
- Котлеты сви..ые
- Тушё..ые овощи.
- Калё..ые орехи.
- Солё..ые рыжики.
- Маринова..ые томаты.
- Испечё..ый картофель.
- Мочё..ые яблоки.
- Газирова..ая вода.
- Остуже..ый клюкве..ый морс.
Задание. И последнее испытание. Мы уже на границе государства и скоро его покинем. Найдите и исправьте ошибки в предложениях с причастием.
Подгоняемая лодка неслась по реке ветром.
Плакат, нарисуемый художником, повесили в классе.
3. Итог урока.
Мы повторили сведения о причастии, хорошо усвоили материал и можем переходить к другой теме, т.е. отправляться в путешествие в страну «Деепричастие».
- Оценки за урок.
- Домашнее задание. Подготовьте друг для друга карточки с заданием на любое правило по теме «Причастие» с использованием сказок, художественных произведений, фантазии.